Кружок "Ателье Фантазий" для детей от 4 до 5 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. И в настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_4-5_letlet_.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 1 «Сказка»

                                             

Кружок

«Ателье Фантазий»

для детей

от 4  до 5 лет    

Разработала  воспитатель:

Шемякова Л. Н

Мегион 2020 г.

Содержание

Пояснительная записка

3

    2

Цели и задачи

4

3

Ожидаемый результат

5

4

Форма, содержание занятий

6

5

Техническое оснащение занятий

6

6

Календарно – тематическое план

7

7

Список литература

   14

  1. Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. И в настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
  • Обучать различным приёмам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа рассчитана для детей среднего возраста от 4 до 5лет.

Срок реализации: 1 год.  

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во  вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.

 Общее количество занятий в год -32.

Количество детей  9 человек,

Методы  работы:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • практические
  •  наглядный.
  • Игровые

Используемые методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Должны уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • различать материалы по их назначению;
  • качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • составление альбома лучших работ.

Форма, содержание занятий

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.
  • Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
  • Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
  • Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  • Здоровье: физкультминутки.
  • Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
  • Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Техническое оснащение занятий.

  • цветная бумага,
  • гофрированный картон;
  • картон белый и цветной,
  • клей
  • бумажные полоски шириной 5-7 мм,
  • стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • салфетки,
  • клеенка.

Календарно-тематический план занятий кружка «Ателье Фантазий»

№ п/п

Тема

Задачи

Оборудование

1

Волшебная бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д.  Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Побеседовать, для чего нам нужна бумага. Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная и цветная бумага; предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета;

2

 Фруктовый сад

 Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону

Листы белой бумаги с силуэтами фруктов, цветная бумага, клей-карандаш, тряпочки, клеенки

3

Рыбки в водице

Закреплять представление детей о море и их обитателях; учить составлять гармоничные образы рыб из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); учить вырезать круги и овалы из квадратов или прямоугольников путем закругления углов;  

Прямоугольники разной формы, ножницы, клей, клеенки, салфетки, бросовый материал,  лист - ватмана.

4

У солнышка в гостях
(сюжетная)

Учить детей создавать простой аппликативный сюжет по мотивам сказок, подвести к пониманию обобщенного способа изображения животных, развивать чувство цвета, формы и композиции, воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность

Листы бумаги белого и голубого цвета для фона; Бумажные квадраты желтого или оранжевого цвета разного размера. Ножницы,  клей;  кисточки; цветные карандаши или фломастеры;  салфетки.

Октябрь

1

Осенние листочки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, салфетки.

2

Дождик, дождик – кап, кап

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Зонтик, 1/2 белого картона, цветная бумага  (оттенки синего) клей, кисти, салфетки

3

Яблоки в корзине

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, намазывать  клеем их  и приклеивать  к картону, аккуратно работать с клеем.  

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей

4

Ветка рябины

(коллективная работа).

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

¼ тонированного листа ватмана, засушенные  листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

1

Деревья

Формировать умение детей работать с клеем, используя кисть. Развивать мелкую моторику учить отрывать мелкие кусочки ваты от большого кусочка. Развивать восприятие, чувство цвета, 

Бумага голубого или синего цвета с наклеенным или нарисованным  деревом, клей, салфетки, кисточки для нанесения клея, вата

2

Первый снегопад

Учить создавать образ облаков, снежинок,  пользоваться клеем, упражнять в аккуратном намазывании. Развивать ориентировку на листе бумаги, находить места для наклеивания облаков, снежинок, снега вод ногами.

Картон темно фиолетового цвета, вата, бумажные салфетки белого цвета, клей ПВА, кисточки, доски для работы.

3

Весёлый клоун

Учить складывать  и наклеивать  готовые  формы,  сопоставлять  их с образцом соотносить их  по размеру и цвету.

 Клей, цветная бумага, альбомный лист ½.

4

Петушок-золотой гребешок

(коллективная работа)

Упражнять сминать комочки  и скатывать  в жгутики полоски от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Декабрь

1

Сугробы, снег на деревьях

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

2

Мы слепили снеговика (коллективная работа)

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить  работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона,  клей, кисти, салфетки

3

“Бусы на елку”

Учить детей наклеивать готовые формы, чередуя по цвету; закреплять навыки ориентирования на плоскости листа.

1/2 альбомного листа с нарисованной нитью для бус, готовые формы (кружки красного, синего цветов), клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка, поднос.

4

Новогодняя  ёлочка

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

Треугольники зелёного цвета, салфетки белого цвета, клей, ½ альбомного листа .

Январь

1

Зайка беленький сидит (коллективная работа)

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

2

На полянку на лужок тихо падает снежок

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

3

“Полотенце для зайчат”

Учить располагать подготовленные фигуры (круг, треугольник) на середине листа; закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа.

Игрушка зайка, образец “полотенца”, цветная основа 10х20см с выполненной бахромой, готовые формы (круги, треугольники), клей. кисть, клеенка, тряпочка.

Февраль

1

Котенок по имени «Гав»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки

2

Кудрявый барашек

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

3

Рыбки в аквариуме

Учить вырезать рыбок из квадрата, располагать их на всем пространстве листа, сочетая по цвету и величине

Разноцветные квадраты, клей., альбомный лист, тонированный лист альбома.

4

Летят самолеты

(коллективная работа)

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов (прямоугольники, полоски), цветная бумага клей, кисти, салфетки.

Март

1

Цветы в подарок маме

(коллективная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

2

Смотрит солнышко в окошко

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

3

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

(коллективная работа 2 занятия)

Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в  клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка  курочки, клей, кисти, салфетки

Апрель

1

Облака – белогривые лошадки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща .

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

2

Белые кораблики

(коллективная работа)

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

3

Веселый клоун

Изготовление в технике бумагопластика мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

4

Колобок -румяный бок

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка

Май

1

Праздничный салют

(коллективная работа)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

2

Божья коровка-

полети на небо

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Игрушка божья коровка,

½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

3

Гусеница

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

4

Одуванчики в траве

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

Список литературы:

1. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

2. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – Оникс, 2009 г.

Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

3.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

4.Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

5.Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»

Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...

Кружок по подготовке детей к школе

Рабочая программа по подготовке детей к школе...

Кружок "Такие разные дети"

Целью дополнительной образовательной программы  является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учрежден...

Театральный кружок «Щелкунчик» для детей старшей группы

Цель кружка: формировать творческой личности ребенка средствами  театральной деятельности....

Кружок "Здоровячок" для детей 2-3 лет музыкально-оздоровительной направленности

Перспективный и календарный план кружка "Здоровячок" для детей 2-3 лет музыкально-оздоровительной направленности...

Конспект .Сюжетно-ролевая игра «Ателье» для детей старшего дошкольного возраста

- Развивать творческую активность детей в игровой деятельности.- Познакомить детей с работой швеи, закройщика, модельера, гладильщика, механика по ремонту швейных машин показать как из куска ткани пол...