Рабочая программа по лепке из глины .
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сайгушева Ольга Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям средней,старшей и подготовительных групп по направлению дополнительное образование.В материале представлен календарно-тематический план работы по лепке из глины по трем возрастным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lepke_na_tri_goda_na_sayt.docx53.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»

Рассмотрено:

 на заседании педагогического

 совета протокол № ___ от «___» _______________20____г.

Утверждено: 

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 51 р. п. Сенной»                                                                              

_______________ О.А. Плаксина                                                    

                                                                                                                 

:

Направленность: художественно - эстетическая

Форма реализации: очная

Срок освоения: 3 года

                                                                                                          Автор-составитель:

                                                                            Сайгушева Ольга Владимировна,

                                                                                          воспитатель

                                                        Сенной

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….……………… 3

1.1 .Пояснительная записка………………………………………….…………………... 3

1.2. Цель и задачи программы………………………………………….………………... 4

1.3. Содержание программы…………………………………………….………………. .5

1.3.1. Календарный учебный график ………………………………………………....... 6

1.3.2. Учебно – тематический план ……………………………………………………...7

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………… 14

Раздел 2. Условия реализации программы ……………………..................................... 16

Список литературы……………………………………………………………………….16

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы

В дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Одним из видов продуктивной деятельности и народного художественного творчества является лепка из глины. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, а также, ознакомление дошкольников с национальными особенностями лепки из глины, обучение их элементарных приемам лепки посуды, игрушек способствует патриотическому воспитанию малышей.

Реализация программы дополнительного образования «Волшебные ручки» (далее – Программа) способствует развитию у дошкольников эмоционально – эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества, приобщению к богатствам национальной культуры. Для этого вся образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения в изготовлении самостоятельного продукта. Этой цели служат все используемые техники и способы изготовления творческих работ в продуктивной деятельности. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков  в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Программа включает в себя занятия по лепке из глины и роспись готового изделия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность Программы состоит и в том, что она приобщает детей к искусству народных промыслов и формирует художественно - творческую активность через создание учебных работ на основе приемов и методов лепки.

Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные техники лепки богаты и разнообразны, но при этом доступны. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- развивается координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразия сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, цвета);

- ребенок учится планировать работу и доводить ее до конца,  учится предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- формируются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, что способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Особенностью Программы является   возможность   решения задач  в  области   познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально личностного - развития  дошкольника  в единстве.  Поэтому в ее содержании и   технологии   реализации предусматривается интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и др.

1.2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является развитие эстетического и художественно – творческого  опыта детей дошкольного возраста: расширение их  кругозора, развитие  стойкого  интереса у детей  к  творчеству, к народному искусству; а также выявление и развитие творческих способностей на занятиях лепкой, для дальнейшей самореализации.

Задачи  Программы:

Образовательные:

•        формировать знания, умения и навыки работы с глиной;

•        научить применять способы лепки из глины;

•        знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины;

•        научить детей работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;

•        формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать взаимопомощь.

•        формировать умение составлять простые композиции.

Развивающие:

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать умение наблюдать, выделять главное и развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;

- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

- развивать образное мышление и воображение.

Воспитательные:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной деятельностью;

-  воспитывать самостоятельность;

-  воспитывать уверенность в своих силах;

-  воспитывать наблюдательность и усидчивость.

Технические:

- развивать координацию движения рук;

- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

-   использовать   в   работе   различные   способы   лепки:   пластический, конструктивный,   комбинированный.   А    также,   различные   приемы   лепки: скатывание,   раскатывание,   оттягивание,   сглаживание,   вдавливание, прижимание, промазывание.

Социально - коммуникативные:

-   создать   благоприятную   атмосферу   для   неформального   общения   детей, увлеченных общим делом;

- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

-   научить   детей   интересно   организовывать   досуг,   ориентировать   их   на дальнейшее познание и творчество в жизни.

1.3. Содержание Программы

Содержание Программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей глины.

Образовательный процесс организован в соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями детей.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации Программы от 4  до 7 лет.

Основной формой работы является кружковое занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны музыкальное сопровождение, стихи, загадки, дидактические игры. Выбор форм и методов обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

Программа рассчитана на три  года обучения. Объем часов в год на каждую группу составляет 36 учебных часов.

 В летнее время работа кружка предусмотрена и составляет 12 учебных часов в каждой возрастной категории.

Возраст

Продолжительность 

занятия

Периодичность

в неделю

Количество

занятий в год

Первый год обучения

(4 – 5 лет)

20 минут

1 раз

48

Второй год обучения

(5 – 6 лет)

25 минут

1 раз

48

Третий год обучения

(6 – 7 лет)

30 минут

1 раз

48

Занятия проводятся во вторую половину дня в свободное время. Расписание предполагает по 1 учебному часу в неделю на каждую группу.

Принципы построения Программы:

-Доступность.

- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

-Принцип индивидуального подхода.

Технологии, применяемые в ходе реализации Программы:

-Игровое обучение

-Педагогика сотрудничества

Методы, применяемые в ходе реализации Программы:

-Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

-Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

-Практический

Условия реализации Программы:

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

В процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

1.3.1. Годовой календарный учебный график

№ 

п/п

Содержание

годового календарного учебного

графика

Наименование образовательной услуги

Программа

«Волшебные ручки»

1

Возрастная категория

4-5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

2

Сроки реализации

В течение календарного учебного года и летний оздоровительный период

3

Длительность одного занятия

20 минут

25 минут

30 минут

4

Количество занятий в неделю

1

1

1

5

Количество занятий в год

48

48

48

6

Регламентирование

образовательной деятельности

II половина дня

II половина дня

II половина дня

7

Сроки проведения педагогической диагностики

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

8

Сроки проведения отчетных мероприятий для родителей

2 раза в год

2 раза в год

2 раза в год

9

Праздничные

(выходные)

дни

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.

10

Родительское собрание

«Воспитываем творческую личность »

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

11

Консультация

«Глина – природный материал», «Развитие изобразительных способностей»

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

12

Выставка

«Чудеса из глины»

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

13

Индивидуальное консультирование

родителей

По мере

необходимости

По мере

необходимости

По мере необходимости

14

Оформление

информационных стендов для родителей «Творим своими руками»

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1.3.2. Учебно - тематический план

средняя группа  (4-5 лет)

Месяц

Название раздела

Содержание

                              сентябрь

1.Знакомство с глиной, как с природным материалом

Развитие интереса к лепке. Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. 

2.Экспериментальная деятельность: выявление свойства глины, сравнивание свойств сухой и мокрой глины.

Дать знания о свойствах сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.

3.«Грибная поляна»

Учить детей делить кусок глины на две части, раскатывать из маленьких кусочков глины столбики и шарики, соединять их.

4. «Подружусь я с красками» роспись изделия.

Учить детей аккуратно раскрашивать готовое изделие, развивать мелкую моторику рук, глазомер. Учить детей доводить начатое дело до конца.

октябрь

1.«Яблоки и сливы»

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

2. «Подружусь я с красками» роспись изделия.

Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть.

3. «Огурец и свекла»

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы, кругообразными при лепке предметов круглой формы.

4. . «Подружусь я с красками» роспись изделия.

учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями-стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

ноябрь

1. «Чашка на блюдце» 

 Развивать умение скатывать шар, сдавливать его пальцами, оформлять края блюдца и чашки, вылепливать ручки у приборов. 

2. «Подружусь я с красками» роспись изделия.

Стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей при росписи готового изделия.

3. «Печенье»      

Напомнить детям свойства глины, закрепить приемы его использования: прощипывания, сплющивание, украшать изделие, оставляя узоры крышечками от фломастеров, стеками.

4. «Подружусь я с красками» роспись изделия.

- учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями-стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

декабрь

1 «Вкусные конфетки»

Продолжать учить детей лепить из глины шарик, сплющивать его между ладоней, моделировать конфеты.

2. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

-учить детей радоваться полученному результату, выражать эмоционально свою радость, работать в коллективе.

3. « Снеговик»

 Продолжать учить детей моделировать предмет, состоящий из нескольких частей круглой формы.

4. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

Стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей при росписи готового изделия.

январь

1. «Угостим зайчиков морковкой»

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с глиной: раскатывания и сплющивания)

2. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями

3. «Колобок на пеньке поет песенку»

Учить детей делать композицию из двух частей (пенек, колобок) напомнить детям свойства глины, закрепить приемы ее использования.

4. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями - стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

Февраль

1.  « Девочка в шубке»

Учить детей лепить фигурку куклы из нескольких частей: голова -шар, туловище -конус, руки-столбики; плотно соединять части.

2. «Подружусь я с красками» роспись фигурки.

Продолжать учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями (глаза, нос, рот) стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей

3. «Самолет»

Закрепить знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научить лепить самолет познакомиться с профессией летчика. Закрепить приемы  лепки: оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

4. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

Учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями росписи.

март

1. «Цветы-сердечки»

Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам; поиск вариантов изображения цветов с элементами сердечками

2. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

Учить детей завершать образ предмета - воспитывать художественный вкус

3. «Уточка» (По дымковской игрушке)

Познакомить детей с дымковскими игрушками, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства.

4. «Подружусь я с красками» роспись фигурки.

Продолжать учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями, стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

апрель

1. « Ракета»

Дать знания о космонавтах, научить лепить ракету, путем вытягивания из цилиндра дополнительных частей предмета.

2.«Подружусь я с красками» роспись предмета.

- учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями, стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей

3. «Пасхальное яйцо».

Учить детей моделировать яйцо на подставке, украшать его при помощи отпечатков колпачками от фломастера. Дать представление о празднике «Пасха»

4.«Подружусь я с красками» роспись предмета.

учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями; развивать цветовосприятие.

май

1. День победы

Подарок ветеранам, знакомство с героическим прошлым народа; лепка барельефа.

2.«Подружусь я с красками» роспись фигурки.

-учить детей радоваться полученному результату, выражать эмоционально свою радость, работать в коллективе.

3. «Миски трех медведей»

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с глиной: раскатывания и сплющивания и т.д. Учить передавать размер мисок (самая большая, меньше, самая маленькая).

4. «Подружусь я с красками» роспись фигурки

Продолжать учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями - стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей

июнь

1. «Яичко не простое, а золотое»

Учить лепить яйцо в гнезде. Продолжать учить детей лепить в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, загиб края пальчиками (гнездо).

2. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

- учить детей завершать образ предмета - воспитывать художественный вкус.

3. Гусеница

Учить скатывать несколько маленьких шариков, соединять их в одно целое, плотно соединять детали между собой, используя примазывание.

4. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

Продолжать учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями, стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

июль

1. «Рыбка»        

Дать понятие о рыбках, научить лепить рыбок, способом вытягивания частей тела из целого куска глины.

2.«Подружусь я с красками» роспись предмета.

Закреплять умение раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями, стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

3. "Пирамидка"

Продолжать осваивать приемы работы с глиной: раскатывать глину между ладонями, выгибать исходную форму в колечко. Развивать эстетическое, образное мышление.

4.«Подружусь я с красками» роспись предмета.

Стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

август

1. «Яблочко на тарелочке»

Продолжать учить детей лепить из глины. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

2.«Подружусь я с красками» роспись предмета.

Продолжать учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями, стимулировать развитие фантазии, воображения, индивидуальных особенностей.

3. «Овощи с грядки»

Развивать  умение лепить объемные фигуры. закреплять умение соединять детали с помощью воды. Закреплять знания фруктов и овощей.

4. «Подружусь я с красками» роспись предмета.

Учить раскрашивать готовое изделие аккуратно, выбирая цвет по желанию, дополнять деталями росписи.

старшая группа (5-6 лет)

Месяц

Название раздела

Содержание

сентябрь

1. Знакомство с глиной, как с природным материалом

Закрепить представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. 

2. Русское народно – прикладное творчество «Глиняная игрушка» 

Расширить представление детей о народных промыслах, об изготовлении игрушек в разных регионах страны. Рассматривание глиняных игрушек

3. «Что нам осень принесла. Яблоко»

Учить детей лепить яблоко из двух частей: веточка и плод- упражнять приемы скатывания, вдавливания.

4. Роспись яблока

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов росписи яблока, развивать цветовое и эстетическое восприятие.

октябрь

1.«Мышки-малышки»

Учить моделировать мышку из шара, использовать приемы вытягивание, прищипывание. Развивать творчество, воображение при выполнении задания.

2.Роспись мышки.

Учить расписывать мышку по представлению; развивать мелкую моторики рук.

3. Лепка «Чашка на блюдце» 

Учить скатывать шар, сдавливать его пальцами, учить оформлять края блюдца и чашки, вылепливать ручки у приборов.

 4. Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка.

Учить красочно, оформлять свою работу стекой и гуашью.

ноябрь

1."Грибок" (лепка, установка предмета на подставку)

 Учить детей раскатывать из маленьких шариков глины столбики и шарики ,соединять их.

2. Роспись "Грибка".

Учить расписывать грибок по представлению

3. "Уточки в пруду -лепка по мотивам калининских игрушек.

Учить скатывать шар, вытягивать его пальцами, учить оформлять голову и хвост уточки. 

4. Роспись "Калининских уточек" (тычки).

Учить расписывать уточек по типу Калининского узора.

декабрь

1."Птица с красивыми крыльями" по восприятию.

Продолжать учить детей лепить из глины овал, вытягивать его, придавая форму птицы.

2.  Роспись "Птица (дымковский орнамент)

Учить расписывать птицу по мотивам «Дымки»

3. «Елочные игрушки».

Развивать умение моделировать игрушки круглой и овальной формы. Создать предновогоднее настроение.

4.Роспись елочных игрушек.

Развивать фантазию, эстетическое восприятие.

январь

1."Рыбка (лепка, использование печаток (чешуя) по представлению)

Развивать понятие о рыбках, закрепить умение лепить рыбок, делать чешуйки при помощи печаток.

2.  Роспись рыбки (по представлению)

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов росписи рыбок, развивать цветовое и эстетическое восприятие.

3. «Угощения на день рождения»

Закрепить умения детей в техниках лепки, приемах выполнение декоративных налепов разной формы. Напомнить детям свойства глины, закрепить приемы ее использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание .

4. Роспись угощения.

Учить расписывать предметы по представлению. Развивать цветовое и эстетическое восприятие.

Февраль

1. «Снежный кролик»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.

2. Роспись «Снежного кролика»

Учить расписывать предметы по представлению. Развивать цветовое и эстетическое восприятие.

3.  «Девочка в шубке».

 Познакомить с дымковской куклой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. Формировать умение детей лепит из нескольких частей. (шар, туловище (конус, руки (столбики, плотно соединять части.)

4. Роспись куклы.

Учить расписывать куклу по мотивам дымковской игрушки. Развивать цветовое и эстетическое восприятие.

март

1. «Цветы-сердечки» (рельефная декоративная лепка)

Создание рельефных украшений в подарок близким людям – мамам и бабушкам; поиск вариантов изображения цветов с элементами сердечками

2.Роспись украшений.

Развивать мелкую моторику, эстетические чувства.

.3. «Козлик» (по восприятию).

Продолжать учить детей лепить из глины .Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

4. Роспись "Козлика" (по мотивам дымки).

Учить расписывать козлика по мотивам Дымковской игрушки.

апрель

1«Барашек» (по образу филимоновской игрушки

Учить создавать образ филимоновских игрушек, используя известные приемы лепки: вытягивания, прищипывания и т.д.

2.Роспись «Барашка»

Учить украшать предмет элементами филимоновской росписи.

3. Пасхальное яйцо. Рельефная лепка.

 Продолжать учить делать налеп. Дать представление о празднике «Пасха» Развивать мелкую моторику рук, интерес к лепке, воображение, творческое мышление. Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа.

.4.Роспись «Пасхального яйца»

 Развивать воображение, творческое мышление, самостоятельность в выборе материалов и способов художественной выразительности.

май

1. Праздничный салют (Глина) Рельефная лепка.

Подарок ветеранам, знакомство с героическим прошлым народа; лепка барельефа.

2. Роспись барельефа

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. Воспитывать патриотические чувства.

3.  Барельефная лепка «Бабочки»

Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

4.Роспись барельефа

Учить детей продумывать последовательность работы. Расписывать бабочку по представлению.

июнь

1. Лепка. «Гусеница»

Учить скатывать несколько маленьких шариков, соединять их в одно целое, плотно соединять детали между собой, используя примазывание.

2..«Подружусь я с красками»

Роспись гусеницы-учить тщательно закрашивать готовые предметы, прорисовывать мелкие элементы.

3. Лепка «Бабочка» (рельефная декоративная лепка)

Создание рельефных картин в; поиск вариантов изображения бабочек.

4 ..«Подружусь я с красками»

Развивать умение детей аккуратно пользоваться гуашью, находить собственные варианты росписи.

июль

1. Лепка «Божья коровка»

Лепка насекомого из нескольких частей ;учить соединять части путем  примазывания, сглаживания глины Развивать образное мышление детей.

2. «Подружусь я с красками»

Развивать умение красочно, оформлять свою работу  гуашью.

3. Лепка «Черепаха»

Учить детей лепить предметы круговыми и продольными движениями рук. Моделировать животное.

4. «Подружусь я с красками»

Развивать умение детей аккуратно пользоваться гуашью, находить собственные варианты росписи.

август

1. Лепка «Цыпленок»  

Продолжать учить детей лепить из глины предметы ,состоящие из нескольких  частей. Развивать образное мышление детей.

2. «Подружусь я с красками»

Учить красочно, оформлять свою работу гуашью. Выделять основные отличия предмета.

3.Лепка «Лягушка»

Напомнить детям свойства глины, закрепить приемы ее использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.

4. «Подружусь я с красками»

Учить аккуратно оформлять готовую работу, находить варианты росписи.

подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц

Тема

Содержание

сентябрь

1. «Дымковская утка»

Знакомство с домашними птицами, лепка дымковской игрушки.

2. Роспись «Дымковской утки»

Учить раскрашивать готовую работу последовательно, придавать образу выразительность.

3.«Козлик» (лепка по мотивам  филимоновской игрушки)

Закрепить знание способов и приемов лепки;  умение выполнять последовательно, использовать мелкие налепы.

4. Роспись «Козлика».

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях

октябрь

1. Лепка «Декоративная ваза»  (по восприятию)

Закреплять особенности лепки из глины; уметь вычленять целостную композиции, способы создания полых форм.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ  вылепленных на предыдущем занятии

3. «Каргопольский кот»

Лепка кота из целого куска по мотивам каргопольской игрушки.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущем занятии

ноябрь

1. «Дымковский петушок»

Передавать  образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущем занятии

3. «Рыбка» .

Лепка рыбки по мотивам дымковской игрушки.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

декабрь

1. «Хавронья с поросятами»

Лепка поросенка конструктивным способом. По мотивам дымковской игрушки.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

3. «Четвероногие друзья. Собачка»

Лепка собачки по мотивам дымки.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

январь

1. «Быстроногая лошадка»

Лепка лошадки по мотивам Дымковской игрушки. Просмотр иллюстраций по теме.

2. «Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях: поросенка и овечки.

3. «Корова»

Лепка коровы по мотивам дымковской игрушки.

4. «Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

Февраль

1. «Круторогий барашек»

Лепка барашка по мотивам Дымковской игрушки.

2. «Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

3. «Лесные жители. Каргопольский заяц»

Лепка зайца по мотивам каргопольской игрушки.

4. «Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ ,вылепленных на предыдущем занятии.

1. «Курочка в  гнезде»

Закрепление знаний о домашних птицах,  лепка курочки конструктивным способом. .Дымка

2. «Подружусь я с красками…»

Роспись рельефа «Зимний вечер» красками.

3. «Коргопольский медведь»

Лепка медведя из целого куска по мотивам каргопольской игрушки.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ, вылепленных на предыдушем занятии.

апрель

1. «Каргопольский бык»

Лепка быка по мотивам каргопольской игрушки.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях работ.

3. «Дымковский индюк»

Знакомство с домашними птицами, лепка дымковской игрушки.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях работ.

май

1.«Барыня-сударыня»

Лепка по мотивам Дымковской игрушки «Барыня». Узнают особенности лепки народной игрушки.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками игрушки «Барыня». Узнают последовательность росписи Дымковской игрушки.

3. «Филимоновский олень»

Техника лепки филимоновской игрушки. Чтение стихов и загадок.

4. «Подружусь я с красками…»

 Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях работ.

июнь

1. Ежик» (закрепление на подставке)

Напомнить детям свойства глины, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой .работа со стекой, использование печаток.

2 .«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях

3. «Кулон для мамы»  (по восприятию).

Закрепить  знание особенностей лепки: вычленять последовательность, соединение деталей, разные приемы лепки.

4.«Подружусь я с красками…». Роспись кулона.

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях

июль

1. Барельефная лепка  «Цветы-василек»

Создание рельефных картин в; поиск вариантов изображения цветов. Развитие творческого мышления, закрепление способов работы с глиной.

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ  вылепленных на предыдущем занятии

3. Барельефная лепка  « Бабочки»

Создание рельефных картин в; поиск вариантов изображения бабочек. Развитие творческого мышления, закрепление способов работы с глиной.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущем занятии

август

1. «Посуда для кукол» (гжель).

Напомнить детям свойства глины, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Должен знать: способы создания полых форм

2.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущем занятии

3. «Фигурки настольного театра»

Закреплять способы создания различных форм. Развивать умение присоединить разные детали, украшать фигурку.

4.«Подружусь я с красками…»

Роспись красками работ вылепленных на предыдущих занятиях.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Первый год обучения (4 – 5 лет)

К концу года должны знать:

- свойства глины, понимать, какие предметы можно из неё вылепить;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

- правила общения.

К концу года дети должны уметь:

- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные приемы лепки;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

-выполнять правила и приёмы обработки глины;

-правильно выполнять изученные технологические операции;

-самостоятельно изготавливать по образцу изделие.

Второй год обучения (5 – 6 лет)

К концу года должны знать:

- общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда;

- правила организации рабочего места;

этапы изготовления изделий из глины,

- правила и приёмы обработки глины;

К концу года дети должны уметь:

– узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;

– создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;

– выделять выразительные средства дымковской, каргопольской игрушек и гжельской керамики;

– использовать все многообразие усвоенных приемов;

– белить поделки и наносить краску на поверхность;

– раскрашивать изделия из глины гуашью;

– составлять сюжетные и декоративные композиции;

– выполнять творческие задания.

Третий год обучения (6 - 7 лет)

К концу года должны знать:

– технологию лепки разными способами;

– особенности последовательной работы;

– особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;

– правила и приёмы обработки глины;

–технологию изготовления художественных изделий из глины;

– росписи декоративно-прикладного искусства

К концу года дети должны уметь:

– узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;

– лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы;

– создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

– создавать изображения по мотивам народных игрушек;

– создавать декоративные композиции;

– расписывать вылепленные изделия;

– творчески использовать природный материал;

– работать в коллективе;

– выполнять творческие задания.

Освоение дополнительной образовательной программы «Волшебные ручки» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Раздел 2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации Программы на базе Детского сада предоставляется:

- групповая комната для проведения занятия: помещение светлое, просторное, теплое, проветренное;

- мебель (столы, стулья);

- материалы для работы: глина, стеки, дощечки для лепки, набор стеков, клеенки, салфетки, салфетки для рук, картон, влажные салфетки и др.;

-дидактические материалы (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога); 

-методические материалы (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству, иллюстративный материал педагога). 

-правила соблюдения техники безопасности.

Информационно - компьютерные технологии можно широко использовать для подготовки и проведения занятий по лепке, а так же для проведения презентаций, показа скульптурных работ декоративно-прикладного искусства, видеороликов различных традиций, обычаев.

Список литературы

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2019

2.Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998

3. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М: Академа,2002

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М.,    1999.

5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.

6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.

7. И.А. Лыкова, «Изобразительная деятельность в детском саду» учебно-методическое пособие., М. - издательский дом «Цветной мир», творческий центр СФЕРА, 2011

8.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Лепке Художественное творчество.

В подготовительной к школе группе лепка проводиться в чередовании с рисованием, один раз в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕПКЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИИ СВОЕЙ РАБОТЫ....

Рабочая программа по лепке в средней группе детского сада "Страна Лепляндия"

Учебно-методический материал  по лепке для воспитателей, включающий в себя годовое планирование по средней группе детского сада....