АВТОРСКОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ МАКЕТ «ПРОГУЛКА ПО ПЛОЩАДИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА» ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке

ФГОС ДО направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное, качественное образование.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности, для этого необходимо расширять познавательную сферу детей.
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».
Помимо традиционных методик для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий, является метод макетирования.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 103 «умка» г. Волжского волгоградской области»
Номинация: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тема: АВТОРСКОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ
МАКЕТ «ПРОГУЛКА ПО ПЛОЩАДИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА»
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатели: СОВГИР НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА,
ТОВКАЧ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
ВОЛЖСКИЙ 2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность: ФГОС ДО направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное, качественное образование.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности, для этого необходимо расширять познавательную сферу детей.
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».
Помимо традиционных методик для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий, является метод макетирования. (5)
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утверждённые ФГОС ДО:
- Индивидуализации дошкольного образования;
- Содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Партнёрства с семьёй. (6)
Описание инновационного продукта (включая целеполагание).
В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?
Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Во-вторых, это новая технология – открывает новые возможности и помогает оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.
И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование - это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
Игра с макетами является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует их развитию:
- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создаёт возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Макет может быть:
- напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
- подиумным (на специальных подставках-подиумах);
- настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним
предметным планом, а задний – картина. (7)
Риски и компенсаторные меры.
Существует несколько требований к макетам:
- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
- должны быть эстетически оформлены;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
- знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
- развитие познавательной сферы детей;
- закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
- решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
- развитие монологической и связной речи;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
- развитие общей и мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных навыков;
- активизация лексического словаря;
- формирование навыков сочинительства;
- формирование творческих способностей;
- воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе
Ресурсное обеспечение (от информационных до материально-технических).
Этапы работы по созданию макета:
1. Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
2. Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и их родителей и воспитателей: из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов и т.д. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Активизация игры с макетом:
- Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека, традициях и многое другое)
- Самодельные макеты можно изготовить из тонкой
фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
- На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На
всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной
деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо
отметить, что не все объекты прикреплены к макетам, дети могут свободно
их перемещать по всей поверхности макета. Макет является не только
центральным элементом, организующим предметную среду для игры с
мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной
деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
- Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.
- Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развития способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).
Главное, чтобы «прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой
увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира.
Как же здорово придумывать и строить то, во что ты
хочешь поиграть, что ты только что придумал, что хочется создать самому.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается
одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной деятельности детей.
В рамках реализации проекта "Улицы моего города" была разработана и изготовлена дидактическая игра - Бродилка "Прогулка по площади имени Владимира Ильича Ленина".
Воспитатели группы Разработали поле для игры, с помощью программы повер-пойнт, а макеты достопримечательностей и арт-обьектов изготавливали дети и их родители. (4)
2. ИННАВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ: Авторское наглядное пособие
Макет «Прогулка по площади имени В.И. Ленина» для старшего дошкольного возраста.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель: Расширять познавательный интерес детей дошкольного возраста методом макетирования.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги);
- Развивать навыки исследовательской деятельности;
- Знакомить детей с улицами своего города;
- Обогащать и активизировать словарь детей, развивать память;
- Расширить представление детей о проспекте имени В.И. Ленина;
- Познакомить с достопримечательностями и арт-объектами, которые расположены на площади имени В.И.Ленина;
- Воспитывать у детей чувство любви, уважения и гордости к родному краю, родному городу;
- Активизировать взаимодействие с семьей.
Составляющие пособия:
1. Игровое поле для игры;
2. Игровой кубик;
3. Фишки;
4. Карточки с достопримечательностями и арт-объектами площади имени В.И. Ленина, на обратной стороне которых их история возникновения:
- "Это интересно" - 7 карточек,
- "Достопримечательности и арт-объекты - 12 карточек;
5. Макеты:
- макет памятника имени В.И. Ленина;
- макет МУ ЦКиИ «Октябрь»,
- макет гостиницы «Ахтуба»;
- макет Волжской картинной галереи «Старая школа»;
- макет «Колесо обозрения»;
- макет светомузыкального фонтана «Поющий фонтан»;
- макет «Соборный храм Иоанна Богослова»;
- макет надписи «Волжский город моей судьбы».;
- макет арт-объекта "Шар желаний";
- макет арт-объекта "Световой кубик".
Форма игры и интересные элементы пособия: Обучающая игра бродилка на игровом поле пособия; объемные макеты достопримечательностей и арт - объектов площади имени В.И.Ленина.
Возможное использование пособия в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей: Ребёнок может использовать пособие, как самостоятельно, так и вместе со взрослым; может использоваться, как на занятиях, так и в повседневной деятельности.
Правила игры:
- Все фишки на старте, кубик бросаем по очереди;
- Если остановился на секторе с синим кругом, то нужно угадать, что
за макет достопримечательности или арт-объекта рядом; если не угадал, то
поможет большая карточка, на обороте которой написано, что за достопримечательность или арт-объект, и их история (игрок пропускает ход);
- Если остановился на секторе с цветным треугольником, то нужно взять карточку с аналогичным по цвету треугольником «Это интересно» и узнать интересный факт о объектах, и их истории, которые находятся на площади имени В.И. Ленина;
- Если остановился на желтом круги, то это значит, что игрок пропускаем ход;
- Если фишка остановилась на шаге «Изменение траектории» (игрок двигается дальше по указанному направлению).
Выигрывает тот, кто первый добрался до финиша, правильно отгадал достопримечательности или арт-объекты. Ответил на вопросы без ошибок!
3. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТА.
Предварительная работа.
1. Подбор методической и художественной литературы по теме, наглядных и дидактических материалов;
2. Подготовка и сбор материалов для организации продуктивной деятельности детей;
3. Объединение детей и родителей в рабочие группы;
1 группа - изготовление макетов достопримечательностей и арт-объектов площади имени В.И. Ленина;
2 группа - поиск информации об достопримечательностях и арт-объектах, которые расположены на площади имени В.И. Ленина.
4. Проведение бесед: «На какой планете ты живешь?», «В какой стране ты живешь?», «В каком городе ты живешь?», « Мой дом, моя улица», «С кем я живу», объяснительный рассказ «Дорога из детского сада домой», «Правила дорожного движения».
5. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением
современных домов и домов в прошлом; символика нашей страны и города, достопримечательности площади имени В.И. Ленина;
6. Чтение художественной литературы: С.Черных «Когда никого нет дома», В.Берестов «Как найти дорожку», чтение сказок «Три поросёнка», «Зимовье», «Жихарка»;
7. Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем», «На экскурсию мы едем»;
8. Подвижные игры: "Найди свой домик", "Птички в гнёздышках", "Займи свой домик".
Задание для детей и их родителей:
1. Целевые экскурсии по площади имени В.И. Ленина (Приложение 1)
2. Изготовление макетов достопримечательностей и арт-объектов площади имени В.И. Ленина (Приложение 2):
- Памятник В.И. Ленину;
- МУ ЦКиИ «Октябрь»;
- Гостиница «Ахтуба»;
- Соборный храм Иоанна Богослова;
- Светомузыкальный фонтан «Поющий фонтан»;
- Арт-объект «Шар желаний»;
- Волжская картинная галерея «Старая школа»;
- Колесо обозрения;
- Световая конструкция "Световой кубик";
- Надпись «Волжский город моей судьбы».
3. Изготовление карточек с историей объектов расположенных на площади имени В.И. Ленина.
Задание для воспитателей:
- Изготовление в программе Microsoft Power Point игрового поля пособия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
2. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
4. Сапега М.Ю. Макетирование - как средство развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников. Познание. 2023.
5. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=mfxujf6ykz599681878
6. https://педпроект.рф
7. https://borisova-lastochka20.edumsko.ru/articles/post/3237191
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...

Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы ...

Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н
Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного модели...