Конспект занятия по аппликации для детей старшей дошкольной группы «Украсим русскую народную рубаху – косоворотку».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по аппликации
для детей старшей дошкольной группы
«Украсим русскую народную рубаху – косоворотку».
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
- Познакомить детей с русской народной рубахой - косовороткой. Уточнить названия деталей одежды.
- Закреплять умение детей вырезать рубаху способом сложения бумаги пополам.
- Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать рубаху.
- Развивать умение аккуратно вырезывать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей, дополнять аппликацию рисунком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Предварительная работа: беседа об истории русского костюма, чтение стихотворений, пословиц поговорок об одежде, рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно - прикладного искусства.
Материалы и оборудование: картинка с изображением русского народного костюма, альбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан. Листы красной бумаги для каждого ребенка, ножницы, клей, кисти для клея, подставочки, тряпочки, фломастеры разных цветов, цветные карандаши.
Словарная работа: ворот, подол, рукава.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь волшебная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней находиться?
Ответы детей.
Раздается голос (записанный голос): «Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. Злая ведьма заколдовала моих братьев, чтобы расколдовать их, надо сшить 11 рубашек. Когда я рвала крапиву, мои руки покрылись волдырями от ожогов и теперь я не могу шить. Я из сказки…
Воспитатель: Кто эта девочка, из какой сказки? Ребята, что же нам делать? Как ей помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю сшить не обычную рубаху, а старинную рубаху косоворотку.
Картинка с изображением русского народного костюма.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась?
Ответы детей.
Воспитатель: У косоворотки разрез воротника был не на середине груди, а сбоку. Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.
Воспитатель: А зачем в старину украшали одежду?
Ответы детей.
Воспитатель: Вышивка не только делала одежду красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды.
Воспитатель: В старину знаки на вышивке имели особое значение. Желтый круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой цвет на Руси был самым любимым?
Ответы детей.
Воспитатель: Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Поэтому старинные наряды украшали чаще всего красным цветом. И мы в своей работе будем использовать именно этот цвет. Вы можете дополнять узор карандашами других цветов.
Воспитатель: А для того, чтобы нам с вами продолжать работу нам необходимо подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мячик Ёжик мы возьмем
Покатаем и потрем
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем,
Пустим ёжика на стол,
Ручкой ёжика прижмем
И немного покатаем,
Потом ручку поменяем.
Воспитатель: Вот, теперь можно приступать к работе. Сначала мы с вами сошьём рубаху. Берем белый лист бумаги, складываем пополам. Линия сгиба должна быть с левой стороны. Теперь берем выкройку рубахи, прикладываем ее к линии сгиба, придерживаем левой рукой, правой обводим простым карандашом. Хорошо придерживаем выкройку, чтобы она не сместилась в сторону. Обводим выкройку.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним правила безопасной работы с ножницами.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперёд.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
Воспитатель: Теперь необходимо вырезать по контуру. Ножницы беру в правую руку, в левую руку беру прямоугольник за линию сгиба, начинаю вырезать по контуру. За линию сгиба держу плотно, поворачиваю бумагу, а не ножницы.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Воспитатель: Наша рубаха готова!
Воспитатель: Теперь ребята, нам следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы отлично постарались и все славно потрудились. Давайте сделаем выставку наших работ, полюбуемся сами на них, а потом соберем и отдадим девочке для ее братьев.
Дети рассматривают, обсуждают.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким сказочным героям подойдет такая одежда? Из каких русских народных сказок? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «По - щучьему велению» и др.).
Воспитатель: У кого самый интересный наряд? Что было трудно делать ? Что было интересно?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»
В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми 5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...

Конспект педагогического мероприятия «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо -...
