Конспект занятия по аппликации для детей старшей дошкольной группы «Украсим русскую народную рубаху – косоворотку».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Булгачева Анна Михайловна

Цель: приобщение детей к истокам  русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rubaha_kosovorotka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по аппликации

для детей старшей дошкольной группы

 «Украсим русскую народную рубаху – косоворотку».

Цель: приобщение детей к истокам  русской народной культуры.

Задачи:

  1. Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
  2. Познакомить детей с русской народной рубахой - косовороткой. Уточнить названия деталей одежды.
  3. Закреплять умение детей вырезать рубаху способом сложения бумаги пополам.
  4. Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать рубаху.
  5. Развивать умение аккуратно вырезывать, правильно  размещать детали на бумаге равномерно наносить клей, дополнять аппликацию рисунком.
  6. Развивать мелкую моторику рук.
  7. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Предварительная работа: беседа об истории русского костюма, чтение стихотворений, пословиц поговорок об одежде, рассматривание иллюстраций по мотивам  декоративно - прикладного искусства.

Материалы и оборудование: картинка с изображением русского народного костюма, альбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан. Листы красной бумаги для каждого ребенка, ножницы, клей, кисти для клея, подставочки, тряпочки, фломастеры разных цветов, цветные карандаши.

Словарная работа:  ворот, подол, рукава.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь волшебная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней находиться?

Ответы детей.

Раздается голос (записанный голос): «Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. Злая ведьма заколдовала моих братьев, чтобы расколдовать их, надо сшить 11 рубашек. Когда я рвала крапиву, мои руки покрылись волдырями от ожогов и теперь я не могу шить. Я из сказки…

Воспитатель: Кто эта девочка,  из какой сказки? Ребята, что же нам делать? Как ей помочь?

Ответы  детей.

Воспитатель: Я предлагаю сшить  не обычную рубаху, а старинную рубаху косоворотку.

Картинка  с изображением русского народного костюма.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась?

Ответы детей.

Воспитатель:  У косоворотки разрез воротника был не на середине груди, а сбоку. Белую  косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.

Воспитатель: А зачем в старину украшали одежду?

Ответы детей.

Воспитатель: Вышивка не только делала одежду  красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать  его от зла и беды.

Воспитатель: В старину знаки на вышивке имели особое значение. Желтый круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой цвет на Руси был самым любимым?

Ответы детей.

Воспитатель: Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и  власти.  Поэтому старинные наряды украшали чаще всего красным  цветом. И мы в своей работе будем использовать именно этот цвет. Вы можете дополнять узор карандашами других цветов.

Воспитатель:  А для того, чтобы нам с вами продолжать работу нам необходимо подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мячик Ёжик мы возьмем

Покатаем и потрем

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем,

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмем

И немного покатаем,

Потом ручку поменяем.

Воспитатель: Вот, теперь можно приступать к работе. Сначала мы  с вами сошьём рубаху. Берем белый лист бумаги, складываем  пополам. Линия сгиба должна быть с левой стороны. Теперь берем выкройку рубахи, прикладываем ее к линии сгиба, придерживаем  левой рукой, правой обводим простым карандашом. Хорошо придерживаем выкройку, чтобы она не сместилась в сторону. Обводим выкройку.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним правила безопасной работы с ножницами.

- Ножницы клади кольцами к себе.

- Подавай ножницы кольцами вперёд.

- Не оставляй ножницы открытыми.

- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

- Используй ножницы по назначению.

Воспитатель:  Теперь необходимо вырезать по контуру. Ножницы беру в правую руку, в левую руку беру прямоугольник за линию сгиба, начинаю вырезать по контуру. За линию сгиба держу плотно, поворачиваю бумагу, а не ножницы.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Воспитатель: Наша рубаха готова!

Воспитатель: Теперь ребята, нам следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы отлично постарались и все славно потрудились. Давайте сделаем выставку наших работ, полюбуемся сами на них, а потом соберем и отдадим девочке для ее  братьев.

Дети рассматривают, обсуждают.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким сказочным героям подойдет такая одежда? Из каких русских народных сказок? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «По - щучьему велению» и др.).

Воспитатель: У кого самый интересный наряд? Что было трудно делать ? Что было интересно?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить  детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо -...