Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»
проект
Проект
«Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"
Проект
«Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»
Выполнила воспитатель: Таныгина О.А.
Руководитель: Гурова О.В.
г. Нижний Новгород
2023 г.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников» |
Вид проекта | По доминирующему методу: игровой По количеству: фронтальный По сроку: долгосрочный |
Возраст детей | Подготовительная группа 6-7 лет |
Актуальность проекта | Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Так как в дошкольном детстве все же ведущей деятельностью является игра, то нам видится, что более комфортно для детей можно подготовить их к школе с помощью игровых технологий. |
Цель проекта | Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом с помощью игровых технологий. |
Задачи проекта | Задачи для детей:
создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); знакомство детей со школой и профессией учителя в сюжетно-ролевых играх;
Развитие психологических функций необходимых для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры; Укрепление физического и психического здоровья через спортивные и подвижные игры;
воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. |
Продукт проекта | Альбом «Какой я вижу школу» |
Сроки реализации | Октябрь-ноябрь |
Этапы работы:
I этап – организационно-подготовительный:
- Постановка проблемы – «Как «комфортно» подготовить детей к школе?»;
- Изучение литературы по теме;
- Подготовка предметно-пространственной среды;
II этап – рефлексивно-диагностический:
- Выявление уровня мотивационной готовности детей к школе;
- Анкетирование родителей.
III этап – практический:
- Реализация проекта через:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Продуктивную деятельность;
- Работу с родителями.
- Получение продукта проекта – изготовление альбома «Какой я вижу школу»;
- Фотовыставка «Скоро в школу мы пойдем!»
IV этап - заключительный:
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?»
- Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»
- Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»
- Презентация проекта на педсовете;
- Анализ проекта.
- Ожидаемые результаты:
- мотивация на учебу;
- развитие произвольности;
- сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие познавательных процессов;
- проявление самостоятельности.
- Перспективное планирование проектной деятельности
1-й этап – организационно-подготовительный
Мероприятие | Сроки | Результаты |
С педагогами: Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала | 1-2 неделя ноября | Повышена компетентность педагогов по теме |
С воспитанниками: Постановка проблемы «Как «комфортно» подготовиться детям к школе?» | 1-2 неделя ноября | У детей определен интерес к предстоящей деятельности. |
Разработка содержания проекта | 1-2 неделя ноября | Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
Подготовка предметно-пространственной среды | Ноябрь | Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры. |
С родителями: Знакомство родителей с предстоящим проектом. | 1-2 неделя ноября | Вызван интерес к предстоящей деятельности. |
2-й этап – рефлексивно-диагностический
Мероприятие | Сроки | Результаты |
С педагогами: Выявление предполагаемых затруднений | 2-3 неделя ноября | Определены предполагаемые трудности. |
С воспитанниками: «Интервью» с детьми – «Что такое школа?» | 2-3 неделя ноября | Определен уровень психологической готовности детей к школе. |
С родителями: Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?» | 2-3 неделя ноября | Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе. |
3-й этап – практический
Образовательная область | Мероприятие | Сроки | Результат |
С педагогами Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе» | 2-я неделя декабря | Повышена компетентность педагогов по теме. | |
Социально-коммуникативное развитие | С воспитанниками: Социально-коммуникативное развитие Инсценировка «Правила поведения в школе» Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене»; «Идет урок, а тебе хочется поиграть» | 1-я неделя декабря | Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры. |
С/р игры: «Школа»: Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»; «Звенит звонок – перемена»; «Завуч распределяет расписание занятий»;«Библиотека» | Дети могут самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры. | ||
Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты. | В игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности. | ||
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Дети через игровое взаимодействие имеют опыт ведения дискуссий на различные темы. | ||
Ролевая игра «Найди быстро» Создание проблемной ситуации – «Надо найти такое же изображение, которое воспитатель показывает на короткое время» | Через игру развита память, зрительное внимание ребенка. | ||
Познавательное развитие | Просмотр сюжетов о школе | Декабрь 1-я- 3-я неделя | Дети знакомы со школой |
Презентация: «Школа прошлого и настоящего» | |||
Конструирование «Моя школа» | |||
Речевое развитие | Беседа: Кто такие первоклассники? | Декабрь 1-я- 3-я неделя | Через художественное слово расширение знаний о школе. |
Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?» | |||
Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ) | |||
Анализ и заучивание пословиц | |||
Чтение художественной литературы: | |||
В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день» А. Барто «В школу» Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» Н . Носов «Фантазёры» В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?» Ю. Коваль «Нулевой класс» В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове» | |||
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Что я возьму в школу» | Декабрь 1-я- 3-я неделя | В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях. |
Лепка «Самый красивый портфель» | |||
Рисование «Моя будущая учительница» | |||
Физическое развитие | Беседа: «Мой режим дня». | Декабрь 1-я- 3-я неделя | Развитие двигательных умений и укрепление здоровья. |
«Как мы закаливаемся» | |||
«Сильные и ловкие» | |||
П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д. | |||
С родителями: Консультация: «Готовность ребенка к школе» | 2-я неделя декабря | Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка. | |
Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками» | Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания. | ||
Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе» | Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе. | ||
Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»». Презентация на родительском собрании: «Педагогическая готовность к школе» | Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности. | ||
С социумом: Освещение хода реализации проекта на страничке сайта | В течение реализации проекта | Открытость деятельности по реализации проекта. |
4-й этап – заключительный
Мероприятие | Сроки | Результаты |
С педагогами: Презентация проекта (опыта работы) на уровне дошкольного учреждения. «Играя, готовимся к школе» | - 4-я неделя декабря | Педагоги имеют представление о проекте и проектной деятельности. |
Анализ проекта | Определен результат проекта. | |
С воспитанниками: Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу» | - 4-я неделя декабря | Дети имеют возможность выразить свои представления о школе |
С родителями: Анкетирование родителей « Что вы знаете о подготовке детей к школе» | - 4-я неделя декабря | Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта. |
Список литературы
- Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Пособие для воспитателей. Айрис-пресс, 2014
- Веракса, Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2008
- Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006
- Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2013
- Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской
активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002
- Чумичева, Р.М. Антрополого-педагогическое сопровождение
жизнедеятельности и развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева ; под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова // Педагогическая антропология : учебное пособие. – Ставрополь : Сервис-школа, 2005
Приложение 1
Интеллектуальная игра
Умники и умницы
Цель:
проверить степень овладения программным материалом учащимися по русскому языку;
развивать познавательный интерес к русскому языку;
воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
Ход игры:
Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячет за словом русский язык.
Воспитатель читает стихотворения Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.
Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Воспитатель
Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Конкурс 1 – Разминка.
Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8.Учение – свет, … ( а не ученье тьма)
Конкурс «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На карточках слово: - КОМ
Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
Для команд карточки со словом СОМ.
2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
О – облако, осень и т. д.
В – вилка
А – арфа
Для команд слово ЗИМА
Конкурс «СОБЕРИ СЛОВА»
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
На карточках
- Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)
4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
Конкурс «ЧАСТИ РЕЧИ»
1.Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.
Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.
2.Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово
Вопросы для болельщиков
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
«Остров Антиподов»
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
1 команда болельщиков
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
2 команда болельщиков
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
3 команда болельщиков
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
4 команда болельщиков
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)
Шарады
- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)
- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)
С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)
Шуточные вопросы
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес гор? (Узнать, почем фунт лиха.)
Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? (Кто в лес, кто по дрова)
Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)
Д\П. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з о т к ь а в.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности игровой деятельности и метода игровых проектов в подготовке детей к школе
Для определения психологической готовности детей к школе родителям и педагогам можно воспользоваться несложными заданиями, предлагаемыми в данном параграфе. Они помогут взрослым без ...
Игровая деятельность - лучшее средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Игра является сильным средством воспитания и обучения дошкольника, если она правильно подобрана и правильно руководима.Игра - наша подготовка к школьному обучению....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»
Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...
Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»...