Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»
проект

Таныгина Ольга Александровна

Проект

«Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"

Проект

«Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»

Выполнила воспитатель: Таныгина О.А.

Руководитель: Гурова О.В.

г. Нижний Новгород

2023 г.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»

Вид проекта

По доминирующему методу: игровой

По количеству: фронтальный

По сроку: долгосрочный

Возраст детей

Подготовительная группа 6-7 лет

Актуальность проекта

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть

не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Так как в дошкольном детстве все же ведущей деятельностью является игра, то нам видится, что более комфортно для детей можно подготовить их к школе с помощью игровых технологий.

Цель проекта

Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом с помощью игровых технологий.

Задачи проекта

Задачи для детей: 

  1. Образовательные:

создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

знакомство детей со школой и профессией учителя в сюжетно-ролевых играх;

  1. Развивающие:

Развитие психологических функций необходимых для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Укрепление физического и психического здоровья через спортивные и подвижные игры;

  1. Воспитательные:

воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Продукт проекта

Альбом «Какой я вижу школу»

Сроки реализации

 Октябрь-ноябрь

Этапы работы:

I этап – организационно-подготовительный:

  • Постановка проблемы – «Как «комфортно» подготовить детей к школе?»;
  • Изучение литературы по теме;
  • Подготовка предметно-пространственной среды;

II этап – рефлексивно-диагностический:

  • Выявление уровня мотивационной готовности детей к школе;
  • Анкетирование родителей.

III этап – практический:

  • Реализация проекта через:
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Продуктивную деятельность;
  • Работу с родителями.
  • Получение продукта проекта – изготовление альбома «Какой я вижу школу»;
  • Фотовыставка «Скоро в школу мы пойдем!»

IV этап - заключительный:

  • Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?»
  • Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»
  • Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»
  • Презентация проекта на педсовете;
  • Анализ проекта.
  • Ожидаемые результаты:
  • мотивация на учебу;
  • развитие произвольности;
  • сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие познавательных процессов;
  • проявление самостоятельности.
  • Перспективное планирование проектной деятельности

1-й этап – организационно-подготовительный

Мероприятие

Сроки

Результаты

С педагогами:

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала

1-2 неделя ноября

Повышена компетентность педагогов по теме

С воспитанниками:

Постановка проблемы «Как «комфортно» подготовиться детям к школе?»

1-2 неделя ноября

У детей определен интерес к предстоящей деятельности.

Разработка содержания проекта

1-2 неделя ноября

Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Подготовка предметно-пространственной среды

Ноябрь

Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры.

С родителями:

Знакомство родителей с предстоящим проектом.

1-2 неделя ноября

Вызван интерес к предстоящей деятельности.

2-й этап – рефлексивно-диагностический

Мероприятие

Сроки

Результаты

С педагогами:

Выявление предполагаемых затруднений

2-3 неделя ноября

Определены предполагаемые трудности.

С воспитанниками:

«Интервью» с детьми – «Что такое школа?»

2-3 неделя ноября

Определен уровень психологической готовности детей к школе.

С родителями:

Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?»

2-3 неделя ноября

Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе.

3-й этап – практический

Образовательная область

Мероприятие

Сроки

Результат

С педагогами

Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе»

2-я неделя декабря

Повышена компетентность педагогов по теме.

Социально-коммуникативное развитие

 С воспитанниками:

Социально-коммуникативное развитие

Инсценировка «Правила поведения в школе»

Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене»;

«Идет урок, а тебе хочется поиграть»

1-я неделя декабря

Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры.

С/р игры: «Школа»:

Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»;

«Звенит звонок – перемена»;

«Завуч распределяет расписание занятий»;«Библиотека»

Дети могут самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры.

Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты.

В игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Дети через игровое взаимодействие имеют опыт ведения дискуссий на различные темы.

Ролевая игра «Найди быстро»

Создание проблемной ситуации – «Надо найти такое же изображение, которое воспитатель показывает на короткое время»

Через игру развита память, зрительное внимание ребенка.

Познавательное развитие

Просмотр сюжетов о школе

Декабрь 1-я- 3-я неделя

Дети знакомы со школой

Презентация: «Школа прошлого и настоящего»

Конструирование «Моя школа»

Речевое развитие

Беседа:

Кто такие первоклассники?

Декабрь 1-я- 3-я неделя

Через художественное слово расширение знаний о школе.

Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?»

Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ)

Анализ и заучивание пословиц

Чтение художественной литературы:

В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква»,

«Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н . Носов «Фантазёры»

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Что я возьму в школу»

Декабрь 1-я- 3-я неделя

В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях.

Лепка «Самый красивый портфель»

Рисование «Моя будущая учительница»

Физическое развитие

Беседа: «Мой режим дня».

Декабрь 1-я- 3-я неделя

Развитие двигательных умений и укрепление здоровья.

«Как мы закаливаемся»

«Сильные и ловкие»

П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т.д.

С родителями:

Консультация:

«Готовность ребенка к школе»

2-я неделя декабря

Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка.

Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками»

Родители могут понять психологическое состояние своего ребенка через свои воспоминания.

Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе»

Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе.

Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»». Презентация на родительском собрании: «Педагогическая готовность к школе»

Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности.

С социумом:

Освещение хода реализации проекта на страничке сайта

В течение реализации проекта

Открытость деятельности по реализации проекта.

4-й этап – заключительный

Мероприятие

Сроки

Результаты

С педагогами:

Презентация проекта (опыта работы) на уровне дошкольного учреждения. «Играя, готовимся к школе»

- 4-я неделя декабря

Педагоги имеют представление о проекте и проектной деятельности.

Анализ проекта

Определен результат проекта.

С воспитанниками:

Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»

- 4-я неделя декабря

Дети имеют возможность выразить свои представления о школе

С родителями:

Анкетирование родителей « Что вы знаете о подготовке детей к школе»

- 4-я неделя декабря

Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта.

Список литературы

  1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Пособие для воспитателей. Айрис-пресс, 2014
  2. Веракса, Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2008
  3. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006
  4. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2013
  5. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской
    активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1
  6. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002
  7. Чумичева, Р.М. Антрополого-педагогическое сопровождение
    жизнедеятельности и развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева ; под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова // Педагогическая антропология : учебное пособие. – Ставрополь : Сервис-школа, 2005

Приложение 1

Интеллектуальная игра

Умники и умницы

Цель:

проверить степень овладения программным материалом учащимися по русскому языку;

развивать познавательный интерес к русскому языку;

воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Ход игры:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячет за словом русский язык.

Воспитатель читает стихотворения Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рождения не поздравишь.

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

Нужно человеку в жизни

Знание языка.

Жизнь без грамоты

Совсем нелегка.

Да, ребята, в жизни много пригодиться,

Надо нам для этого старательней учиться.

Написать письмо ли, прочитать газету,

Грамота нужна во всём на свете.

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.

Воспитатель

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.Учение – свет, … ( а не ученье тьма)

Конкурс «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На карточках слово: - КОМ

Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

Для команд карточки со словом СОМ.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Для команд слово ЗИМА

Конкурс «СОБЕРИ СЛОВА»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

На карточках

  1. Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

3) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

4) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс «ЧАСТИ РЕЧИ»

1.Выбери из предложенных слов предлоги. Обведи их.

Я, по, около, иду, в, и, она, из, а, под, ел.

2.Раздели слова на 3 группы: соль, зеленый, красный, солить, соленый, зелень, озеленить. Найди лишнее слово

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

«Остров Антиподов»

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команда болельщиков

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

2 команда болельщиков

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

3 команда болельщиков

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

4 команда болельщиков

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Шарады

- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)

- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(уха, муха)

С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…

Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду

Капусте достанется сразу.

(роза, коза)

Шуточные вопросы

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)

В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес гор? (Узнать, почем фунт лиха.)

Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? (Кто в лес, кто по дрова)

Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)

Д\П. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з о т к ь а в.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности игровой деятельности и метода игровых проектов в подготовке детей к школе

Для определения психологической готовности детей к школе родителям и педагогам  можно воспользоваться несложными  заданиями, предлагаемыми в данном параграфе. Они  помогут взрослым без ...

Игровая деятельность - лучшее средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

Игра является сильным средством воспитания и обучения дошкольника, если она правильно подобрана и правильно руководима.Игра - наша подготовка к школьному обучению....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»...