Конспект НОД по теме "Космос" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме "Космос" в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Цель: закрепить и обобщить знания детей о космосе.
Коррекционно-образовательные задачи: формирование и расширение словаря по теме «Космос»; образование имен прилагательных от имен существительных, подбор родственных слов; составление предложений с заданным словом; развитие зрительного, слухового восприятия; развитие произвольного внимания и памяти; развитие общей и пальчиковой моторики.
Физкультминутка
Приготовимся, Ребята, Мы глядим в иллюминатор, | встать смирно
помахать рукой, встать рука козырьком вправо, влево качаем головой руки вверх, круг из ладней поднимают круглые руки над головой |
Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать»
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Ход занятия
1. 12 апреля - праздник День космонавтики.
Это праздник всех людей, но особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.
- Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты, летчики, инженеры)
- Каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)
- Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)
- Сколько звёзд на небе? (очень много)
Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет (Земля, Луна, Солнце, Марс и т д)
Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог!
Раньше отправляли в космос животных
Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первой в космос полетела собака Лайка. Но обратно она не вернулась.
Затем в космос полетели 2 собаки Белка и Стрелка.
Они вернулись на Землю.
Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
Первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова.
Что космонавты надевают, когда собираются в космос?
- Шлем, скафандр и специальную обувь.
2. Загадки
В черном небе до зари
Тускло светят фонари
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики. (звезды)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
Блин в окошке виден нам
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел. (Луна)
Есть специальная труба,
В ней вселенная видна
Видно звёзд калейдоскоп
Что же это… (Телескоп)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя
И называется…. (Земля)
Специальный космический есть аппарат
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите (спутник)
Кто смотрит всегда в телескоп,
Обнаруживает черные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (астроном)
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (ракета)
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету
Дети кто скажите это? (космонавт)
3. Игра «Один – много»
Звезда – звёзды - звёзд, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.
4. Игра «Скажи наоборот» (можно с мячом)
Назвать противоположное значение слова
Далёкий- близкий
Большой- маленький
Смелый- трусливый
Темный- светлый
Известный- незнакомый
Яркий- тусклый
Горячий- холодный
Ночь- день
Высоко- низко
Длинный- короткий
Мягкий- твёрдый
Взлететь- приземлиться
Медленно- быстро
Много- мало
Вперёд- назад
Снаружи- внутри
Лёгкий- тяжелый
Взлетать- приземляться
Улетать- прилетать
5. Игра «Подбери признак»
Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое
Луна – большая, холодная, яркая
Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая
Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый
Астроном – умный, внимательный
Небо – огромное, темное, звёздное, ночное
Звезда – яркая, далёкая
Планета – далёкая, незнакомая, голодная
Спутник – быстрый, большой
Земля – огромная, родная, большая, круглая
Телескоп – большой, мощный, стеклянный
Скафандр – крепкий, прочный
6. Д/и «Слова-родственники»
Слова, как родные, похожи чуть- чуть,
И, если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
Как называются такие слова? (родственные слова)
Космический корабль или ракета – это космолёт.
Площадка для старта ракет – это космодром.
Космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли – космический спутник.
7. Составление предложений с родственными словами
- Космонавт летит на космолёте в космос.
- Ракета летит с космодрома.
- Люди запустили космический спутник.
8. Конструирование из счётных палочек
Для полёта в космос нужна ракета. Выложить свои ракеты из палочек на столе.
9. Сказка
"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.
"Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не дело!"
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"
"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?"
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."
Вопросы после прочтения
- Что наблюдал Звездочет ночью?
- Что он наблюдал днем?
- Куда решил полететь Звездочет?
- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
10. Чистоговорки
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
ТА – ТА – ТА - в космосе темнота
ДА – ДА – ДА - яркая звезда
НА – НА – НА - круглая луна
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты
ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо
МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета
УН – УН – УН - голубой «Нептун»
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»
11. « Сосчитай до пяти»
Один спутник | Два… | Пять… |
Одна звезда | ||
Один космонавт | ||
Одна ракета | ||
Одна планета… | ||
Одна летающая тарелка |
12. Раскрась ракету по образцу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для подготовительной логопедической группы с детьми с ОНР Коллективная работа «Лебединое озеро»
Научить детей складывать фигурку лебедя из бумаги....
Конспект занятия по конструированию из природного материала по лексической теме «ТРАНСПОРТ» в старшей логопедической группе с детьми с ОНР.
Научить детей мастерить поделку из веточек....
Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы....
Конспект ООД по ФЭМП в логопедической группе с детьми 5-6 лет на тему "Путешествие в волшебную страну знаний"
Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий.Задачи: Обучающие: 1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на...
Конспект открытого занятия по теме "Головные уборы" в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР
Расширение и активизация словарного запаса по теме "Головные уборы"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Соверш...
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа о синичке.Учить составлять описательный рассказ о синичке. Совершенствовать навыки детей построению предложе...
- Мне нравится (1)