Посеешь привычку – пожнешь здоровье! Из опыта работы.
статья по физкультуре на тему

Ступницкая Лариса Анатольевна

В статье анализируется опыт работы инструктора по физической культуре дошкольного учреждения в формировании у детей дошкольного возраста любви к физкультуре и спорту, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через пропаганду физкультуры и спорта и здорового образа жизни собственным примером, интеграцией усилий воспитателей и специалистов, и через создание системы комплексных занятий с задействованием разных образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посеешь привычку – пожнешь здоровье! Из опыта работы.

Здоровье - это состояние полного физического,

 духовного и социального благополучия,

 а не только отсутствие болезней и  физических дефектов
(Всемирная организация                
                         здравоохранения)
 

Инструктор по ФИЗО

 МДОУ ЦРР д/с № 46

Ступницкая Л.А.

Воспитание здорового дошкольника является  приоритетной задачей в нашем детскому саду, и, по роду деятельности, для меня – основной. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый дошкольник» мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.

Достигая этой цели, мне необходимо было решить определенные задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.
  2. Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию

Выступая в триединстве, они, в то же время, разделяют работу по определенным направлениям, требуя разных подходов, методик и технологий.

Здоровый ребенок рассматривается нами в качестве целостного телесно-духовного организма, и оздоровление трактуется как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.  

В своей работе я апробирую и применяю эффективные приемы инновационных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционной гимнастики. В систему индивидуальных  занятий включаю элементы ритмики с фитболами. Веду кружок по степ-аэробике. (приложение 1)

По итогам работы в 2010 году нашему детскому  саду было присуждено первое место в конкурсе на лучшее дошкольное учреждение Иркутской области форума «Образование Приангарья 2010». В этом достижении большое место было отведено оздоровительной работе.

Для реализации задач укрепления здоровья детей в нашем детском саду имеются прекрасные возможности. Галакомлекс, включающий в себя: бассейн, сауну с фитобаром, соляную пещеру, комнату аэроионотерапии, спортзал и спортплощадку, позволяет разнопланово подходить к развитию здоровья малышей. (приложение 2)

Условия развивающей среды ДОУ позволяют комплексно решать проблемы сохранения и развития здоровья детей, делая мою работу актуальной  во всех направлениях:

  1. Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ
  2. Диагностика, профилактика, коррекция отклонений в физическом развитии детей
  3. Оптимизация двигательной активности детей
  4. Закаливание
  5. Интеграция работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка
  6. Воспитание у детей потребности в здоровом образе  жизни, интереса к физической культуре и спорту
  7. Повышение профессионального мастерства

Таким образом, направления моей работы как инструктора по ФИЗО достаточно разнообразны. Но я уверена, что они не будут результативны без формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Необходимо здесь и сейчас заложить основу личной ответственности за свое здоровье и осознание зависимости окружающего мира от образа жизни и нравственной культуры каждого из нас. Поэтому, определила это для себя требующим особого внимания направлением.

Ученые доказали, что возраст до 7 лет наиболее благоприятен для обретения привычки быть здоровым. Современная реальность диктует, что быть здоровым – это модно. Я стремлюсь показать детям престижность активной жизненной позиции, эстетики тела, сбережения и развития здоровья.

В решении этой задачи меня поддержали все специалисты ДОУ, воспитатели и родители. Совместные планы работы включили качественное взаимодействие в пропаганде физической культуры и спорта, освоении детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры. Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в этой работе.

С логопедом мы вместе работаем над правильным дыханием ребятишек. Работа каждого на своих занятиях над одними и теми же задачами позволяют помочь проблемным детям быстрее справиться со своими недостатками.

Эколог дает детям элементарные валеологические знания, разъясняет устройство их организма и дает понятие ценности собственного здоровья. Отдых после интенсивного физкультурного занятия в зимнем саду учит детей правильно расслабляться, получать положительные эмоции от природных объектов.

Преподаватель по изодеятельности проводит беседы с детьми об эстетике человеческого тела и красоте его движений, отраженных в предметах искусства. Проводит конкурсы детского рисунка на темы физкультуры и спорта.

Хореограф учит детей, как передавать мысли, чувства и впечатления через ритмические танцевальные движения. Музыкальный руководитель создает сценарии и музыкальное оформление  физкультурных праздников и развлечений, готовит с детьми художественную часть спортивных соревнований.

Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом ДОУ. С ее подачи я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая «осмысленная» моторика. Эффект развития «осмысленной» моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим «лицами».

Например, работаю с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать - другой. «Не получается? Ничего страшного, - говорю я ему. - Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет - пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...» Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития. 

Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. (приложение 3)

В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе  жизни, интереса к физической культуре и спорту.

Проведение системы интегрированных комплексных занятий, например цикла «Я и мое тело», дало возможность стимулировать у воспитанников потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, формировании адекватной самооценки (приложение 4)

Каждый цикл завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья». (приложение 5) Важности формирования привычки к здоровому образу жизни была посвящена в этом году родительская конференция.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации.

Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.

Особое внимание уделяю повышению двигательной активности детей на воздухе. Летом – это народные игры (городки, лапта, банки и др.), зимой – катание на лыжах и коньках. (приложение 6)

Каждую зиму на территории детского сада заливается каток, который становится любимым местом спортивных игр малышей всего микрорайона. Мы даже проводим там с ребятишками мастер-классы для неорганизованных детей. (приложение 7)

Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой.

За последние годы ни одно спортивное мероприятие в городе не прошло без моего участия. Являюсь неоднократным победителем  городской спартакиады. (приложение 8)

Два года подряд занимаю второе место в кроссе Наций. В спортивном зале детского сада размещены кроме стендов с достижениями детей, и стенды с моими наградами.

Активизирую интерес детей к спортивным достижениям путем участия в ежегодных соревнованиях «Веселые старты» и шашечном турнире. Проводим соревнования между группами старших дошкольников и между командами нашего детского сада и соседнего ДОУ № 50. (приложение 9)

Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре. Спорт культивировался в нашей семье, и я с детства была на спортивных дорожках вместе с родителями. Лыжи, коньки, катание на санках зимой, а летом бег помогали поддерживать хорошую спортивную форму и здоровье маме и папе, а мне весело и полезно проводить время с родителями.

Мой девиз: «Если не я, то кто? А, если я, то все за мной!» Среди коллег и родителей воспитанников у меня немало единомышленников.

Команда нашего ДОУ активно тренируется и занимает призовые места в городских соревнованиях по многоборью, в 2010 году завоевали 1 место в спартакиаде работников образования. (приложение 10)

 Конечно, хотелось бы добиться стопроцентного участия сотрудников ДОУ в спортивном движении. И привлечь к участию в семейных соревнованиях большее, чем сейчас, количество родителей с детьми.

Но, и сейчас я могу говорить о серьезных результатах своей работы. Во-первых, это стабильное ежегодное снижение заболеваемости детей. Положительную динамику развития их психофизиологических качеств показывает ежегодный мониторинг. По рейтингу физкультура – любимое занятие у 78% детей.

Отзывы учителей говорят о хорошей физической подготовленности наших выпускников. Дети легко адаптируются к школе, жизнерадостны, активны, мало болеют. Обладают хорошей выносливостью и работоспособностью.

Выпускники ДОУ посещают школьные кружки и городские спортивные секции, 57% от общего количества. Имеют хорошие спортивные достижения.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.

Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПЛАН

проведения комплексных интегрированных занятий по физической культуре

Цель: формирование у детей интереса к физической культуре и спорту,

потребности в здоровом образе  жизни, положительной я-концепции

Тема

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

1

Я и мое тело

Знакомить  с критериями эстетики и здоровья человеческого организма. Учить ребенка понимать состояние и потребности своего тела. Показать зависимость физического состояния человека от его поведения.

Формировать потребность в саморазвитии и самосовершенс-твовании. Развивать стремление к реализации возможностей своего тела, потребность в совершенствовании двигательных навыков

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознание его самоценности.

1.1

Что такое осанка?

1.2

Когда ноги будут здоровыми, красивыми и сильными

1.3

1.4

Почему бывает плохо?

Движение – это жизнь!

2

Я и другие люди

Учить находить в проблемных ситуациях приемлемые модели поведения.

Показать изначальный положительный смысл страха, который был связан со здоровыми осторожностью и наблюдательностью, необходимыми человеку для выживания в окружающем мире.

Развивать интуицию, способность адекватно оценивать свои знания, умения и физические качества.

Развивать  пространственно-двигательную координацию.

Воспитывать интерес к нахождению в трудных ситуациях силы внутри самого себя. Побуждать к принятию ответственности за собственную жизнь и здоровье. 

Воспитывать разумность, рациональность, осторожность.

Формировать понимание зависимости сохранности жизни от физических умений.

2.1

Один дома

2.2

Встреча на улице

2.3

Когда взрослым нужна помощь?

3

Я расту и развиваюсь

Обучать наблюдать за мышечными ощущениями, адекватности их душевному состоянию. Дать понятие о возрастной норме развития.

Учить формулированию цели и поиску путей ее достижения.

Развивать способности ребенка к физической культуре.

Вырабатывать координирование процессов внутренних и внешних, снимать зажимы и напряжение.

Воспитывать уверенность в собственных силах и возможностях, Наставлять в умении принимать самого себя и других, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

3.1

Непослушные руки

3.2

Дальше, выше, сильнее

4

Вредные привычки

Разъяснять детям, что алкоголь является не «продуктом питания» и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.

Показать вред активного и пассивного курения, особенно для детского организма.

Формировать трезвеннические установки поведения, антиотравляющее общественное и индивидуальное сознание. Развивать волевое поведение, стремление отказа от сомнительных предложений

сверстников и взрослых.
Развивать потребность в активном образе жизни, творчестве, физкультуре и спорте как альтернативе вредным привычкам

Формировать в сознании детей нетерпимое отношения к любым проявлениям пьянства,

курения, употребления наркотиков; воспитывать отношение к этому как к социальному злу, чтобы одурманивающие вещества заблаговременно лишились в глазах детей своего очарования как символ мужественности, неповиновения, веселья, взрослости.

4.1

Курение. Взрослость или глупость?

4.2

Что такое алкоголь?

4.3

4.4

Наркомания

Скажи НЕТ дурману!

АЛГОРИТМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ.

  1. просмотр мультипликационного или видеофильма, презентации по теме.
  2. подвижные игры, психогимнастика
  3. беседа
  4. ролевые игры с проблемными ситуациями
  5. коллективное взаимодействие, опыты, эксперименты
  6. продуктивная деятельность (плакаты, коллажи, рисунки)
  7. рефлексия, составление резюме (памятка, призыв)

Тезисы к статье

Посеешь привычку – пожнешь здоровье! Из опыта работы.

Инструктор по ФИЗО

 МДОУ ЦРР д/с № 46

                Ступницкая Л.А.

В статье анализируется опыт работы инструктора по физической культуре дошкольного учреждения в формировании у детей дошкольного возраста любви к физкультуре и спорту, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через пропаганду физкультуры и спорта и здорового образа жизни собственным примером, интеграцией усилий воспитателей и специалистов, и через создание системы комплексных занятий с задействованием разных образовательных областей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слайд 2

Инструктор по ФИЗО Координация работы, подбор и апробация методик, мониторинг Воспитатели Стимулирование интереса к физкультуре и спорту, потребности в ЗОЖ Логопед Отработка правильного дыхания, развитие мелкой моторики Преподаватель по ИЗО Пропаганда эстетики тела человека, физкультуры и спорта через изодеятельность Эколог Валеологические знания Психолог сопровождение, диагностика, экспертиза Хореограф Общая координация и выразительность движений, развитие крупной моторики Музыкальный руководитель Сценарно- оформительская деятельность, режиссирование художественной части ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Слайд 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Слайд 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 10