Итоговое занятие по грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кобылина Татьяна Сергеевна

Открытые занятия подготовительной группой "Путешествие в страну Грамоту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1) обобщение знаний детей о буквах и звуках родного языка. Дифференциация их между собой.

2) Повторение знаний о слоге, о звуко – слоговом составе слова, ударении.

3) Закрепление знаний  о союзах и предлогах.

4) Образование сложных слов, родственных слов, синонимов, антонимов

5) Закрепление сведений о предложении. Печатание в тетрадях предложения

6) Связная речь: составление рассказа по картине

7) Чтение текста по книге

Материал: таблицы, ребусы, кроссворды, картина «Хорошо  летом», тетради, карандаши, книга «Читаем сами».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Дети стоят лицом к родителям, здороваются.

Логопед: « Ребята, сегодня наши гости и родители пришли посмотреть наше последнее занятие в детском саду и увидеть, как вы подготовились к школе.

(Звонок. Дети подходят к своим местам и стоя приветствуют учителя – логопеда.)

Логопед: «Вот так мы в школе будем встречать своего учителя, когда прозвенит звонок. Садитесь пожалуйста. Мы с вами проведем несколько уроков, почти как в школе.

  1. Первый урок – «Путешествие в страну Грамоту».

Отгадайте загадку:

С виду черные кривые,

             От рождения немые.

 А как только встанут в ряд

Сразу все заговорят.

  • Что это? (буквы).
  • Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы).
  • А какое русское слово состоит из трех слогов, а обозначает 33 буквы? (алфавит, азбука).
  • А теперь подойдите к таблице. Представьте себе, что мы попали в город, где в домиках живут буквы. Посмотрите внимательно на эти домики и подумайте, почему у них крыши разного цвета? (Дети: «Гласные буквы живут в домиках с красной крышей, а согласные – с синей и зеленой»),
  • Прочтите, какие буквы живут под красными крышами. (Дети: «А-О-У-И-Ы-Э-Ю-Я-Е-Е»).
  • Сколько их? (10).
  • А все остальные буквы какие? (дети: «согласные»)
  • Какие буквы живут в двухэтажных домиках? (дети: «Парные согласные»).
  • Прочтите их. (Дети: «б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с»).
  • Почему они парные (д: «Они похожи, но одна буква звонкая, а другая – глухая»).
  • А почему у этих домиков крыши синего и зеленого цвета? (д: «Они бывают твердыми и мягкими, например: Б- Б).
  • А у каких букв вся крыша домика синего цвета? (Д: «У букв Ж, Ш, Ц – они всегда твердые»).
  • А только зеленого цвета? («Ч, Щ – они всегда мягкие).
  • А почему буквы Ъ и Ь не имеют крыши? («Они не обозначают звуков»).
  • А для чего же они нужны? («Ъ – разделяет звуки, а Ь – разделяет и смягчает»).

Логопед: «Посмотрите, эти буквы сломались. Сможете ли вы их узнать?» (См. таблицу «Буквы сломались» - дети по частям узнают буквы).

III. Звуки. Звуковой анализ.

Логопед: «Чем отличаются буквы и звуки?» (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

  • Я назову слова, а вы составьте новое слово:
  1. из начальных звуков этих слов: камень, озеро, торт (кот)
  2. из последних звуков: кенгуру, ананас, часы (усы)
  3. а теперь из вторых звуков: усы, лодка, смородина (сом)

Логопед: «А вы любите разгадывать кроссворды? Отгадайте загадки, ответы запишем в клеточках, а в заштрихованных клеточках, по вертикали, получится какое _ то слово
(Дети по одному проговаривают ответы по буквам, логопед записывает).

Загадки:

  1. Пока дети – каждый в берете,

Повзрослели – шляпы надели.

                                  (Грибы)

  1. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит

                            (Река)

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

                                            (Колос)

  1. Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

                            (Зерно)

  1. Летом зеленеет

Осенью желтеет.

                         (Трава)

  • И какое же слово получилось в заштрихованных клеточках? (Дети читают: «Гроза»).

Физкультминутка: игра с мячом «Цепочка слов». (Звонок. Дети садятся за столы)

IV. Слог. Выставляются буквы МО.

Логопед: «Что это?» (слог).

  • Что такое слог? (Это часть слова).
  • Без чего не бывает слога (Без гласного звука)
  • Сколько же в слове слогов? (Столько, сколько в нем гласных звуков)
  • Отыщите на таблице предметы, в названии которых 1, 2, 3 слога. (дети называют слова).

V. Ударение.

Логопед: «Вы знаете, что в каждом слове  один слог произносится с особой силой. Это называется… (Дети: «ударение»).

- Помогите доктору Айболиту вызвать на прием больного. Кого? Вам поможет схема:                          (лисицу, зайчиху, волчицу и т.д.)

  • Доктор написал диагноз. Что болит у зверей?
  •                      (нога, живот), а еще
  •                         (лапа, уши, зубы шея).
  • Айболит выписал рецепт. Какой?                                 (Лекарство, микстуру, конфеты, таблетки, касторку, бананы, горчичник).
  • Молодцы, вы правильно все угадали и помогли доктору Айболиту.

VI. Союзы, предлоги.

Логопед: «Вспомните, какие слова самые короткие? (союзы, и предлоги)

  • Составьте по этому рисунку предложения с союзом А: (Дети составляют: Морковь – это овощ, а яблоко – фрукт.

Морковь оранжевая, а яблоко зеленое.

Морковь сладкая, а яблоко кислое. и т.д.

Логопед обращает внимание, что перед союзом А всегда ставится запятая.

  • А теперь разгадайте ребусы. Здесь не видно предлогов, но именно они помогут вам разгадать слова. Отгадайте слово, назовите предлог.

Волк                                 лук

Изба                                 заяц

Наука                              поле

VII. Сложные слова.

Логопед: «Поиграем в игру «Скажи одним словом»:

Лес рубит – лесоруб

Сено косят – сенокос

Листья падают - листопад

Сталь варит – сталевар

Кофе варит – кофеварка

  • Как называются эти слова, которые сложены из двух слов (сложные слова)
  • А теперь скажите, какие два слова спрятались в одном сложном?

Пылесос – пыль сосет

Самолет – сам летает

Пчеловод – пчел разводит

  • А теперь попробуйте два слова заменить одним, но не сложным:

Храбрый человек – храбрец

Богатый человек – богач

Сильный человек – силач

Веселый человек – весельчак

Смелый человек – смельчак

VIII. Родственные слова.

Логопед: «Поиграем в игру «Кто у кого?» (Назвать детенышей животных по картинкам):

У волка – волчата

У лисы – лисята

У зайца – зайчата

  • Похожи эти слова? Как они называются? (родственные).
  • Посмотрите на этих животных, назовите их:

У овцы – ягненок, а папа баран

У коровы – теленок, а папа бык

У курицы – цыпленок, а папа петух

  • А эти слова похожи? (нет). Видите, какой богатый и интересный русский язык!

Логопед: «А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот»

Физкультминутка: Игра с мячом: (Дети выходят из – за столов и становятся в круг).

Добрый – злой

Грустный – веселый

Теплый – холодный

Темный – светлый

Легкий – тяжелый

Прямой – кривой

Острый – тупой

Чистый – грязный

Широкий – узкий

Поздний – ранний

(Звонок. Дети садятся за столы).

IХ. Урок письма.

Игра «Наведи порядок». Логопед: «Я назову слова, а вы поставьте их в таком порядке, чтобы они подружились и нам о чем – то рассказали».

Дети, розы, маки, и, сажать, сад, в (Дети составляют предложение: Дети сажают в саду розы и маки.)

  • Что у нас получилось? (Предложение)
  • О чем мы узнали из этого предложения? (ответы детей).

Анализ: - Кто? Дети

  • Что делают? Сажают
  • Что? Розы и маки
  • Где? В саду
  • Сосчитаем, сколько слов в этом предложении. (Дети самостоятельно подсчитывают – 7 слов).
  • Какие маленькие слова здесь? (И, В)
  • Что это за слова, как их надо писать? (союзы, предлоги пишутся отдельно).
  • Вспомним правила написания предложения (Дети перечисляют три правила:)

Начало предложения пишется с большой буквы.

Все слова в предложении пишутся отдельно.

В конце предложения ставится точка.

Х. Письмо.

Логопед: «Положение тетради под наклоном, правильно возьмите карандаши. Спина прямая. Начинаем писать одновременно. Проговариваем слова по буквам про себя.

Проверка под диктовку логопеда.

  • Кто доволен своей работой? Кто недоволен? Почему? (Оценка работы детьми)

Физминутка. (Дети стоят за своими стульчиками):

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И рассказывать начнем.

(Звонок. Дети садятся за столы).

ХI. Развитие связной речи.

Логопед: «Посмотрите на картину и постарайтесь рассказать о том, что на ней нарисовано, ответив на такие вопросы:

  1. Какое время года изображено на картине?
  2. Какая была погода?
  3. Куда пришли дети?
  4. Чем они занимались на поляне?
  5. Что было потом?
  • Расскажите по цепочке. (Дети рассказывают).
  • Что у нас получилось? (Рассказ)
  • Как можно назвать этот рассказ? («Хорошо летом», «Долгожданное лето»).

Логопед: «И вот наступил последний урок – чтение. Откроем книгу «Читаем сами» на стр.56 «В детский сад пришли два новичка». (Дети читают по цепочке по одному предложению).

Предлагается прочитать стихотворение Берестова «Читалочка».

Логопед: «Чтобы вы не разучились читать за лето, а наоборот, стали читать лучше, выразительнее, читайте побольше летом. И тогда вам в школе будет учится легко и интересно. Я желаю вам больших успехов  в вашей учебе в школе».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 66.

Конспект

итогового занятия в подготовительной к школе группе ОНР III -  IV уровня

                                                                      Учитель- логопед: Кобылина Т.С.

Уфа - 2004

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по грамоте в подготовительной к школе группы "Ожерелье для Золушки"

Государственное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение  детский сад № 5 Пушкинского района С- Пб.       Конспект итогового занятия по обучению грамоте в...

Конспект итогового занятия по грамоте. Подготовительная группа

В конспекте занятия представлены задания по разным разделам грамоты....

Итоговое занятие по грамоте "Дорога в школу".

В занятии собраны задания, которые помогут детям в игровой форме вспомнить и обощить все знания по грамоте....

Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе

В ходе итогового занятия реализуются общеобразовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи....

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....