Возможности использования здоровьеразвивающих физических упражнений в здоровьеформирующем физическом развития детей 5-6 лет.
статья (физкультура, подготовительная группа) по теме

Статья повествует об использовании в детском саду развивающих двигательных программ , разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода,  в физического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akseeva_statya_pravlennaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования здоровьеразвивающих физических упражнений в здоровьеформирующем физическом развития  детей 5-6 лет.

Аксеева Н.Л., инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385

Каманина Ю.П., зам.зав. по ВМР МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385

     С 2007г. МБДОУ является опорной городской площадкой по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий и программ. За это время в  детском саду сложилась  эффективная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, органично включающая в себя здоровьесберегающие технологии физического, сенсомоторного, психоэмоционального  развития. Данные технологии дают возможность развивать двигательные навыки и умения, формировать физические качества, сознательно управлять своими движениями, укреплять мышечный корсет, воспитывать рефлекс правильной осанки,  развивать общую и мелкую моторику, сохранять психическое и эмоциональное здоровье детей. Технологию физического развития дошкольников реализуем через внедрение развивающих двигательных программ, разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода,  составной частью которых являются здоровьеразвивающие физические упражнения.

     Здоровьеразвивающие физические упражнения - это определенные виды общеразвивающих упражнений, специально разработанные  для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, способствующие развитию и сохранению здоровья детей. Значение общеразвивающих упражнений в формировании базовых факторов нервной системы и психики ребенка трудно переоценить. Это основа и для модально-специфических факторов, и  кинетических,  и кинестетических, и пространственных, и  произвольной регуляции, и энергетического обеспечения, и  межполушарного взаимодействия.

    ОРУ является неотъемлемой частью всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашем ДОУ: утренней гимнастики, непосредственно организованной деятельности по физической культуре, гимнастики после сна, физкультминуток, динамических паузах, физкультурных праздников и досугов, днях здоровья.

      Наиболее  эффективны здоровьеразвивающие физические упражнения выполняемые с использованием различного физкультурного инвентаря, материалов и оборудования. Наши воспитанники при выполнении ОРУ используют: полусферы, фитболы, гимнастические палки, гимнастические мячи, скакалки, кубики, кегли, флажки, гимнастические скамейки. Предметы вызывают у детей больший интерес к физическим упражнениям, положительно влияют на освоение движений и развитие двигательных качеств, способностей. При выборе  предметов для выполнения ОРУ руководствуемся таким  критерием, как целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность. Поэтому тщательно продумываем сочетание движений с предметом, учитываем  его размер и  тяжесть.

Используя предметы в ОРУ, одновременно решаем задачи сенсорного развития детей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию ими цвета, веса, формы, качества, материала и других свойств предметов. А главное, действия с предметами позволяют сформировать у детей четкие двигательные представления, основанные на многообразии  их собственных ощущений.

Наиболее популярными ОРУ у дошкольников стали упражнения на полусферах.  Полусфера представляет собой деревянную конструкцию, составляющую в размере ¼ часть шара, диаметром устойчивой поверхности  не менее 50 см и  высотой- 9-10 см. За счет постоянно изменяющейся площади опоры, ее положения в пространстве в работу включаются практически все группы мышц. Благодаря этому у детей развивается чувство сохранения равновесия, совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, формируется рефлекс правильной осанки. Также эти упражнения улучшают сбалансированную работу правого и левого полушарий головного мозга, формируют и развивают зрительную и слуховую систему, тактильную чувствительность.

Полусферы используем  на утренней гимнастике, в НОД по физической культуре,  в подвижных играх. Упражнения проводим как стоя на месте, так и в передвижении. Дети выполняют комплексы упражнений нарастающей сложности сначала с использованием устойчивой поверхности полусферы (когда полусфера стоит на основании), потом с качающейся поверхностью (когда полусфера стоит на верхушке).

В работе с детьми старшей и подготовительной группы используем такие упражнения на полусферах, как:

- прямостояние на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами;

- полуприседания и приседания с открытыми и закрытыми глазами;

- прямостояние на одной ноге (поочередно на правой и левой ноге) с открытыми и закрытыми глазами;

- полуприседания, в стойке на одной ноге;

- прямостояние на двух ногах с наклоном головы вправо (влево), с открытыми и закрытыми глазами;

- прямостояние на одной ноге (правой и левой поочередно) с наклоном головы вправо и влево, с открытыми и закрытыми глазами;

- ходьба на полусфере (устойчивой и качающейся поверхности) с открытыми и закрытыми глазами; с поворотом на 360° вправо и влево;

- с выполнением хлопков в ладони перед грудью, над головой, за спиной и т.д.;

- поднимание согнутой, а затем прямой ноги (правой и левой поочередно) вперед, в сторону, назад, с различным положением рук в пространстве;

- шаги с пола на полусферу и снова на пол, с различным положением

рук в пространстве и многое другое.

Для передвижения по полусферам  выстраиваем  различные варианты дорожек из них (одна на основании, следующая на верхушке и т.д.).

Выполняя упражнения  на полусферах, используем также и различные предметы: ленты, гантели, мячи.

Стоя на полусфере с  мячом, дети выполняют броски, ловлю, передачи сначала на устойчивой, потом на качающейся поверхности. После освоения детьми этих упражнений, усложняем задание, например, передача мяча в парах с отскоком мяча от пола и без отскока – один ребенок стоит на основании полусферы, другой на качающейся полусфере. Или это же упражнение, но с двумя мячами – один передает по верху мяч, другой с отскоком от пола.

Затем обучаем детей выполнять различные вращения, находясь на качающейся поверхности, то есть стоя на основании:

- положение сидя в позе полулотоса (скрестив ноги);

- положение сидя, согнув ноги, касаясь пятками края полусферы;

- положение сидя ноги врозь;

- сидя на коленях (пятках);

- лежа на животе;

- стоя на двух ногах, держась за рейку гимнастической лесенки

- стоя на двух ногах, на середине, без опоры руками;

     Используем полусферы также и в подвижных играх и игровых ситуациях, в эстафетах, используя их в качестве домиков, которые надо занять по определенному сигналу,  или в качестве снарядов, по которым необходимо совершить перемещение с одной стороны зала на другую.

Данные наблюдений за детьми в течение трех лет позволили сделать вывод, что использование полусфер в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ способствовало развитию основных сенсомоторных координаций, формированию рефлекса правильной осанки,  профилактике плоскостопия, развитию основных систем организма. А внедрение в образовательный процесс  ДОУ технологии физического развития в целом позволило достигнуть  высокого уровня физического развития воспитанников, снизить показатели заболеваемости детей,  повысить индекс здоровья.

Литература: 

  1. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений.-М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2011.-336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного физического оборудования в здоровьеформирующих технологиях развития детей

Движение составляет основу практисчески любой деятельности ребенка. Однако,в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объема двигательной активности детей. Опираясь на...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Физические упражнения -основное средство физического воспитания

Данная презентация предназначается для педагогов и родителей....

Требования к подбору физических упражнений на занятиях физической культуры детей дошкольного возраста

Дкти дошкольного возраста и тркбования к подбору физических упражнений...

Конспект совместного спортивного развлечения по образовательной области «Физическое развитие» для детей старшей группы и родителей с использованием нестандартного оборудования в игровых физических упражнениях. «Малые олимпийские игры»

Конспект совместного спортивного развлечения по образовательной области «Физическое развитие» для  детей старшей группы и родителей с использованием нестандартного оборудования в игро...