Использование кинезиологической гимнастики на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Александровская Юлия Анатольевна

 

       Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И мы думаем, что кинезиологические упражнения  помогут привить  детям интерес к здоровому образу жизни,  и обеспечат  гармоничное развитие  дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юлия Анатольевна Александровская, инструктор по физической культуре,

МБДОУ «Энергетик», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).

Использование кинезиологической гимнастики на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Кинезиология  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие и повышающий компенсаторные возможности мозга.

Практическая значимость кинезиологической гимнастики состоит в том, что система оригинальных   упражнений и игр, помогает  целостно развивать психофизическое здоровье детей дошкольного возраста.

Упражнения кинезиологической гимнастики адаптированные для дошкольников, помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей. К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что вызывает дополнительный интерес к нему.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частностности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику,  снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Упражнения кинезиологической гимнастики включаются в основную часть непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и заменяют общеразвивающие упражнения.

Упражнения делятся на блоки, которые можно разбить на комплексы.

1 блок

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. Массаж ушных раковин.

Уши сильно разотрём, и погладим, и помнём.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть руками уши.

2. Качание головой.

Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3. Кивки.

Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам, и кивающие движения вперёд – назад.

4. Шея – подбородок.

Опустите голову, поверните в стороны.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

5. «Домик».

Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

6. «Ладошка».

С силой на ладошку давим, сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же другой рукой.

7. «Колечко»

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный палец, средний и т.д. упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

8. «Внимание».

Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

9. «Поворот».

Голову поверните, за спиной что? Посмотрите.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

10. «Ладошки».

Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

11. «Потанцуем».

Любим все мы танцевать, руки - ноги поднимать.

Поднять (не высоко) левую ногу, согнуть её в колене, и локтём правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ноги и левой руки.

12. «Дерево».

Мы растём, растём, растём, и до неба достаём.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

13. «Водолазы».

Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

14. «Отдохни» - для снятия эмоционального напряжения.

Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

2 блок

Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления

(правое полушарие).

15. «Очищение».

Нужно правильно дышать, чтоб внутри всё очищать.

Вдыхать левой ноздрёй, выдыхая через правую. Цикл повторить 3 раза.

16. «Позевай».

Крепко зубки мы потрём, сладко мы потом зевнём.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

17. «Руки».

Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно ускоряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

18. «Запястье».

Чтоб сильна была рука – разотрём её слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.

19. «Ладонь».

На ладонь сильней нажми, силу ты в неё вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.

20. «Полёт».

Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим.

Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны, закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

21. «Гибкость».

Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать.

Лёжа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

22. «Успокойся».

Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака сделать вдох. Выполнять двумя руками одновременно, с закрытыми глазами.

3 блок

Упражнения для развития абстрактно – логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

23. «Язычок».

Язычок вы покажите – на него вы посмотрите.

Движения языком вперёд – назад.

24. «Язычок».

Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

25. «Ротик».

Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

4 блок

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

26. «Глазки».

Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

27. «Глазки».

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза.

28. «Глазки».

Нарисуем большой круг, и осмотрим всё вокруг.

Глазами и вытянутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

29. «Глазки».

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.

30. «Глазки».

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

31. «Глазки».

Быстро – быстро поморгай – отдых глазкам потом дай.

Быстро моргать в течение 1-2 минуты.

32. «Глазки».

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

33. «Глазки».

Треугольник, круг, квадрат – нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.

5 блок

Упражнения на дыхание.

34. «Сердце».

Глубоко мы все подышим, сердце мы своё услышим.

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

35. «Ушки».

Глубоко мы все вздохнём, и дыхание прервём. Вниз закрутим ушки, ушки - непослушки.

Глубоко вздохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а»( «у-у-у»).

36. «Дыхание».

Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим.

Нарисовать глазами фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.

Комплекс 1. Упражнения 31, 9, 24, 10, 11, 22, 36.

Комплекс 2. Упражнения 25, 3, 4, 8, 18, 12, 35.

Комплекс 3. Упражнения 30, 5, 6, 7, 25, 23, 34.

Комплекс 4. Упражнения 2, 17, 27, 28, 13, 35, 36.

Комплекс 5. Упражнения 29, 24, 17, 20, 19, 21, 14.

       Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И мы думаем, что кинезиологические упражнения  помогут привить  детям интерес к здоровому образу жизни,  и обеспечат  гармоничное развитие  дошкольника.

Список литературы:

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
  3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с использованием степ-платформ в подготовительной группе

Конспект НОД в области "Физическая культура" с использованием степ-платформ в подготовительной к школе группе....

Нетрадиционная непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре с использованием русского фольклора

в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин у детей практически нет возможности играть в подвижные ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики для детей подготовительной группы «Путешествие в Африку»

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под...

Использование дыхательной гимнастики в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре

Использование дыхательной гимнастики в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре...