Развитие физических качеств
статья по физкультуре на тему

Лановая Наталья Вячеславовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития выносливости у детей дошкольного возраста

Исследователи, по разному трактуют ее определение. Но применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается, как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент (Е.А. Ветошкина, 2006). В дошкольном возрасте главной целью является развитие общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Есть ряд причин, которые обуславливают развитие выносливости в дошкольном возрасте.

  1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно - сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствует его всестороннему гармоническому развитию (М.А. Новикова,1998).
  2. Развитие выносливости у дошкольников улучшает функциональность организма, повышает их работоспособность (физическую и умственную), что важно условиях подготовке к школе. Анализируя литературные источники, было отмечено, что множество авторов выявляют работоспособность,  одним из показателей общей готовности ребенка к школьному обучению, и развивать ее необходимо на протяжении всего дошкольного возраста (М.А. Новикова, 1998; М.М. Безруких, 1994, В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, 1983 и др.).
  3. Выполнения движений циклического типа при целенаправленном использовании, характерны для общей выносливости, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей (А.В. Котелевская, 2010).
  4. Выносливость так же влияет на формирование личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. В момент выполнения упражнения физические движения помогают  детям научиться преодолевать возникшие трудности, мобилизовать себя, и довести начатое до конца. Научив этому ребенка в дошкольном возрасте, умение управлять собой положительно скажется и на успехах в школе.

Однако, отмечается что развитие выносливости колеблется и это можно выделить не только у детей разного возраста, но и в переделах одной возрастной группы ( Е.А. Ветошкина, 2006). Одной из причин этому служит индивидуальные анатомо-физиологические особенности организма. Дошкольный возраст ребенка отличается интенсивным ростом, это влияет на значительные перестройки не только органов и систем, но и техники основных движений. Эти колебания отражаются на развитии психофизических качеств. Увеличение длины тела и конечностей вносят изменения в биомеханическую структуру ходьбы, бега, прыжков, метания, плавания и других движений.

В первую очередь нарушаются координационные механизмы (согласованность и соразмерность движений, которые становятся неэкономичными), препятствуют проявлению и развитию выносливости (А.В. Котелевская, 2010). Со временем вырабатывается новая координация, биомеханика движений приходит в норму, это положительно влияет на технику выполнения упражнений, и способствует более интенсивному развитию физических качеств.

  На развитие физических качеств, в том числе и выносливость, влияет гетерохронность (разновременность) их формирования в разные возрастные периоды. В исследованиях С.О. Филиппова (2001) отмечено, что показатели выносливости значительно вырастают на протяжении всего дошкольного возраста при целенаправленном воздействии со стороны взрослых, но имеют возрастно-половую динамику развития. Таким образом, по данным С.О. Филиппова (2001) сензитивными периодами для мальчиков дошкольного возраста является 4 и 7 годы жизни, а у девочек 4 и 6 года. В 5-6 лет у мальчиков наблюдается период относительной стабильности в развитии выносливости, а у девочек ее значительное повышение, что необходимо учитывать, осуществляя дифференцированный подход организации и планировании работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

  В исследованиях Ю.Ф. Змановского (1989) по развитию выносливости необходимо использовать циклические упражнения: ходьба, бег, лазание, катание на велосипеде, плавание, катание на лыжах, на коньках и т.д. Именно использования движений, которые требуют участия большого числа мышечных групп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Список литературы.

  1. Безруких М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей: автореферат диссертация доктора педагогических наук: 03.00.13/Ин-т возрастной физиологии.- Москва, 1994.-39с.
  2. Ветошкина Е.А. повышения уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04.-Хабаровск, 2006.-186с.:ил.
  3. Здоровьеформирующие физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ [И.К. Шилкова и др.]; Науч. ред. Безруких М.М.-Н.Новгород: ВЛАДОС, 2001.- 333, [1]с.: табл.; 21 см.- (Здоровьесберегающая педагогика/Центр здорововьесберегающих педагогических технологий Нижегородской гос. архитектур.- строит. ун-та).
  4. Котелевская А.В. Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренажерных устройств: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04/Котелевская Анна Владимировна;[Место защиты: Дальневост. гос. акад. физ. культуры].- Хабаровск. 2010.-189с.:ил.
  5. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физ. воспитания дошк. учреждений /С.О. Филиппова.- СПб.: Детство – Пресс, 2001.-89,[2]с.: ил.; 21 см.
  6. Наши дети: [Сборник/Сост. И.В. Гребенников, Ю.Ф. Змановский]. – [2-е изд., испр.].- М.: Юрид. лит., 1989.-365,[2]с.: ил.; 21 см.- (Б-ка молодой семьи; Т.2).
  7. Новикова М.А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3-7 лет: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04.- Смоленск, 1998.-173с.: ил.
  8. Физиология Развития ребенка/[В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровская и др.]; Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер.-М.: Педагогика, 1983.- 297с.: ил.; 21см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....