"Содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему

Тюлюкова Лариса Викторовна

Двигательная деятельность, дети раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.  Первые представления о мире, его вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте.

        Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия.

В детском учреждении должно быть спортивное оборудование, способствующее двигательной активности детей: лесенки, горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, гимнастическая стенка, детские велосипеды, самокаты и др. Эти приспособления стимулируют детей к соответствующим движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, проползать, переносить, идти в определенном направлении, соблюдать равновесие, ходить по разной поверхности, бросать  и пр.

Наиболее доступные из них для маленьких детей – мяч, обруч, скакалка. Вначале действия с ними предельно просты. Постепенно вносятся более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы и другое.

        Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движениям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.

        Пока у детей мал запас действий, вносимые пособия необходимо «обыгрывать», то есть показывать самые простые движения. Когда же движения усвоены, не следует торопиться с показом их на новом оборудовании – пусть дети сами догадаются, как применить уже знакомые действия в новой для них обстановке. А с неуверенными, робкими детьми воспитатель всегда рядом, чтобы подбодрить и оказать им помощь, поиграть вместе.

В процессе работы необходимо использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей, например, проводить подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом.  Следует также включать элементы двигательной активности во время занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.

Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности.

Во время утреннего приема.

Двигательная активность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, дуги, и т. п.

В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями

(в этом случае они лучше усваивают материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении.

У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности.

Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.

Во второй половине дня двигательная активность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае её можно сочетать с воздушными ваннами).

В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов. Интересна для ребят горка со скатом.

В течение дня физкультурные пособия в группе меняются несколько раз. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах детей раннего возраста, так как в этом случае задерживается их физическое и общее развитие.

Внося пособия в группу, расставляйте их каждый раз по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном расположении, дополняйте основные пособия деталями (кубик, мяч), постепенно объединяйте разные пособия в комплексы (доска, несколько кубов, дуга). Подбирая оборудование для малышей, следует придерживаться определенных правил: оно должно быть многофункциональным (служить для игр, движений, занятий), легко трансформируемым, прочным, безопасным. Хранится оборудование в доступном, удобном месте, так, чтобы его в любое время можно было внести в комнату или убрать. Стационарное оборудование лучше разместит в разных местах комнаты, чтобы к нему был удобный доступ

В отдельные режимные моменты (во время утреннего приема, после завтрака, во второй половине дня) хорошо освободить середину комнаты от столов, внести однородные предметы (мячи, обручи, скакалки) по количеству детей, дать ребятам возможность действовать с ними так, как они хотят. При этом кого-то надо похвалить, кому-то помочь, объединить вместе двух- трех детей и т. д.

Для активных действий ребенку нужны крупные игрушки, которые вовлекли бы в двигательный процесс весь его организм, ведь из литературы известно, что в таком возрасте крупные двигательные процессы  преобладают над мелкими. Преимущество крупного игрового материала состоит в том, что он стимулирует двигательную активность.

Игры с модулями дают возможность объединить в одну группу детей, различных по степени проявления двигательной активности. Предложенные воспитателем дополнительные атрибуты будут способствовать  возникновению новых игр. Достаточно дать сидящему на кубе  ребенку руль, и он уже становится летчиком или шофером. А новая игра – это всегда новое движение.

При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Нужно иметь в виду, что некоторые движения вредны детям. Нельзя разрешать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать правильного выполнения тех или иных упражнений путём длительного повторения.

Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские указания. В процессе подвижных игр необходимо наблюдать за самочувствием детей.

Очень важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, педагог должен использовать не порицания, а игровые приёмы, переключая с одной деятельности на другую, поощрения.

В заключении я хотела бы обратить ваше внимание на книгу автора Шишкиной «Движение + движения». Книга предназначена для воспитателей детского сада. 1992 года издания. Наверняка вы найдете  в библиотеке методического кабинета своего детского сада. В чем ценность этой книги? Автор предлагает таблицы,  в которых отражено содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста, показано, как можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий, но распределяя их по-разному. Для упрощения планирования работы  пособия по развитию движений в таблицах расписаны по неделям и режиму дня. Используя творчески предлагаемые  рекомендации, вы найдете много интересных методов и приёмов в организации разносторонней двигательной деятельности детей. Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации самостоятельной деятельности, детей раннего возраста, в уголке творчества.

Как привлечь детей к работе с пластилином? Как организовать их самостоятельную деятельность в этом направлении? Всё довольно просто, если приложить немного усилий и фантазии!...

статья "Организация игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста"

«… Дитя в своих играх обнаруживает без  притворства всю свою душевную жизнь».К.Д. Ушинский                Игровая самост...

Из опыта работы. Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 34 «Рябинка»...

Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...