Использование гимнастических мячей с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре на тему

Кирпичева Марина Николаевна

Использование гимнастических мячей, теория и практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_myachom.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климатогеографическими и экологическими условиями.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного  учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Существенный  вклад в решение этой проблемы должно внести выполнение требований, изложенных в международных документах и законодательных актах Российской Федерации (положения Конвенции ООН о правах ребенка, законы РФ «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

В рамках образовательных программ решаются задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня физического и психического здоровья дошкольников средствами физической культуры.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. Особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм.

Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий.

Сегодня во многих дошкольных учреждениях появилось современное спортивное оборудование, в том числе большие гимнастические мячи. Именно поэтому мы организовали работу с гимнастическими мячами, включили их в процесс обучения.

Мяч привлекает к себе своим размером, цветом, имеет свой запах, а главное особую упругость. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с телом. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Мячи могут быть не только разных размеров, но и разных цветов. С помощью цвета можно регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Теплые цвета – повышают активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Такие цвета выбирают обычно активные дети. Холодные цвета – успокаивают. Их выбирают спокойные, чуть заторможенные дети. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.

Мячи обладают и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и т.д.

   С  помощью гимнастических мячей решаем самые разнообразные задачи: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Наиболее успешное решение этих задач, может быть достигнуто, работая в тесном контакте с медицинской сестрой, воспитателями, музыкальным руководителем.

На первоначальном этапе мы провели семинар-практикум на тему: «Использование гимнастических мячей», где теоретически познакомили воспитателей с этим оборудованием, а затем закрепили это на практике.

Затем начали обучать детей работе с гимнастическими мячами. Постепенно стали использовать их на занятиях по физической культуре. Такие занятия пользуются большей любовью у детей. Дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения. Освоению упражнений с мячом способствуют музыка и удачно подобранные стихотворные строки. А умение  перевоплощаться в героев знакомых детям сказок и телепередач, помогает заинтересовать ребят, «завести» их, создать положительный эмоциональный настрой, например занятие «Путешествие в цирк».

Важным компонентом двигательного режима является утренняя гимнастика, которая подготавливает детский организм к различным видам деятельности в течение дня. Поэтому мне всегда хочется провести утреннюю гимнастику, как–то особенно интересно. Мы составили несколько комплексов утренней гимнастики с гимнастическими мячами игрового характера.

В один комплекс включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности («Карусель», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»), в другой – общеразвивающие упражнения с использованием художественного слова.

 Цель состоит в том, чтобы каждый ребенок, покидая зал после зарядки, чувствовал себя бодро, уверенно, комфортно и просто замечательно. Я говорю детям: «Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся солнышку, птичкам. Пусть хорошее настроение будет с нами целый день!».

Упражнения с гимнастическими мячами мы также включаем в активный отдых детей, который способствует совершенствованию двигательных навыков, улучшает самочувствие и настроение детей. Именно поэтому, как воздух необходимы детям праздники, досуги, Дни  здоровья. Все эти мероприятия строятся на знакомых детям играх и эстафетах с большими гимнастическими мячами.

Создавая сценарии, я обращаюсь к практическому опыту разных авторов: С.А.Шмаковой, Т.И.Осокиной, Глазыриной, Алямовской, опираюсь на детские телевизионные передачи, учитываю пожелания детей в выборе игр. Чтобы избежать однообразия, превращаю зал, то в студию телевидения, то в арену цирка, то в сказочную страну или необитаемый остров, например семейный спортивный праздник «Ах, эта Африка».  Задача  таких праздников: приобщить детей и взрослых к массовой физической культуре, к здоровому образу жизни. Все это делает каждое такое мероприятие событием в жизни детского сада.

Осваиваем такую форму работы, как занятия в семейных клубах. Вот, например, прошло занятие на тему: «Вечерние игры ребенка». Один из вопросов, что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? И конечно один из лучших антистрессовых приемов – игра. Мы предложили поиграть с гимнастическим мячом. Ребенок  может катать мяч, подбрасывать его вверх, отбивать об пол, прыгать на нем – мяч отлично пружинит. А затем лечь на него и расслабиться.  Или другое занятие «Использование гимнастических мячей для формирования правильной осанки».

Свобода в выборе развивает фантазию, творчество, рождает новые элементы движений с гимнастическими мячами, которые используем в играх, кружках, секциях.

У нас в детском саду работает спортивная секция «Веселый мяч», которую посещают дети старших групп. Занятия спортом с детства формируют тот энергетический запас, который помогает человеку всю жизнь. Мы  «ловим сразу трех зайцев» - занятия расслабляют, закаляют, физически укрепляют. Ребята  с удовольствием занимаются, осваивают сложные и полезные упражнения на гимнастических мячах, что благотворно влияет на межпозвоночные диски, улучшает кровообращение и лимфоотток. Занятия с мячами укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки и правильного дыхания.  

Вся проводимая работа  дает свои результаты – дети стали реже болеть, у них улучшается осанка, внимание, настроение. Они становятся более ловкими, выносливыми, сильными. И все это потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Использование гимнастических мячей в ДОУ.

I. Теоретическая часть

С древних времен в культуре любого народа мяч служил предметом игр и развлечений. Гимнастические мячи большого размера появились сравнительно недавно. В различных странах оздоровительные занятия с использованием больших мячей получили распространение в последние 50 лет, в нашей стране они стали известны 8 лет назад.

Фитбол-аэробика – новое современное направление оздоровительной аэробики. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры».

Оздоровительные занятия с такими мячами приобретают все большую популярность; они доступны и способствуют повышению интереса детей к физическим упражнениям.

Упражнения с гимнастическими мячами вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Они  уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, обладают оздоровительным эффектом.

За счет механической вибрации и амортизационной функции при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию

движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Упражнения сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и множество других. При выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья. Дети, занимающиеся фитбол-аэробикой, меньше болеют, у них улучшаются осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном

фоне быстрее и эффективнее проходит обучения двигательным умениям и навыкам.

Существует ряд правил, без знания и соблюдения которых выполнение упражнений на мячах не принесет должного оздоровительного эффекта.

  1. Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося. Для  детей диаметр мяча колеблется в пределах 45-55см. подходящий размер определяется так. Когда ребенок сидит на мяче, угол между его бедром и голенью должен составлять 90˚ или чуть больше.
  2. Осанка в седее на мяче должна быть правильная: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развернуты, согнутые ноги врозь
  3. Одежда для занятий должна быть удобная, без кнопок, крючков, молний. Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами (существует опасность повреждения мяча). Обувь должна быть удобная, на нескользкой подошве.
  4. В целях профилактики травматизма заниматься следует на ковровом покрытии.

Мяч по своим свойствам многофункционален и может использоваться как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

-для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности суставов;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования и укрепления осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития пластики и музыкальности;

- для расслабления и релаксации;

- для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов);

- для активизации занятий физическими упражнениями.

Все общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняя сидя на мяче можно классифицировать по анатомическому признаку:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса

2. Упражнения для ног и тазовой области

3. Упражнения для туловища

4. Упражнения на дыхание и расслабление

Большое разнообразие упражнений дает возможность классифицировать их и по назначению (использования) мяча.

ОРУ с мячом:

  • Мяч как предмет
  • Мяч как опора
  • Мяч как массажер
  • Мяч как препятствие
  • Мяч как отягощение
  • Мяч как амортизатор, тренажер
  • Мяч как ориентир

При использовании мяча как предмета  можно выполнять различные ОРУ с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.

Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.).

Фитболы применяются и в качестве  массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т.д.).

Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатывания на нем (на животе – вперед и назад, сидя– вправо и влево).

Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т.д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.

Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей

мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет, а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седее ноги врозь и т.д.

Таким образом, упражнения на неустойчивой опоре с ограниченной площадью способствуют целенаправленной выработке оптимального двигательного стереотипа, улучшению равновесия и развитию двигательного контроля, а также укреплению и расслаблению различных мышц. Позволит  укрепить здоровье детей, повысить интерес к занятиям, уровень физического развития и двигательной подготовленности.

II.       Практическая часть

Упражнение 1

И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены, придерживать мяч ладонями. Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пола.

(Данное упражнение развивает чувство равновесия, оказывает благоприятное воздействие на вестибулярный аппарат и суставы позвоночника. Укрепляет ягодичные мышцы, бедра, мышцы и связки тазового дна).

Упражнение 2

И.п. – сидя на мяче. Движения тазом вперед-назад, вправо-влево, не подпрыгивая. Руки опустить, слегка придерживать мяч ладонями. Темп медленный.

(Это упражнение укрепляет мышцы живота, поясницы, мышцы и связки малого таза; массируем ягодицы, бедра).

Упражнение 3

И.п. – сидя на мяче, руки к плечам, затем в стороны, слегка подпрыгивая на мяче.

(Упражнение направлено на развитие силы мышц рук и спины, координации, точности движения, а также на укрепление вестибулярного аппарата).

Упражнение 4

И.п. – сидя на мяче, ноги вместе. Поднять правую руку, левую опустить, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче; затем опустить правую и поднять левую руки, потянуться.

( Эта работа способствует растяжке мышц спины и позвоночника, развитию координации и вестибулярного аппарата).

Упражнение 5

И.п. – сидя на мяче, руки внизу. Слегка подпрыгивая на мяче, выставить правую ногу на пятку, носок тянуть на себя, вернуть ее в и.п., то же левой ногой.

(Упражнение вырабатывает координацию, укрепляет ягодицы, промежность, мышцы бедра).

Упражнение 6

И.п. – сидя на мяче, колени и бедра вместе, руки за голову. 1 – поднять правую ногу, носок оттянуть (носок – на себя); 2 – вернуться в и.п.; 3 – поднять левую ногу, носок оттянуть (носок – на себя); 4 – и.п.

(Упражнение способствует растяжению мышц задней поверхности бедра (с оттянутым носком), икроножных мышц (носок на себя).

Упражнение 7

И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, выпрямленные руки на мяче. Лечь грудью на мяч,

руки на пол. Перекат на живот и возврат в и.п. (голову опустить). Перекат выполняется при «скругленной» спине, корпус «как бы обволакивает» мяч. Осторожно разгибая ноги, поставить их возле мяча.

Упражнение 8

И.п. – лечь животом на мяч, ноги и руки на полу. «Переступая» руками, шагаем вперед, перекат корпусом в положение «ноги на мяче».

(Упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, рук, разгибатели шеи, большие грудные мышцы и четырехглавые мышцы бедер).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Утренняя гимнастика

игрового характера

с гимнастическими мячами

(для детей среднего возраста)                                                                         

Дети заходят в зал, берут по гимнастическому мячу и образуют круг.

Игра «Карусель» - средней подвижности.

Воспитатель встает в центр круга и открывает зонт с разноцветными лентами. Дети держатся левой рукой за ленту, а правой придерживают мяч, лежащий на полу. Воспитатель произносит слова:

           Еле, еле, еле, еле                                                  

          Завертелись карусели.                  

           А потом кругом, кругом,

          Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу, прокатывая мяч сбоку от себя одной

рукой: сначала медленно, затем берут мяч в руки и идут быстрее, а под конец бегут.

Затем воспитатель говорит «Поворот» и дети бегут в другую сторону.

             Тише, тише, не спешите!              

             Карусель остановите!                        

            Раз – два, раз – два!

           Вот и кончилась игра!

Дети постепенно переходят с бега на ходьбу и останавливаются (опускают мячи на пол и садятся на них).

Игра «Солнышко и дождик» - средней подвижности.

Дети сидят на мячах, ноги врозь, руками придерживаясь за мяч. Воспитатель говорит:

Светит солнышко в окошко,

Прямо в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Дети покачиваются на мяче и хлопают в ладоши.

После слов: «Ой, дождик! Скорей домой!» - дети скачут на мячах под зонт, который раскрывает воспитатель.

Игра «Море волнуется» - малой подвижности.

Дети спокойно ходят по залу с мячом на голове. Воспитатель говорит слова:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура на месте замри!

После окончания слов, дети ложатся на мяч лицом вниз, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче - замирают (упражнение на расслабление).

Физзарядка

с гимнастическими мячами, используя художественное слово.

(для детей старшего возраста) 

                                                                         

Чтение слов

Выполнение упражнений

1-й ребенок

Я приучен к распорядку,

Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку

Становиться мне не лень.

Ходьба, мяч перед грудью.

Ходьба на носках, мяч вверху.

Бег с мячом на голове.

2-й ребенок

Упражненье «Паровозик».

Паровоз вагоны возит.

Пых – пых, чух – чух,

Еле переводит дух.

И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки согнуты в локтях.

Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, выполняя круговые движения руками вперед-назад.

3-й ребенок

Упражнение второе

Называют «Петушком».

Правой, левою рукою

Помашу я, как крылом.

И.п. – сидя на мяче, ноги вместе, руки внизу.

1-4 – четыре легких подскока на мяче;

5- правая рука вверх;

6- левая рука вверх;

7- помахать руками;

8- и.п.

4-й ребенок

Упражненье впереди

«Сделай и не упади».

Выставляй прямую ножку

И тянись ты к ней ладошкой.

И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-3- правую ногу на пятку, наклон к ноге, потереть ладошками;

 4- и.п.;

5-7 – то же к правой ноге;

8- и.п.

5-й ребенок

«Неваляшка».

 Успокоюсь, руки я кладу на пояс.

Вправо-влево наклоняюсь.

Покачавшись, выпрямляюсь.

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.

1 – наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять над головой;

2 – и.п.;

3 – то же вправо;

4 – и.п.

6-й ребенок

Продолжается зарядка.

Упражнение «Лошадка».

Я как лучший конник в мире,

Мчусь галопом по квартире.

Дети передвигаются прыжками на мячах.

7-й ребенок

Я вспотел. Лоб, шея – в каплях.

Заряжаюсь дальше. «Цапля».

Цапля бродит по болоту

Не нужны ей боты.

Ходьба с высоким подниманием колен, мяч на голове.

8-й ребенок

Я приучен к распорядку,

Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку

Становиться мне не лень.

Ходьба друг за другом в свою группу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Физкультурное занятие

с гимнастическими мячами.

 

(Старший дошкольный возраст)

Задачи. Упражнять детей в работе с гимнастическими мячами. Профилактика нарушения осанки. Развитие ловкости, устойчивого равновесия, выносливости при выполнении основных видов движений. Укрепление мышц спины и брюшного пресса. Аутогенная тренировка.

Пособия. Гимнастические мячи, мячи малые, канат, мат, магнитофон, игрушки-звери, кубики.

Ход занятия.

Вводная часть. Построение в одну шеренгу. Проверка осанки и равнения.

Заходит воспитатель в костюме клоуна, в руках у него пригласительный билет в цирк.

Клоун: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я?

Дети: Клоун!

Клоун: Да, я веселый клоун. Пришел я к вам из цирка и принес с собой пригласительный билет. Хотите отправиться в цирк и принять участие в цирковом представлении?

Дети: Да!!!

Клоун: Ну, что ж, тогда в путь.

Перестроение в одну колонну. Ходьба между предметами «змейкой» на носках, пятках, в полуприсиде с различным положением рук. Бег по диагонали, бег  противоходом. Переход на ходьбу, взять гимнастические мячи и перестроиться в три колонны.

Основная часть.

Клоун: Ну, вот мы и в цирке. А в цирке происходят разные чудеса и превращения. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы

превратитесь в цирковых гимнастов. Раз, два, три! И так, цирковое представление открывают юные гимнасты с гимнастическими мячами.

О.Р.У. с гимнастическими мячами .

1) И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. Покачиваясь на мяче вниз - вверх.  (6 раз)

2) И.п. – ноги на ширина плеч, мяч внизу.

1-мяч вверх, посмотреть на него – вдох;

2-опустить мяч на голову – выдох;

3- мяч вверх;

4- и.п.       (6-8 раз)

3) И.п. – ноги врозь, мяч внизу.

1-поворот вправо, одновременно ударить мячом о пол, поймать отскочивший мяч;

2-и.п.;

3-4 – то же, в другую сторону.   (5-6 раз)

4) И.п. – сед, ноги врозь, мяч вверху.

1-3 – три пружинящих наклона вперед, мяч вперед;

4-и.п.        (6-8 раз)

5) И.п. – лежа на спине, мяч вверху.

1-2 – поднять прямые ноги вверх, одновременно опуская руки, коснуться мячом колен – выдох;

3-4 – и.п. – вдох.        (6-8 раз)

6) И.п. – лежа на мяче, на спине, ягодицы опустить чуть вниз, уменьшить угол между голенью и коленями, руки на поясе. Прогнуться в положение «мостик», вытянуть ягодицы (упражнение для мышц спины).  (6 раз)

7) И.п. мяч перед грудью. Полуприсед, мяч вверх, выглянуть

из-за мяча.    (8-10 раз)

8) И.п. – прыжки вокруг мяча на двух ногах, чередуя с ходьбой.  (10 раз)

Основные виды движений.

Клоун: Следующим номером нашего представления будет выступление жонглеров.

А)Дети берут по малому мячу, садятся на гимнастический мяч и бросают мяч вверх и ловят его двумя руками, покачиваясь на мяче. (15-20 раз подряд)

Клоун: Ребята! А вы знаете, что кроме людей, в цирке выступают и животные, самые, самые разные. Ой, что я слышу, здесь кто-то плачет. Да это мои цирковые звери. Что же с ними случилось? (Звери – игрушки шепчут, что они бояться выполнять цирковые трюки).

Ребята, давайте поможем нашим зверушкам.

Дети: Давайте.

Клоун: Ну тогда превращаю вас в цирковых акробатов и канатоходцев.

(Дети перестраиваются в две колонны и выполняют упражнения  поточным способом. Затем меняются местами).

Б) Ходьба по канату боком приставным шагом  с отягощением (мяч на голове).  Прокатывая мяч одной рукой  -  возвращаются назад.  (2-3 раза)

В)  Мяч используется как препятствие: прокатывание на нем на животе – вперед  (через три мяча подряд. (2-3 раза)

Клоун: Ну вот мы и помогли нашим цирковым зверушкам., теперь они не бояться никаких трудностей.

А теперь пришло время и нам повеселиться. Давайте поиграем в игру «Быстро возьми».

Дети встают в большой круг и садятся на мячи. На полу разложены предметы, их на 2-3 меньше, чем играющих. Звучит музыка и дети прыжками на мячах передвигаются по кругу. По окончании музыки дается команда «Быстро возьми», дети встают с мячей и берут лежащий предмет. Кто не успевает взять предмет, выходит из игры. Игра проводится 4-5 раз.

Заключительная часть.

Аутогенная тренировка

 (проводится под спокойную музыку).

И.п. – лежа на спине, ноги положить на мяч.

Клоун: Во время нашего путешествия мы немного устали. Пришло время лечь и отдохнуть. Все легли на спину, руки вытянули вдоль туловища, ноги положили на гимнастический мяч, глаза закрыли. Мы спокойны, мы совершенно спокойны. Наша правая рука тяжелая, наша левая рука тоже тяжелая. Ноги устали, они тоже очень тяжелые. Мы спокойны, мы совершенно спокойны. Небо над нами голубое-голубое, чистое-чистое, и на нас светит яркое-яркое солнце. Оно греет наши руки и

тело. Наша правая рука теплая-теплая, наша левая рука теплая-теплая. Все тело теплое, тепло разливается по всему нашему телу. Мы спокойны, мы совершенно спокойны. Сердце наше бьется совершенно ровно, спокойно. Дыхание наше спокойное. Мы отдыхаем. Наше дыхание ровное и спокойное. Очень приятно дышать чистым и свежим воздухом. Солнце светит ярко и сильно. Оно греет наши животы, тепло проникает внутрь, в наше солнечное сплетение. Тепло разливается по всему телу. Мы совершенно спокойны.

Вдруг подул свежий прохладный ветер, и наш лоб стал прохладным. Голова легкая, она свободна от мыслей. Лоб приятно прохладный. Мы чувствуем, что нашу голову окружает прохлада. Все тело свободно, расслаблено, спокойно. Голова становится ясной, светлой, свободной, наша голова светлая, как горный родник, голова ясная, светлая и расслабленная. Мы хорошо отдохнули. Мы очень хорошо отдохнули, стали бодрыми, отдохнувшими. Потянули ноги, потянули хорошо ноги. Потянули руки, хорошо потянули руки. Хорошо потянулись, улыбнулись, открыли глаза. Встали.

Путешествие в цирк закончено, а в память о нашей встрече, я хочу вручить вам вот эти медали с моим портретом.

Дети уходят в группу. 

 

Конспект занятия

спортивной секции «Веселый мяч».

(Для детей старшего дошкольного возраста).

                                                                           

Задачи. Формировать и укреплять осанку. Развивать вестибулярный аппарат, силу мышц брюшного пресса и подвижности позвоночника. Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Учить двигаться в ритме музыки. Создать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование. Гимнастические мячи, гимнастические скамейки, маты, магнитофон, велотренажер, батуты, диски «Здоровья», веревочная лестница, канат, макет телевизора.

Предварительная работа. Сделать макет телевизора;  выучить слова с детьми - ведущими «телепередачу» и доктора Айболита.  

Ход занятия.

Дети заходят в зал  и садятся на скамейку.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет не в обычной форме, а в виде телепередачи: «Доброе утро». А вести сегодняшнюю передачу будут Маша и Саша.

Двое детей садятся в «телевизор».

Саша. Доброе утро, дорогие друзья!

Маша. Доброе утро!

Саша. Сегодня 12 декабря, понедельник.

Маша. На улице холодно -20˚. Одевайтесь потеплее.

Саша. Как обычно наше утро начинается с зарядки.

Маша. Но сегодня, Саша, мы отправимся на зарядку к зверятам в зоопарк.

Зазвучала музыка, детям предлагают одеть на голову маски зверей и построиться в одну колонну. Ходьба в колонне по одному. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба с опорой на стопы и ладони. Бег  в колонне («змейкой» между предметами, по диагонали с захлестыванием голени назад). Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в рассыпную.

Воспитатель . Чтобы сильным стать и ловким – приступаем к тренировке.

О.Р.У. (без предметов).

1. Гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили. Крыльями машут, клювы раскрывают.

«Гусята». И.п. – о.с. Повороты туловища со взмахом рук.  (8 раз)

2. Пес бегает с шестом, машет в воздухе хвостом.

«Собачки». И.п. – упор стоя на коленях. Энергичные повороты таза и голеней вправо-влево, звукоподражание «гав-гав».  (8 раз)

3. Рак залез на самокат, все вперед, а он назад.

«Рачки». И.п. – стоя на четвереньках. Ползание назад.  (2 раза)

4. Лучшие качели – гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны.

«Обезьянки». И.п. – лежа на спине. Приподнять верхнюю часть туловища и ног, движение «лодочка».  (6 раз)

5. Мишка на велосипеде мчится к финишу – к победе.

«Медвежата». И.п. – лежа на спине. Имитация езды на велосипеде.  (10-12 раз)

6. Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать и не падать, не шататься, за соседа не держаться.

«Цапли». И.п. – стойка на одной ноге, руки в в стороны. Держать равновесие. (3 раза по 30 сек)

7. Тигр прыгнул дальше всех, вот невиданный успех.

«Тигрята». И.п. – о.с., руки на поясе. Прыжки с продвижением вперед, чередуя с ходьбой.  (2 раза)

Саша. Большое спасибо за репортаж из зоопарка. Надеемся, что вы уже проснулись и чувствуете себя бодро.

Маша. Продолжаем нашу телепередачу. И сейчас новости культуры. В детском саду полным ходом идет подготовка к Новому году. Сейчас мы побываем у них в гостях.

Воспитатель. Сейчас мы вам покажем музыкально-акробатическую композицию (выполняется в кругу под плавную музыку).

Музыкально-акробатическая композиция

с гимнастическими мячами.

  1. Кружение на носках с мячом в верху.
  2. И.п. – сед на мяче, ноги врозь. Легкие покачивания на месте вверх-вниз, не отрывая ног от пола.
  3. И.п. – сед на мяче, руки справа поставить на мяч. 1-4 – шагать ногами влево, перекатываться по мячу корпусом, лечь правым боком на мяч, ноги выпрямить; 5-8 – сгибая ноги, перекатываясь по мячу, вернуться в и.п.; 9-16 – повторить.
  4. «Самолет». И.п. – лежа на мяче, лицом вниз. Поднять плечи вверх, руки развести в стороны, прогнуться в пояснице. Затем плавно перейти в «Ласточку с колена».
  5. «Ласточка с колена». И.п. – стойка на два колена, упор руками о мяч. Поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову вверх, держась о мяч прямыми руками, спину прогнуть. То же другой ногой. Плавно перейти в положение «Мостик».
  6. «Мостик». И.п. – лежа на мяче спиной, ягодицы опустить вниз, руки на пояс. Прогнуться в положение «мостик». Затем медленно подняться, взять мяч в руки, поднять его вверх, потянуться и опустить на пол.

Саша. Спасибо ребятам из детского сада. А сейчас новости спорта.

Маша. Российские спортсмены

Повсюду впереди,

Блестят у них медали

И звезды на груди.

Саша. Слово спортивному обозревателю.

Воспитатель. Мы ведем трансляцию из спортивного комплекса «Олимпийский», где в данный момент проходят соревнования по спортивной гимнастике на бревне.

Ставятся две гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстояние 50-60см друг от друга. Дети  выполняют упражнения в парах.

  1. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом боком, руки на поясе, мяч зажат между спинами детей.  (2 раза)

  1. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом боком, руки за спину, мяч зажат грудью.  (2 раза)

Воспитатель. Все спортсмены блестяще выполнили упражнения и награждаются медалями  (на шею детям одевают медали).

Маша. Продолжаем нашу программу. И к экрану мы приглашаем самых маленьких телезрителей.

Саша. Сейчас вы увидите мультфильм про Айболита.

Воспитатель. Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучек, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Под деревом сидит ребенок в костюме Айболита. Достает телеграмму.

Айболит. Так, телеграмма от Гиппопотама! (читает)

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей».

- Ладно, ладно побегу, вашим детям помогу.

Воспитатель. И встал Айболит, побежал Айболит.

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

И одно только слово твердит Айболит.

Айболит. Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

Прибегает к детям-зверятам, осматривает их – слушает, ставит градусник, смотрит горло.

                         И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

Воспитатель. Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им

градусники.

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать и баловаться,

Лимпопо!

Дети расходятся  заниматься по интересам: на матах выполняют кувырки вперед и назад , лазают по веревочной лестнице, канату, прыгают на батутах, занимаются на велотренажере, на дисках «Здоровья». 

Саша. Вот какой чудесный мультфильм мы посмотрели.

Маша. А сейчас мы переходим к заключительной рубрике: «Здоровье», которую проведет доктор Айболит.

Саша. Его мы и пригласили к нам в гости.

Айболит. Сейчас мы выполним массаж, при помощи наших гимнастических мячей. Эти мячи принесут вам здоровье и хорошее настроение.

Дети расходятся парами. Один ребенок ложиться на живот, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера: постукивание, прокатывание, вибрационные и круговые движения.

Маша. Спасибо  Вам, добрый доктор.

Саша. На этом передача: «Доброе утро», заканчивается. До свидание!

Маша. До завтра!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Семейный спортивный праздник

с использованием гимнастических мячей.

Для детей старших групп и их родителей.

Задачи.  Совершенствовать выполнение упражнений с гимнастическими мячами; развивать быстроту и ловкость, способствовать проявлению выносливости и силы. Доставить детям эмоциональную и эстетическую  радость. Воспитывать выдержку и организованность.

Атрибуты. 2 гимнастических мяча, 2 насоса, муляжи фруктов, бананы, 2 кегли, 2 ведерка с водой, гимнастическая скамейка, юбки и повязки на голову для танца.

Ход праздника.

Проводится в зале.

Участвуют две команды по три семьи – команда «Обезьяны» и команда «Тигры».

Под музыку выходит ведущий. Болельщики уже сидят в зале. Зал оформлен в стиле Африки: пальмы, развешаны бананы, игрушки-звери.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие зрители, дети и их родители. Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в самое сердце Африки. Там нас ждут серьезные испытания, но я думаю, что мы с ними обязательно справимся. А помогут мне в этом  две сильнейшие команды, давайте поприветствуем их.

В зал выходят участники соревнований и строятся. У каждой команды своя эмблема и свой девиз. Приветствие команд.

Команда «Обезьяны» приветствует команду «Тигры» -

«Физкульт – привет!».

Команда «Тигры» приветствует команду «Обезьяны» -

«Физкульт – привет!».

Ведущий. Для того чтобы определить , чья команда сегодня окажется сильнейшей, выбрано жюри.

Представление жюри.

Жюри. Эстафеты будут оцениваться по двухбалльной системе, то есть, если команда выигрывает, - получает 2 очка, проигрывает -1 очко.

Желаем Вам успехов!

Ведущая. Внимание, внимание, начинаем наши соревнования!

1. И первое задание для разминки: «Чья команда первой построиться?» (Проверим реакцию и организованность команд).

Жюри оценивает.

2.  А сейчас я хочу предложить командам накачать вот эти большие гимнастические мячи, они нам очень пригодятся : «Накачай мяч».

Жюри оценивает.

Ведущая. Посмотрите, нас уже встречают коренные жители Африки.

Танец  «Чунга-чанга» - исполняют дети старшей группы.

Ну вот мы и на Африканской земле. Ой, что я вижу! Наши дети стоят без обуви. Как же мы будим переправляться дальше?.. А для этого, я предлагаю следующую эстафету.

3. «Переправа на мячах».

Мама берет 2 гимнастических  мяча, ребенок ложиться на один мяч лицом вниз, папа придерживает ребенка за руки – прокатывает его на мяче вперед, мама подставляет второй мяч –  и так до конца.

Жюри оценивает.

Ведущий. Следующее препятствие вода, нести ее просто беда.

Кто воду плохо пронесет

Из игры мокрым уйдет.

4. «Не разлей воду».

Каждой команде дается ведро с водой. Участники бегают с ведром до гимнастического мяча и обратно, передавая ведро, как эстафетную палочку. 

Жюри оценивает.

Ведущий. А сейчас мы посмотрим, чья команда окажется более ловкой и увертливой.

5. «Бой мячами».

Ставится гимнастическая скамейка. На нее выходят по одному участнику из каждой команды. Им даются по фибромячу с ручками. По сигналу участники начинают сбивать друг друга мячами.

Жюри оценивает.

Ведущий. Ах, как жарко в Африке. Да и атмосфера накаляется с каждой минутой… Ой, вы чувствуете повеяло прохладой. Да это же песня слышится с нашей земли, там ведь зима.

Песня «Что нам нравится зимой», музыка Тиличеевой – исполняют дети старшей группы.

Ведущий. Чтобы себя ловким и метким  

                   показать,

 - Надо очень хорошо мячом в цель

 попадать.

Ну-ка, смелые бойцы,

Побыстрее выходи!    

6. «Попади в цель».

Попадание гимнастическим мячом в цель с расстояния 5 м.

Жюри оценивает.

Ведущий. А сейчас отправляемся собирать фрукты.

7. «Сбор фруктов».

Сидя на мяче участник команды прыжками передвигается по прямой до гимнастической стенки. Сходит  с мяча, залезает на стенку, срывает любой фрукт (муляж), слазает  и взяв мяч в руки бежит назад. Мяч отдает следующему игроку, фрукт кладет в корзину.

Жюри оценивает.

Ведущий. Ну вот, а теперь не мешало бы и детей покормить.

8. «Кто быстрее съест».

Папа бежит, прокатывая гимнастический мяч ногами, достает подвешенный банан с гимнастической стенки, кладет его на стол и возвращается назад. Дальше бежит мама, прокатывая мяч руками, добегает до стола, чистит банан,  кладет его на тарелку и возвращается

назад. После бежит ребенок, толкая мяч головой, добегает до стола, съедает банан и возвращается назад.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Ну вот, наша жизнь в Африке заканчивается, и мы должны покинуть эти места. Но прежде мне очень хочется собраться на «совет», чтобы вы сами определили самого лучшего игрока в своей команде.

Награждение команд и лучших игроков.  

В конце праздника дети исполняют музыкальную композицию с гимнастическими мячами.

Ведущий. Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы «до свиданья»

До счастливых новых встреч.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Комплекс упражнений с гимнастическими мячами на  формирование правильной осанки.

(средняя и старшая группы)

  1. И.п. - сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, повороты головы вправо и влево с подниманием руки в сторону.
  2. И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены.

1-4 – четыре легких подскока на мяче;

5-6 – руки вверх – вдох;

7-8 -  руки вниз – выдох.   ( 3 раза)

3) И.п. – сидя на мяче, руки к плечам.

1 – руки в стороны, легкий подскок на мяче;

2 – и.п.    (8 раз)

4) И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.

    Круговые движения тазом.   (4-6 раз)

5) И.п. – сидя на мяче, руки за голову.

1 – поворот вправо, правую руку в сторону – вверх;

2 – и.п.;

3-4 – то же влево.   (6-8 раз)

6) И.п. – сидя на мяче, руки сзади поставить на мяч.

1-4 четыре шага вперед, перекатиться в положение лежа на спине, смотреть на ноги, руками придерживать мяч;

5-8 – четыре шага ногами назад, перейти в сед на мяч.

9-16 – повторить.  (2 раза)

7) И.п. – лежа спиной на мяче, руки за головой. Поднимание и опускание плеч, подбородок вверх.   (8 раз)

8) И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, опора на спину. Откинуть голову назад, руки развести в стороны, мышцы спины расслабить.  

(25-35 сек)

9) И.п. – лежа на животе, руки и ноги в упоре на полу. Оторвать правую руку от пола, потянуться вперед за рукой. Затем другой рукой.  

(6-8 раз)

10) И.п. – лежа на животе, руки за голову. Поднять плечи вверх, руки завести развести в стороны, прогнуться в пояснице  - «Самолет».  

 (4-6 раз)

11) И.п. – лежа на мяче, руки и ноги в упоре. Сделать четыре-шесть шагов руками вперед, ноги прямые (следить за тем, чтобы живот не провисал).  (6 раз)

12) И.п. – лежа на животе, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче (расслабление для груди).  (25-30 сек)

В конце упражнений нужно проверить правильность осанки: встать прямо, пятки, голень, ягодицы, плечи, затылок прижать к стене, закрыть глаза и зафиксировать правильную позу на некоторое время.

Используемая литература:

1. Дошкольная педагогика.  Петербургский научно-практический журнал. № 5. 2005 год.

2. Дошкольное воспитание. № 6. 2005 год.

3. Г.П. Буцинская, В.И.Васюкова. Общеразвивающие упражнения в детском саду.

4. Б.В.Шеврыгин. Если малыш часто болеет…

        5. Петербургский научно-практический журнал. Дошкольная педагогика.  № 5. 2005 год.

6. Дошкольное воспитание. №1/ 1995.

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. развивающая педагогика оздоровления. Линка-Пресс. Москва.  2000 г.
  2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю. Фитбол - гимнастика в оздоровлении организма. Мет. пос. – СПб: НИИХ СПбГУ, 2000.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2003 г.

10. Праздники в детском саду. Г.А.Лапшина. Волгоград: - Учитель,  2004.

11. Путешествие в страну игр. Козак О.Н. – СПб.: Союз, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Использование гимнастических мячей с детьми дошкольного возраста (опыт работы).

Сегодня во многих дошкольных учреждениях появилось современное спортивное оборудование, в том числе большие гимнастические мячи. Мяч привлекает к себе своим размером, цветом, имеет свой запах, а главн...

Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста

«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра»Й.Хейзинга      По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссозд...

Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"

Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....

« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»

Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...