Инновационный педагогический опыт физинструктора
методическая разработка по физкультуре на тему

Кияева Юлия Ивановна

«Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через организацию физического развития и познавательно-игровой деятельности» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov._opyt_kiyaevoy_yu.i.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через организацию физического развития и познавательно-игровой деятельности»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Детство - уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно-содержательным будет и культура мира детей. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития многонационального общества на данный момент приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

        Одной из приоритетных задач дошкольного образования на данном этапе развития общества является воспитание поликультурной личности в современном обществе. На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета  национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется особо актуальной.

Формирование поликультурного образования начинается с дошкольного учреждения, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими  изменениями. Среди наших воспитанников есть дети разных    национальностей.   Поэтому  научить  ребенка  понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной  задачей дошкольного воспитания. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.  Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи.

  Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание развиваться в данном направлении. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: организация мероприятий, посвященных русским народным праздникам, проведение игр разных народов, беседы с детьми на данную тему и т.д. Необходимо проводить работу с семьей: приглашать родителей на мероприятия, посвященные национальным праздникам, устраивать выставки совместных работ родителей и детей, привлекать  к  изготовлению атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам, к участию в играх, активному обсуждению вопросов воспитания  на родительских собраниях и семинарах. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.  Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные занятия, мероприятия, игры, во время которых дети усваивают доступный им материал.

Теоретическая база опыта.

         Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Это результат длительного, систематического и целенаправленного взаимодействия родителей, педагогов и детей.  Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание развиваться в данном направлении.

 В своей работе я использую данную литературу:

  -Поликультурное образование: опыт и перспективы: из опыта работы педагогов образовательных учреждений Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» / Ресурсный центр по реализации прогр. поликультур. Образования, Дет.сад № 114 ОАО «РЖД»; [сост. : Т.А. Вавилова, Н.В. Матренина]. – Рузаевка, 2015.;

 - М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

-О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

-Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы  

дошкольного образования. О.В. Бурляева,  Л.П. Карпунина,  Е.Н. Киркина  

и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.;

-Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский-  

 Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009.

- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных  учреждений / авт.составитель Л.С. Куприна,  Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

- Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора :Учебно – методическое пособие/ Сост. : Анисимова Т.Г.; Под ред. Р. А. Ереминой; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2008.

- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. и др.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

  Проблема поликультурного образования в современных условиях  приобретает особую актуальность и ставит перед нами, педагогами, ряд задач:

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире,  приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор,  воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие  дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности.

Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует  активизации патриотических качеств. Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных приемов и методов.  С этой целью я разработала проект «Здоровые дети - здоровая страна».

Основной его задачей является: формирование основ патриотического воспитания через организацию физического развития детей и познавательно - игровой деятельности.

Основное отличие данного проекта от других состоит в том, что он решает проблему поликультурного воспитания через физическое развитие.          

Разделами проекта определена последовательность решения  поставленных задач.

1 раздел « С чего начинается Родина». В этом разделе дети знакомятся с историей своей Родины, обычаями, играми разных народов. 

2 раздел «Саранск спортивный», основной задачей этого раздела является знакомство детей со спортивными сооружениями города. 

3 раздел «Наша гордость». Дошкольники знакомятся со спортсменами, которые выросли в Мордовии и достигли больших спортивных результатов. 4 раздел «Здоровые дети-здоровая нация».  В данном разделе работа направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Анализ  результативности.

Результативность проекта подтверждается  данными проведенных анкет:

№1 «Условия здорового образа жизни в семье»

№2«Воспитание здорового гражданина».

Отвечая на вопросы анкеты №1, родители считают, что в детском саду физическое воспитание находится на должном уровне. Но существует проблема вовлечения родителей в занятия физической культурой, следует чаще организовывать и привлекать их в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На основе вывода было принято решение: чаще организовывать и привлекать родителей в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, праздники, развлечения и т.д., провести консультации по организации выходного дня в семье.

Проанализировав данные анкеты №2, можно сделать вывод, что родители проявляют желание принимать участие в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях,  заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья детей, в формировании у них патриотических чувств. Не смотря на достаточную степень  информированности  в вопросах патриотического и физического воспитания детей, родители  нуждаются в дополнительных рекомендациях и помощи педагогов детского сада по данным вопросам.

В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:

     - Возникновение у детей и родителей интереса к истории, традициям родного края.                                            

      - Расширение знаний детей о мордовских народных подвижных играх.

      - Возникновение у детей интереса и стремления к познанию исторической культуры родного края, его традициям, ценностям.

-Активизации позиции родителей как участников педагогического процесса.

- Стремление родителей вести здоровый образ жизни и прививать детям данные навыки.

- Проявление у воспитанников интереса к занятиям по физическому развитию, различным видам спорта, оздоровительным мероприятиям.

- Возникновение у родителей интереса к организации и совместному проведению физкультурно-оздоровительных и тематических мероприятий, к участию в экскурсиях, конкурсах различного уровня.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В связи с тем, что проблема поликультурного воспитания дошкольников в многонациональном обществе не так давно начала приобретать особую актуальность, в начале работы над инновационной деятельностью возникали проблемы с поиском литературы, подбором методик на данную тематику. В настоящее время данная проблема является значимым вопросом, поэтому с каждым годом появляется все больше методического материала, разработок,  пособий по формированию у детей представлений о различных культурах,  приобщению детей к культурному богатству русского народа, воспитанию патриотизма, толерантности, гуманности.

Для проведения комплексных занятий с детьми по физическому развитию направленных на формирование поликультурной личности в полном объеме сталкиваемся с проблемой недостаточного количества спортивного инвентаря, методического, практического и наглядного материала для проведения занятий. В связи с этим из подручных средств изготавливается своими руками необходимый материал и игровое оборудование, такие как: наглядные пособия «Спортсмены Мордовии», «Герои Мордовии», «Саранск- город спорта», «Города- герои», оборудование на развитие координации движений «Бильбоке», для дыхательной гимнастики «Бабочки», массажные коврики, ориентиры для прыжков «Цветы» и др.

  Адресные рекомендации по использованию опыта.

1. На сайте детского сада http://ds69sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11196/186553/

2. На сайте работников дошкольного образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/kiyaeva-yuliya-ivanovna

Наглядные приложения (представлены на вышеуказанных сайтах)

1. Консультации для  педагогов: «Динамическая пауза в течение дня», «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».    

2. Консультации для родителей:  «Активный детский отдых зимой», «Подвижные игры с детьми в семье», «Роль физкультурных праздников в детском саду».

3. Спортивные мероприятия: «День защиты детей» - праздник для детей дошкольного возраста на открытом воздухе, «Бабушка, дедушка, я  – лучшие друзья!» физкультурно - музыкальное мероприятие с участием старшего поколения, «В гостях у Смешариков» спортивное развлечение, «Слава Армии родной!» - спортивно-военное развлечение с детьми подготовительной к школе группы, «Веселые птички» -спортивно- экологическое мероприятие.

4. Кружок  «Здоровый малыш».

5. Проект «Здоровые дети - здоровая страна».

        6. Открытое занятие для детей 1 класса МОУ №25 « Детям о войне»        (видео представлено на диске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...