Главные вкладки

    Описание опыта работы по экологии "Подружись с природой"
    материал по теме

    Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

    Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:                                 живая природа (многообразие живых организмов,

    характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.); неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) и человек и природа (функционирование организма, здоровье, влияние человека на природу).

    Например, на занятиях "Какие птицы бывают", "Кто живет в лесу", "Доктор леса", "Лес - наше богатство", «Птицы нашего края», дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы.

    На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Ветер", "Как увидеть воздух?", "Снег и лед", "Явления природы", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.

    Через занятия "Ты - часть природы", "Правила поведения в природе", "Растения под нашей защитой", "Береги природу", в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.

    Знания и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

    Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и г.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я много внимания уделяла наблюдениям в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"

    И.Г1.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.

    В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:

    -       определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;

    -       разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);

    -       определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

    -    выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

    Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается? Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творением человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

    Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др. Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные им картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения. Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражали и в своих рисунках. Они изображали то, что им больше всего понравилось. Всё это повысило интерес детей к наблюдениям, заставило ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.

    Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге!

    Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я использую различные модели календарей наблюдений.

    В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре природы с помощью символов. В этом возрасте я развиваю у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро - вечер, день - ночь и т.д.), а также знакомлю с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными.

    С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.

    Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?"

    С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте - при последовательной работе - понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира,

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно в работе использую, - опыты, которые проводятся как на занятиях кружка «Юный эколог», так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности, в специально - отведенном в группе месте - «Мини - лаборатории». Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.

    В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

    Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

    На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

    Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде гой или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

    Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ней.

    В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

    Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

    Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    Для более глубокого изучения темы "Домашние и дикие животные" приобрела магнитные макеты "В деревне" и "В лесу", здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

    Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное

    -      это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

    Осознавая важность выбранной темы, учитывая ФГОСТ, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий. Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе.

    Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

    -      сформированы начала экологической культуры у детей;

    -            сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы,

    экологическое мышление;

    -      многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

    -      дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

    -- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности,

    -      дети умеют ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

    -            развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    -       самостоятельность, инициативность;

    -      дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt.docx23.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

    Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:        живая природа (многообразие живых организмов,

    характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.); неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) и человек и природа (функционирование организма, здоровье, влияние человека на природу).

    Например, на занятиях "Какие птицы бывают", "Кто живет в лесу", "Доктор леса", "Лес - наше богатство", «Птицы нашего края», дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы.

    На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Ветер", "Как увидеть воздух?", "Снег и лед", "Явления природы", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.

    Через занятия "Ты - часть природы", "Правила поведения в природе", "Растения под нашей защитой", "Береги природу", в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.

    Знания и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

    Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и г.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я много внимания уделяла наблюдениям в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"

    И.Г1.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.

    В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:

    • определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
    • разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);
    • определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
    • выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

    Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается? Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творением человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

    Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др. Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные им картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения. Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражали и в своих рисунках. Они изображали то, что им больше всего понравилось. Всё это повысило интерес детей к наблюдениям, заставило ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.

    Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге!

    Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я использую различные модели календарей наблюдений.

    В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре природы с помощью символов. В этом возрасте я развиваю у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро - вечер, день - ночь и т.д.), а также знакомлю с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными.

    С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.

    Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?"

    С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте - при последовательной работе - понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира,

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно в работе использую, - опыты, которые проводятся как на занятиях кружка «Юный эколог», так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности, в специально - отведенном в группе месте - «Мини - лаборатории». Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.

    В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

    Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

    На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

    Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде гой или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

    Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ней.

    В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

    Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

    Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    Для более глубокого изучения темы "Домашние и дикие животные" приобрела магнитные макеты "В деревне" и "В лесу", здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

    Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное

    • это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

    Осознавая важность выбранной темы, учитывая ФГОСТ, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий. Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе.

    Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

    • сформированы начала экологической культуры у детей;
    • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы,

    экологическое мышление;

    • многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
    • дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

    -- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности,

    • дети умеют ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
    • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
    • самостоятельность, инициативность;
    • дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

    Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

    Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

    Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

    Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

    Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

    Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

    Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

    В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

    Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии "Круги Луллия" в логопедической работе

    Представляю Вашему внимаю опыт работы по применению кругов Луллия в коррекции речи дошкольников. Этот метод ТРИЗ-технологии прочно занял свое место в педагогике. На сегодняшний день кольца Луллия явля...