Обучение старших дошкольников элементам баскетбола
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

В работе представлены методы и приемы обучения дошкольников элементам баскетбола: владение мячом, защита, нападение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_chernovik_2.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

В разделе физического воспитания дошкольного образования в комплексных программах  действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

(пример по использованию с мячом В начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом.:)

 Так как приобщение к  игре с мячом, спортивным играм с раннего детства дает ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма,  развить эти физические качества детей  может помочь спортивная игра баскетбол.

БАСКЕТБОЛ – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при  помощи специальных  и постоянных тренировок.

 Это командная игра.  Играют две команды, каждая из которых состоит из 5 игроков.

Цель игры - забросить максимальное количество мячей в корзину соперника,  и  помешать другой команде,  овладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в дошкольных учреждениях на занятиях с детьми 5-7 лет. Основное внимание на этих занятиях должно быть направлено на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.

Техника игры в баскетбол для дошкольников включает: действия игрока без мяча и действия игрока с мячом.

С мячом

Без мяча

Бег,

ходьба,

прыжки,

 остановки,

повороты,

стойки.

Держание мяча,

 ловля,

 передачи,

броски,

 ведение мяча,

стойки.

Действия игрока без мяча - бег, ходьба, прыжки, остановки, повороты, стойки. Действия игрока с мячом - держание мяча, ловля, передачи, броски, ведение мяча, стойки. Почти каждый перечисленный технический прием имеет несколько способов выполнения.

Вначале обучения ведется по каждому приему в отдельности, изолированно от игры. Параллельно изучаются несколько приемов - вначале порознь, а затем в сочетании между собой. В этот период необязательно доводить каждый прием до навыка.

В начале процесса обучения подбираются более легкие и простые упражнения, которые имеют существенные сходство с основными техническими приемами. Внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения.

Закрепление и совершенствование технических приемов осуществляется в основном в подвижных играх, игровых заданиях, в индивидуальной работе, кружковой, используя все времена года: в теплое время на спортивной площадке, в холодное – в спортивном зале.

Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться с детьми 5-7 лет. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им.

Обучать детей  игре в баскетбол,  мы должны учитывая возрастные особенности детей.

Давайте с вами рассмотрим, чему должны учить детей 5-6 и 6-7 лет в детском саду.

5-6 лет

6-7 лет

  • попадать мячом в корзину с места двумя руками от груди;
  • перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди;
  • вести мяч правой и левой рукой.
  • Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча;
  • Перебрасывать мяч друг другу от груди в движении;
  • Ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, с боку, внизу, у пола и т.д.) и с разных сторон;
  • Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча с разного расстояния (1-3 м);
  • Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова продвигаясь по сигналу.

СХЕМА В ПРЕЗЕНТАЦИЮ   !!!!!

Обучать детей  игре в баскетбол необходимо в несколько этапов.

Этапы обучения  

1 этап формирования навыков владения мячом.

2  этап  отработка точности выполнения движений с мячом.

3 этап закрепления и совершенствования  действий с мячом.

После овладения детьми элементами игры в баскетбол, дети осваивают правила игры  и  играют в баскетбол по упрощенным правилам.

Правила игры в баскетбол   ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!!!

Для взрослых

Для дошкольников   

Время игры

Игровое время в баскетболе.

2 периода по 20 мин или 4 периода по 12 мин с перерывами по 2 мин между первым и вторым периодами и между третьим и четвертым периодами.
Перерыва посредине игры, который должен быть десять (10) или пятнадцать(15) минут.


Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (3-4 минуты). С цель приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Судейство.

Воспитатель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.

Счет игры.

При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может закончиться победой одной команды или ничьей.

У взрослых ст у детей ст. по 5 чел  одежда  Мы используем майки разного цвета (СВОИМИ СЛОВАМИ)

Оборудование площадок и инвентарь для игры

Для обучения детей игре в баскетбол необходимо создать необходимые условия:

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадки диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные – их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Проведение игры возможно и в спортивном зале детского дошкольного учреждения. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

МАСТЕР  КЛАСС

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ   - (Переход добавить)

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Техника перемещения!!!!!  (раскрыть+показать)

СТОЙКА

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

ОСТАНОВКИ

Техника удержания!!!!! (раскрыть+показать)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА МЯЧА

Ловля мяча!!!!! (раскрыть+показать)

Передача мяча!!!!!

Ведение мяча

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

Бросание мяча в корзину!!!!!

Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

Правила проведения игры. (Н В)

Воспитатель может менять игроков во время игры и во время перерыва. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением. Мяч считается вышедшим  из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.

Нарушения.

Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Начало игры и розыгрыш спорного броска.

Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и тоже время, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине, когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска воспитатель подбрасывает мяч  вверх между игроками, и, после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.

Правила поведения.

Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны временно удалены с площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять ножку и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное  место и усложняются от группы к ...

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

презентация на тему " Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования."

Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования...

Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "

Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "...

презентация на тему "Обучение старших дошкольников элементам игры в баскетбол"

Упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Поэтому освоение детьми владения мячом ...

особенности обучения старших дошкольников элементам баскетбола

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, развивает физические качества, формирует двигате...