Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "
статья (старшая группа) на тему

Змановская Елена Александровна

Статья "Обучение старших дошкольников игре баскетбол. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Змановская,

инструктор по физической культуре,

              МАДОУгорода Нижневартовска  ДС №34«Дюймовочка»,

г Нижневартовск 

           Обучение старших дошкольников игре баскетбол.

 Общеизвестно, что физическая культура играет важную роль в формировании здоровья ребенка. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательных качеств и здоровья дошкольника,  это особенно ярко обнаруживается в период роста и созревание организма. Результат этого - низкий уровень развития физических качеств и высокий процент заболеваемости детей.

Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период когда закладывается фундамент его здоровья, физического и психического развития. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Известно, что современные дети, особенно проживающие в суровых условиях Севера, в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, что приводит к серьезным функциональным нарушениям различных органов и систем организма.

Сохранение здоровья детей, проживающих в условиях Севера, является одной из актуальных проблем современной медицины и педагогики. Экстремальные климатические условия влияют не только на состояние здоровья, но и способствует созданию иной модели, образа жизни с собственным ритмом, привычками и особенностями. Эти особенности необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретает использование игр с элементами спорта и спортивных игр. Эти игры обеспечивают гармоничное, личностное, физическое и психическое развитие дошкольника. Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даёт каждому ребёнку право выбора, что очень важно при работе с детьми, так как предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, полученных на занятиях.

Обстановка соревнований побуждает детей к движению и таким образом повышает двигательную активность детей, а также побуждает к общению со сверстниками. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей мотивационно -волевой сферы личности. Участникам игры просто необходимо договориться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность.

Детей старшего дошкольного возраста рекомендуется знакомить со спортивными играми. Одной из таких спортивных игр является баскетбол.

Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при  помощи специальных  и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

 Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения  мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

Баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а  продолжительность игры – определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Система работы по обучению игре в баскетбол включает в себя четыре направления: 

  1. Формирование элементарных теоретических сведений.
  2. Обучение технике игры в баскетбол.
  3. Повышение компетентности педагогических работников по вопросам обучения спортивной игре баскетбол.
  4. Просвещение родителей по вопросам обучения спортивной игре баскетбол.

1.Основной целью первого направления работы по обучению игре в баскетбол является формирование у старших дошкольников знаний о баскетболе.

Для формирования теоретических знаний детей об игре в баскетбол используются следующие темы бесед:

  • Откуда пришел баскетбол.
  • Какие бывают мячи.
  • О поле, его линиях, действия с мячом (стойка

          баскетболиста).

  • Как разыгрывать мяч.
  • Что можно и чего нельзя в игре баскетбол.
  • Штрафные очки.
  • Как избежать травм?
  • Влияние игры баскетбол на физическое развитие

          человека.

Знания детей закрепляются в соревнованиях, конкурсах, развлечениях.

2. Цель второго направления работы по обучению детей игре в баскетбол заключается в обучении старших дошкольников владеть мячом и свободно передвигаться по залу.

Процесс обучения двигательным действиям можно разделить на три этапа:

  • Начальный этап, который направлен на формирование навыков по владению с мячом (где обращено внимание на качество выполнения движения, а не на достижение определенного результата). На данном этапе детям предлагаются не сложные упражнения с мячом, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием.
  • Углубленное  разучивание включает в себя отработку точности выполнения движений (исправляются имеющиеся ошибки, формируется правильное ощущения навыка в целом). Содержание данного этапа включает в себя упражнения с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, подвижные игры
  • Закрепление и совершенствование  действия с мячом. Содержание работы заключается в проведении игр, в которых  игровые действия развертываются между несколькими группами (Например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). Постепенное усложнение упражнений и игр с мячом, обеспечивают быстрое формирование широкого диапазона навыков владения мячом. Знания детей закрепляются в соревнованиях, конкурсах, развлечениях.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата. После того, как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий, появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу игры, а также в игру баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для более быстрого и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам игры баскетбол особенно важно обеспечить сознательное усвоение движений. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом.

Постепенное усложнение учебного материала позволяет углублять и совершенствовать представления и практические умения старших дошкольников в спортивной игре баскетбол.

Использование спортивной игры баскетбол  в условиях ДОУ раскрывает новые возможности повышения эффективности образовательного процесса в физическом воспитании.

3.Цель третьего направления - повышение уровня представлений педагогов о спортивной игре баскетбол и формирование практических умений в использовании спортивных упражнений и игр с мячом в совместной деятельности с детьми.

Для реализации этого направления с сотрудниками ведется систематическая работа, которая включает в себя: проведение консультаций, подбор методической литературы, разработка картотек по подборке игр с мячом для развития техники владения мячом, организация соревнований.

4.Цель четвертого направления заключается в привлечении родителей (законных представителей) к образовательному процессу.

Ознакомление детей правилам спортивных игр должно проводиться и в семье. Для формирования интереса дошкольников к здоровому образу жизни и спорту родителям необходимо принимать активное участие в подвижных  и спортивных играх с детьми на улице, тем самым помогая ребенку отрабатывать основные движения и упражнения. Работа с родителями, в основном, осуществляется через информационные материалы: консультации, рекомендации, памятки, буклеты, презентации и т.д. Также проводятся родительские собрания, открытые занятия. Родители принимают участие в игре с детьми в баскетбол.

В спортивной игре баскетбол  используются разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, меняющиеся ситуации, которые позволяют предъявить повышенные требования к усвоенным формам двигательной деятельности, к способности преобразовывать их и переключаться с одних действий на другие.

 Систематическое обучение владения мячом у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, свободно продвигаясь по залу изменяя темп ходьбы и бега, высоту отскока мяча и направление перемещения.

Отслеживание уровня освоения представлений и практических навыков воспитанниками ведется через мониторинг. Оценка проводится по трем уровням.

Высокий уровень усвоения программы – если ребенок самостоятельно, обоснованно отвечает на вопрос или выполняет действия.

Средний уровень усвоения программы - ребенок с помощью взрослого или по подсказке взрослого отвечает на вопрос или выполняет действие.

Низкий уровень – если ребенок затрудняется ответить на вопрос или выполнить действие с помощью взрослого.

Таким образом, процесс обучения игре в баскетбол проходит по «спирали», где на каждом «витке» предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и дальнейшее совершенствование других. На последующем «витке» формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Подобное планирование от простого к сложному, обеспечивает многократную повторяемость материала в усложнении и способствует прочности усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное  место и усложняются от группы к ...

План - программа по обучению старших дошкольников игре в баскетбол.

Методический материал в помощь в работе инструктору  по ФК ДОУ....

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

особенности обучения старших дошкольников элементам баскетбола

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, развивает физические качества, формирует двигате...

Обучение старших дошкольников элементам баскетбола

В работе представлены методы и приемы обучения дошкольников элементам баскетбола: владение мячом, защита, нападение....

Проектная работа Обучение детей старшего возраста игре баскетбол.

1. Раскрыть характеристику игры баскетбол 2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Описать методику обучения игре баскетбол детей старшего дошкольного во...