доклад Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания
консультация по физкультуре (младшая группа) на тему

Ольга Вячеславовна Семенычева

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад к педсвету28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания

1.С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

В центре работы по полноценному физическому развитию детей находятся семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. И если полноценное развитие ребенка со стороны семьи лежит только на родителях и том, как они это видят, то для педагогов ДОУ есть своя «Библия» - ФГОС ДО где для нас , педагогов – дошкольников, все уже написано.

2. Во ФГОС ДО задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

3. в 2018/ 19 учебном году в первой младшей группе 30 воспитанников в возрасте 2 – 3 лет. Из них 15 мальчиков и 15 девочек. Все семьи полные. В процессе работы в сентябре и октябре дети показали разный уровень физического развития. Большинство детей с интересом занимаются физической культурой, только 3 человека из группы имеют очень низкий тонус и крайне слабую активность. Из чего можно сделать предварительный вывод о том, что подавляющее большинство родителей занимаются физическим воспитанием своих детей .

Нами, воспитателями группы, в сентябре и начале октября было проведено анкетирование родителей на тему «Физическое  воспитание в семье»,  целью которого было выявить уровень знаний родителей по вопросам воспитания здорового ребенка в семье и «Анкета для родителей часто болеющих детей» с целью выявления доступных методов оздоровления, которые родители готовы поддержать в домашних условиях.  По результатам анкетирования нами было выявлено несколько проблемных моментов:

  • Недостаточно активная позиция родителей в вопросах досуговой занятости детей;
  • Низкий уровень компетентности в вопросах физического воспитания и здоровья;
  • Отсутствие интереса к жизнедеятельности детского сада.

В октябре было проведено родительское собрание по теме «Физическая культура и семья» , целью которого было расширить знания родителей о формах и средствах физического воспитания дошкольников; раскрыть необходимость семейного физического воспитания в семье.

4. Поскольку и семья и детский сад занимаются одним важным делом, то можно вспомнить, что еще в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивалось: «Семья и детский сад связаны формой преемственности с учетом принципа взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление контакта между семьей и детским садом».

Нельзя добиться хороших результатов в решении задач физического воспитания и развития детей, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу.

Для успешного разрешения проблем выявленных при анкетировании мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Сформировать активную родительскую позицию в вопросах физического воспитания детей, показать необходимость активной досуговой занятости;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах физического воспитания и здоровья детей ;
  • Вовлечь родителей в активное участие в жизнедеятельности детского сада.

5. К основным методическим условиям взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающим результативность деятельности по физическому воспитанию ребенка, относятся:

— систематический обмен информацией об особенностях физического развития ребенка, его успехах или неудачах;

— совместная деятельность воспитателей и родителей по организации физкультурно-оздоровительной работы;

— обсуждение документов, отражающих планирование процесса физического развития в ДОУ (план работы с родителями по физическому воспитанию для каждой возрастной группы на текущий учебный год, программа развития ДОУ, образовательная программа);

— создание условий для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей (выбор места, времени, материала, оборудования);

—привлечение родителей (родительского комитета) к совместному с коллективом ДОУ принятию управленческих решений по совершенствованию процесса физического воспитания.

Совместная работа с семьей по физическому воспитанию осуществляется с учетом основных положений, определяющих её содержание, организацию и методику. Единство, достигается в том случае, если цели и задачу воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребенка в ДОУ. Индивидуальный подход к каждому ребенку и семье на основе учета их интересов и способностей. Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей.

Один из факторов, способствующий реализации этих положений, — создание информационного пространства по физическому воспитанию для родителей в ДОУ. Для определения пробелов в знаниях родителей воспитанников необходимо использовать метод анкетирования, что позволяет наиболее глубоко изучить интересующие родителей вопросы по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а также понять, какие темы и в какой форме необходимо раскрыть родителям в учебном году. Исходя из этого:

- поместить необходимую информацию в родительских уголках, папках-передвижках; ширмы

- организовать проведение консультаций по различным вопросам физического воспитания ребенка на основе результатов его деятельности в условиях ДОУ и по конкретным заявкам родителей на темы: «Спрашивали — отвечаем», «Возможности семьи в решении вопросов физического воспитания дошкольников», «Занимаемся вместе» и т. д. ;

- проводить круглые столы с участием педагога-психолога, старшей медсестры, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания на темы: «Развитие выносливости детей»«Занятия спортом в жизни ребенка» и др.

Благодаря такой работе родители регулярно узнают новую информацию в сфере физического воспитания и оздоровления детей.

Важную роль в совместном решении вопросов физического воспитания играют родительские собрания, на которых раскрываются направления работы ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению детей на новый учебный год, обсуждается совместный план работы с родителями. Собрания в группах воспитатели проводят в форме деловой игры, тренингов, где родители занимаются разбором проблемных ситуаций, решением кроссвордов.

Сегодня в каждой семье есть телевизор, интернет, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому необходимо обратить внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.

Одна из форм взаимодействия по физическому воспитанию детей и родителей в ДОУ — совместные физкультурные развлечения и праздники. Чаще всего на таких праздниках («Папа, мама, я - спортивная семья», зимний, летний, спортивные праздники и др.) ведущая роль принадлежит инструктору по физкультуре и воспитателям. Они готовят сценарий, оформление, атрибуты, а родители и дети участвуют в развлечении. Необходимо вовлекать родителей в подготовку праздников, где они будут играть сказочных героев, помогать в оформлении физкультурного зала, бассейна или участка на улице, подготовке элементов костюмов для детей. Эти формы взаимодействия мы ставим себе в задачи на будущее

Так же , на будущее необходимо запланировать  дни открытых дверей для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на спортивной. Родители,  занимающие активную жизненную позицию, с удовольствием откликнутся на предложения об участии в конкурсах и соревнованиях.

Работа ДОУ с семьей по физическому воспитанию способствует:

— приобретению родителями теоретических и практических знаний в решении вопросов физического воспитания;

— повышению эффективности работы ДОУ по физическому воспитанию;

— обеспечению преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей"

Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей –  воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осо...

"Формы работы ДОУ при взаимодействии с семьей по вопросам физического воспитания детей"

Физическое развитие и оздоровление детей 3-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можн...

Взаимодействие с семьей во вопросам физического воспитания.

Презентация выступления на педсовете по теме :"Здоровьесбережение детей дошкольного возраста."...

"Взаимодействие ДОО с семьями по вопросам физического воспитания дошкольников"

В данной консультации описывается,как можно путём совместной работы родителей и ДОО воспитать развитого ребёнка....

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...