Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам. Игры с мячом.
рабочая программа по физкультуре

Писаренко Владислав Александрович

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам. Игры с мячом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igry_s_myachom.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Принята на заседании Педагогического совета

Протокол

От «09» сентября 2019 г.

№1

Утверждена

Приказом МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

от «09» сентября 2019 г.

№136-од

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по курсу

«Обучение игре с мячом: баскетбол, волейбол, футбол»

для детей 3-7 лет

на 2019-2020 учебный год

                                                                             Программу разработали:

                                                                    Писаренко В.А.,

инструктор по физической культуре

                                                                           

Тамбов, 2019 год

Содержание

I Пояснительная записка

3

1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы

5

1.2 Подходы и принципы к формированию Программы

6

1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том

числе, характеристики особенностей развития детей группы

7

1.4 Планируемые результаты освоения программы

8

II. Проектирование образовательного процесса

9

2.1. Описание интеграции образовательных областей

9

2.2. Методы и приёмы обучения детей упражнениям и играм с мячом

9

2.3. Перечень упражнений с мячом, предлагаемый для детей старшего

10

дошкольного возраста

2.4. Методика обучения детей упражнениям с мячом

11

III. Организация образовательного процесса

14

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды

14

3.2. Календарно -тематический план по обучению детей элементам игр с

мячом

14

              3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

18

              3.4. Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

18

Приложение

19

Библиографический список

24

I Пояснительная записка

Дошкольный возраст наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении физических качеств. В эти годы продолжают закладываться базисные основы здоровья и физические показатели развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям условиям среды еще низка.

Дополнительная образовательная услуга «Обучение игре с мячом: теннис, баскетбол, волейбол, футбол» – одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Организация и деятельность дополнительной образовательной услуги «Обучение игре с мячом: теннис, баскетбол, волейбол, футбол» обеспечивают условия формирования у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями оздоровительной, рекреационной и спортивной направленности, в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в формировании здорового образа жизни. Кроме того, упражнения и игры с мячом содействуют оптимизации физического развития и физической подготовленности детей, поддерживают необходимый двигательный режим и позволяют открыть для дошкольников огромный и увлекательный мир спорта.

Выбор движений с мячом как предмета обучения обусловлен тем, что мяч (шар) можно отнести к великим дарам педагогики и назвать его «идеальным средством для упражнений». Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Мяч посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи часто обладают еще и различными запахами, обостряя восприятие, делают занятие более привлекательным и желанным.

Отметим разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивая его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, в активизации деятельности головного мозга. Не менее важное значение для развития ребенка имеют игры с мячом, где двигательные действия сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами, песнями, обрядами, речитативами.

П.Ф. Лесгафт, подчеркивая значение игры с мячом, указывал на то, что, играя, ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом (целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д.), что способствует развитию глазомера и двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие, что обеспечивает свободу телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве.

Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывания его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у старших дошкольников умений самостоятельно принимать решения о способе выполнения движения в зависимости от условий игры.

Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, совершенствует

деятельность центральной нервной системы, что особенно важно для шестилетнего ребенка в аспекте его подготовки к обучению в школе.

Упражнения с мячами являются эффективным средством психокоррекции развития, а их выполнение может осуществляться в разных организационных формах – от традиционных занятий и игр с мячами до игр в мячах и футбол и гимнастики в физкультурном зале и на воде.

  • играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для формирования нравственной, волевой и эмоциональной сфер детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает нормы и правила коллективного взаимодействия, ему становятся понятными условия успеха командных действий. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для победы. Необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в игре, способствует воспитанию уверенности в себе, решительности и смелости. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий. Важно и то, что подвижные игры с мячом являются базовой основой, специфическим средством освоения доступных элементов современных спортивных игр.

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить.

Важность данного направления в работе с детьми-дошкольниками также обуславливается тем, что в современных программах на наш взгляд недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. В требованиях программы «Физическая культура» (начальная школа, под редакцией А.П. Матвеева), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.

Методика начального обучения игры в баскетбол детей школьного возраста разработана и отражена в работах Н.И. Преображенского, Т.А. Зельдович, С.А. Кераминаса, Ю.Ф. Буйлина и Ю.И. Портных и др.

Однако содержание и методика обучения элементам игры в баскетбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Т.И. Осокина. Е.А. Тимофеева и др. рекомендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в подвижные игры.

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Новизна

Новизна данной программы состоит в следующем: введение в работу занятий с мячом способствует реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования и занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Программа интегративного курса физического воспитания для дошкольников старшей и подготовительной групп на основе футбола, баскетбола, пионербола и волейбола обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».

Научные исследования игровой деятельности с мячом подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности.

Обоснование программы

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Занимаясь с мячами различного веса и объема, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях.

Тренировочные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

Из вышеизложенного, вытекает необходимость поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Игры и упражнения с мячом являются решением данной проблемы.

Цель программы: освоение техники игры в футбол, баскетбол, волейбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, а так же достижение оптимальной двигательной активности с учетом интеграции образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

  1. Освоить технику игры в баскетбол, волейбол, футбол.

  1. Способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

  1. Познакомить дошкольников с историей игр волейбол, баскетбол и футбол.

  1. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

  1. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  2. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной

цели.

  1. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

Для достижения целей Рабочей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье каждого ребенка;

•создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

Срок реализации программы: 2 года

Программа строится на следующих методологических подходах:

  • качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики

ребенка,

  • генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики

ребенка,

  • возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка,

  • культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека,

  • личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка;

  • деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

Данная программа опирается на научные принципы построения:

определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Концепция программы:

  • систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному);
  • учет психофизиологических и возрастных особенностей;
  • индивидуализация;
  • наглядность;
  • активность;
  • результативность.

Организация работы по программе

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю с сентября по май (Приложение 3).

Количество часов в год составляет 37 занятий. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 30 минут - первая группа (3 - 5 лет), 30 минут – вторая группа (5 – 7 лет).

Наполняемость группы не более 15- 18 человек (Приложение 4). Программа дополнительного образования предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Возрастные особенности детей, посещающих дополнительную образовательную услугу

В три года ребенок может уметь подкидывать мяч, катать его, ловить. умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

В 4 года возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети  подбрасывают и ловят мяч более уверено; могут вести мяч ногами.

На пятом году жизни дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук. Следует учить детей правильно ловить мяч, бросать мяч из-за головы двумя руками.

На шестом году жизни ребенка навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Детей учат вести мяч правой и левой руками. Задания для детей старшей группы активно стимулируют проявление разных физических качеств: ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости.

  • детей седьмого года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей возникновения мяча: как делали мяч в старину в России, в какие игры играли; знакомят, какие мячи есть в современном мире и какие спортивные игры они олицетворяют - баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные. В старших группах разучивают элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Игры, игровые упражнения и задания с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях (Приложение №1).

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы включают в себя укрепление здоровья

детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, а так же развитие у ребенка совокупности ценных личностных качеств: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, уважение к общепринятым нормам и правилам поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне. Так же игры и эстафеты с мячом дадут возможность каждому ребенку познакомиться с элементами другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщат детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму.

Уровень усвоения двигательных умений и навыков, движений с мячом выявляется диагностическими методиками автора Н.И. Николаевой. Периоды проведения диагностики: сентябрь и май. (Приложение №2)

II Проектирование образовательного процесса

Описание интеграции образовательных областей

Программа ориентирована на обучение детей элементам игр с мячом, а так же на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в образовательной области «Физическая культура» с интегрированным содержанием психолого-педагогической работы, отражающей специфику образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

«Физическое развитие»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту. Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека.

Элементы баскетбола и волейбола. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, стоя на месте и в движении, одной рукой от плеча, вести мяч правой и левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Перебрасывать мяч через сетку отбиванием одной руки. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.д.) и с разных сторон. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки

  • другую, передвигаться в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте.

«Социально-коммуникативное»

Приобщение к ценностям физической культуры: формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях, продолжать формировать умения понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием детей во время занятий. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение. Проявления эмоциональной отзывчивости и двигательной деятельности и общении.

8

«Познавательное развитие»

Усвоение ребенком предметных действий. Ознакомление с окружающим миром и средствами физического воспитания. Преимущественное проявление к познавательному материалу по физическому воспитанию.

«Речевое развитие»

Способность развития речи, как средства общения, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, через сопровождение упражнений художественным словом.

Методы и приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:

  1. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий с мячом и включением в них детей.

  1. Пояснение и показ упражнений с мячом.
  2. Повторение упражнения.
  3. Использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений.
  4. Творческие задания с мячом.
  5. Игровые и соревновательные задания с мячом.

Эффективность обучения игровым действиям с мячом зависит от правильного подбора методов и приемов. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляется в подвижных и спортивных играх, в физкультурно-оздоровительной работе во время свободной двигательной активности детей.

Перечень упражнений с мячом, предлагаемый для детей старшего дошкольного

возраста.

          Первая  группа (3-5 лет)

Прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных исходных положений

между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).

Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз подряд.

Подбрасывание мяча с хлопками и другими заданиями на месте.

Броски мяча вверх и ловля его в движении не менее 10 раз подряд.

Подбрасывание мяча с хлопками и другими заданиями в движении.

Броски мяча об пол и ловля двумя руками на месте не менее 10 раз подряд.

Отбивание мяча одной рукой на месте не менее 10 раз.

Броски мяча об пол и ловля двумя руками не мене 10 раз подряд в движении.

Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (расстояние 5-6 м).

Передача мяча друг другу в разных направлениях из разных исходных положений (стоя, сидя).

Перебрасывание мяча друг другу и ловля мяча сидя и стоя, спиной друг к другу, разными способами, в разных построениях.

Перебрасывание мяча через сетку.

Прокатывание мяча друг другу.

Прокатывание мяча в ворота друг другу.

Перебрасывание мяча друг другу.

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками.

         Вторая  группа (5-7 лет)

Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз. Броски мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз. Прокатывание мяча из разных исходных положений (стоя, сидя). Перебрасывание мяча разными способами (снизу, от груди, из-за головы). Перебрасывание мяча из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях). Перебрасывание мяча снизу, от груди, с отскоком от земли, сверху двумя руками, от

плеча одной рукой (расстояние 3-4 м).

Перебрасывание мяча из разных исходных положений (сидя, стоя, лежа).

Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы.

Перебрасывание мяча друг другу во время бега.

Перебрасывание мяча через сетку.

Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.

Передача мяча из одной руки в другую с отскоком от пола в движении.

Отбивание мяча на месте не менее 10 раз одной рукой.

Отбивание мяча в движении по кругу.

Ведение мяча, продвигаясь между предметами.

Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).

Ведение мяча, продвигаясь бегом.

Ведение мяча прыжками.

Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя.

Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

Методика обучения детей упражнениям с мячом (катание, бросание, метание, отбивание)

Катание, прокатывание, скатывание выполняется из разных исходных положений: сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала взрослый сам направляет мяч ребенку и учит ловить его. Затем дети катают мяч друг другу самостоятельно.

  • исходном положении сидя на полу спина должна быть прямая, мяч находиться между расставленными ногами в слегка согнутых руках. Ребенок сначала смотрит на того, кому будет катить мяч (прицеливается, измеряет расстояние глазами), затем переводит взгляд на мяч и, наклоняясь вперёд, энергично толкает его кистями рук, после этого выпрямляется и смотрит, как мяч докатывается до партнёра.

При катании мяча сидя на стуле, ребенок наклоняется вперед, кистями рук толкает мяч, находящийся между ступнями. И после этого выпрямляется.

При катании мяча из положения стоя ребенок, присаживается на корточки или наклоняется вперед, толкает мяч и тут же встает. Нужно научить детей энергично отталкивать мяч от себя в определённом направлении, тогда он будет катиться ровно и быстро, не подскакивая, и его легко поймать. При ловле нужно внимательно наблюдать за мячом и стараться вовремя схватить его, чтобы он не укатился в сторону.

Сначала дети катают мяч двумя руками, потом одной (как правой, так и левой). Расстояние постепенно увеличивается от 1 м до 1,5-2 м.

  • дальнейшем задания усложняются: нужно не только докатить мяч до другого ребенка, но и прокатить его между линиями или ножками стула, в ворота, дугу, между предметами, расставленными на расстоянии 60-40см. Прокатывание можно сочетать с заданиями: попасть в большой мяч или кегли, катать по доске или скамейке, скатывать с наклонной доски. Скатывать мяч с доски можно одной или двумя руками: ребенок берет его снизу обеими руками (ладонями вперед), подходит к доске и, став прямо перед ней, толкает мяч так, чтобы он катился до конца доски; при катании одной рукой нужно подойти к доске сбоку (справа, если катят левой рукой; слева, если катят правой), взять мяч снизу (ладонью вперед) и толкнуть его.

Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трехлетнего возраста. Бросок выполняется двумя руками снизу вверх перед собой. Чтобы сохранить вертикальное направление движения мяча, нужно следить глазами за его полетом. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки несколько расставлены. Ребенок старается схватить мяч, зажимая его с двух сторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой - снизу. Можно ловить мяч, подставляя кисти рук, сложенные чашечкой (пальцы расставлены).

Бросание мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками:

Исходное положение: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребенок следит глазами за мячом (способы ловли описаны выше).

Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания:

  • подбросить мяч, хлопнуть в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку) и поймать;
  • подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч;
  • поймать мяч после отскока от пола.

Бросание мяча вниз о пол и ловля его двумя руками:

Сначала дается самое простое упражнение.

Исходное положение: стойка ноги врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой ударяют мяч о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной рукой сверху, другой снизу).

Бросание мяча двумя руками от груди используют, когда нужно бросить мяч друг другу, в стенку.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При прицеливании туловище наклоняется слегка вперед - вниз, руки с мячом выносятся немного вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. При замахе туловище и ноги с мячом отклоняются назад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога выпрямляются, руки, тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.

Бросание мяча двумя руками снизу применяется при бросании мяча через сетку, друг

другу.

Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперед - вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую ногу, туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется. При броске туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперед, правая нога приставляется к левой.

Бросание мяча в стенку используется в старшей и подготовительной к школе группе. При выполнении этого упражнения дети отставляют правую ногу назад и бросают мяч снизу. Бросать и ловить можно как двумя, так и одной рукой, причём с различными дополнительными заданиями: с хлопком, с поворотом кругом, с отскоком мяча от пола.

Отбивание мяча о пол одной рукой и ловля двумя руками:

Исходное положение: стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребенок сначала поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет о пол и затем ловит его двумя руками. По мере овладения простыми упражнениями вводятся усложненные задания: ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку, с поворотом и др.). Кроме того, детям предлагают упражнения в отбивании мяча на месте двумя руками, одной рукой (правой или левой, кулачком, ребром), с продвижением вперед по прямой, по кругу (около обруча), змейкой («возле» или «между» предметами).

Метание мяча на дальность и в цель выполняется различными способами: из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку. Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение; прицеливание; замах; бросок; сохранение равновесия после броска.

Метание мяча прямой рукой снизу применяется для попадания в горизонтальную цель, при бросании мяча друг другу или стенку, при перебрасывании мяча через сетку.

Исходное положение: ноги чуть шире плеч, правая нога отставлена назад; правая рука, полусогнутая в локте, перед грудью или вдоль туловища, которое следует повернуть вполоборота вправо; тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги, взгляд обращён вперед. При прицеливании туловище наклоняется вперед; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога, выпрямляясь, ставится на носок; правая рука с предметом сгибается

  • локте, поднимается вперед - вверх до уровня глаз ребенка, левая рука слегка отводится

вниз - назад. При замахе правая рука с предметом идет назад до отказа, одновременно правая нога отставляется назад и сгибается в колене, на нее переносится тяжесть тела; туловище слегка наклоняется вперед, левая нога выпрямляется; левая рука выносится вперед. При броске выпрямляются ноги и туловище.

Метание мяча способом из-за головы применяется при бросании в обруч и кольцо, через веревку или сетку.

Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так, чтобы мяч находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске ребенок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки, руки вытягивает вперед - вверх и делает бросок.

Метание мяча способом двумя руками сбоку:

Исходное положение: правая нога отставлена назад, руки с мячом отведены назад - вправо. При замахе руки с мячом отводятся назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу. При броске тяжесть тела переносится на левую ногу, мяч выбрасывается движением туловища и рук вперед.

При обучении метанию в цель используются нарисованные круги, обруч, лежащий или подвешенный. Детей старшего дошкольного возраста полезно учить попаданию в движущуюся цель.

Детей дошкольного возраста учат метать мяч двумя руками снизу, от груди, от плеча, сбоку, из-за головы.

  • мячом, кроме упражнений в катании, метании, отбивании, бросании и ловле, можно выполнять упражнения общеразвивающего характера, например: наклоны, повороты, приседания и другие движения.

  1. Организация образовательного процесса

           Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды Предметно-пространственная среда должна стимулировать физическую активность

детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

  • физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием. 

Учебный план  по дополнительной образовательной программе

«Обучение игре с мячом баскетбол, волейбол, футбол»

 для 3-5 лет

Месяц

№ п/п, содержание

Сентябрь

№1,

№2

№3

№4

«Мячи разные

Броски мяча

Бросок мяча об

Броски мяча вверх

бывают».

вверх и ловля

пол одной рукой,

и ловля его в

его на месте не

поймать двумя

движении не

руками.

менее 10 раз.

менее 10 раз.

Октябрь

№5, №6

№7, №8

№9, №10

№11, №12

Подбрасывание

Отбивание мяча

Отбивание мяча

Игровое

мяча с хлопками

одной рукой на

правой и левой

«Гонка мячей по

рукой в движении

кругу»; «Стой!»;

и другими

месте не менее

(расстояние 5- 6

«Ловишка в

заданиями в

10 раз.

метров).

кругу».

движении.

Ноябрь

№13, №14

№15, №16

№17, №18

№19, №20

Ведение мяча

Подбрасывание

Прокатывание

Игровое

боком.

мяча с

мяча между

«Быстрый мяч».

хлопками.

кеглями.

Декабрь

№21, №22

№23, №24

№25, №26

№27, №28

Подбрасывание

Боковой галоп

Перебрасывание

Игровое

мяча с разными

парами с

набивного мяча

«Разноцветный

заданиями.

передачей мяча

друг другу.

быстрый мяч».

друг другу от

груди.

Январь

№29, №30

№31, №32

№33, №34

№35, №36

Передача мяча

Передача мяча

Прокатывание

Игровое

друг другу в

друг другу в

набивного мяча

«Охотники и

разных

разных

друг другу.

звери»;

«Займи

направлениях

направлениях из

свободный

стоя.

разных

кружок».

исходных

положений.

Февраль

№37, №38

№39, №40

№41, №42

№43, №44

Бросок мяча об

Ведение мяча

Прокатывание

Игровое

стенку и ловля

правой рукой,

набивного мяча

«Ловишка в

его двумя

(мяч справа);

друг другу в

кругу»;

движении.

«У кого меньше

руками.

ведение мяча

мячей»;

левой рукой,

«Стой!»

(мяч слева).

Март

№45, №46

№47, №48

№49, №50

№51, №52

Перебрасывание

Перебрасывание

Обучение игре в

Игровое

мяча друг другу

мяча через сетку

волейбол.

«Волейбол».

и ловля мяча

сидя и стоя.

Апрель

№53, №54

№55, №56

№57, №58

№59, №60

Отбивание мяча

Забрасывание

Обучение игре в

Игровое

правой и левой

мяча в

баскетбол.

«Баскетбол».

рукой в

баскетбольное

движении, с

кольцо.

остановкой по

сигналу.

Май

№61, №62

№63, №64

Прокатывание

Контрольно-

набивного мяча

учетное

в ворота друг

по итогам

другу из разных

III квартала

исходных

положений.

Учебный план  по дополнительной образовательной программе

«Обучение игре с мячом: баскетбол, волейбол, футбол»

для 5-7 лет

Месяц

№ п/п, содержание

Сентябрь

№1

№2

№3

№4

Подбрасывание

Бросание мяча

Бросание мяча

Прокатывание

мяча с хлопками

вверх, об землю и

вверх, об землю

мяча

и другими

ловля его двумя

и ловля его

из исходного

заданиями на

руками не менее

одной рукой не

положения:

месте.

20 раз.

менее 10 раз

сидя, стоя.

Октябрь

№5, №6

№7, №8

№9, №10

№11, №12

Перебрасывание

Перебрасывание

Перебрасывание

Передача мяча

мяча снизу,

мяча из разных

мяча

друг другу в

от груди,

исходных

друг другу

разных

с отскоком от

положений (сидя,

во время

направлениях из

земли,

стоя, лежа).

ходьбы.

разных

сверху двумя

исходных

руками,

положений (стоя

от плеча одной

и сидя).

рукой

(расстояние

3-4 м).

Ноябрь

№13, №14

№15, №16

№17, №18

№19, №20

Перебрасывание

Бросать мяч

Бросок мяча

Отбивание мяча

мяча во время

правой и левой

об стенку

одной рукой на

бега.

рукой через

и ловля его

месте, в

веревку, бегать за

двумя руками.

движении не

мячом (пробегая

менее 10 раз.

через веревку,

под веревкой).

Декабрь

№21, №22

№23, №24

№25, №26

№27, №28

Ведение мяча,

Ведение мяча с

Ведение мяча,

Ведение мяча

продвигаясь

дополнительными

продвигаясь

прыжками.

между

заданиями

бегом.

предметами.

(поворотами).

Январь

№29, №30

№31, №32

№33, №34

№35, №36

Бросание мяча

Бросание мяча в

Забрасывание

Забрасывание

вдаль до

цель из исходного

мяча в

мяча в

указанных

положения стоя

баскетбольное

баскетбольное

ориентиров.

на коленях.

кольцо.

кольцо

способом из-за

головы.

Февраль

№37, №38

№39, №40

№41, №42

№43, №44

Перебрасывание

Прокатывание

Перекатывание

Перекатывание

набивного мяча

набивного мяча

набивного мяча

набивного мяча

друг другу.

из разных

из разных

друг другу в

исходных

исходных

ворота.

положений

положений

(стоя, сидя).

(стоя, сидя, стоя

на коленях).

Март

№45, №46

№47, №48

№49, №50

№51, №52

Отбивание мяча

Отбивание мяча

Перебрасывание

Игровое

одной рукой на

правой или левой

мяча через

«Волейбол».

месте не менее

рукой в

сетку.

10 раз.

движении.

Апрель

№53, №54

№55, №56

№57, №58

№59, №60

«Мяч в обруч»

Передавать мяч, в

Бросать мяч

Игровое

бросать мяч

парах сидя, стоя

двумя руками от

«Баскетбол».

двумя руками от

на коленях, стоя

груди в

груди в обруч,

на ногах.

баскетбольное

догнать мяч,

кольцо.

пролезть в

обруч.

Май

№61, №62

№63, №64

№65

Ведение мяча

Игровое

Контрольно-

правой и левой

«Баскетбол».

Учетное

ногой между

по итогам

предметами.

III квартала.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

Учебно-методическое обеспечение:

  • Наглядный материал (различные иллюстрации и картинки с изучаемыми видами

спорта);

  • Раздаточное спортивное оборудование;
  • Подборка музыкальных произведений;
  • Перспективные планы;
  • Конспекты занятий.

Рабочая документация

Для реализации основных целей (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни интереса к физической культуре) и задач (развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей) применяется ряд рабочей документации, который помогает достигнуть положительных результатов по физической культуре детьми дошкольного учреждения.

Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: кн. Для

воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.-159 с.

Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1983. – 79 с., ил.

Анисимова Т.Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги. – Волгоград: Учитель, 2009. – 144 с.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.

сада.- М.: Просвещение, 1983.-144с., ил.

Воротилкина,И.М.Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.

Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: (Из опыта работы). Пособие для

воспитателя ст. групп дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.-96с., ил.

Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.

Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения»

Шебеко В.Н. Методика физического воспитателя в дошкольных учреждениях:

Учеб. Для учащихся пед. колледжей и училищ, 1998. – 184с.

Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320с.

Приложение №1

Игровые упражнения и задания с мячом на месте

«Солнышко»

Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.

«Хлопушки»

Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков.

«Отбивалки»

Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой.

«Правый - левый»

Отбивать мяч правой - левой рукой поочерёдно.

«Кулачок»

Отбивать мяч об пол кулаком.

«Ребро»

Отбивать мяч об пол ребром ладони.

«Подскок»

Подбрасывать мяч вверх и ловить его после отскока об пол.

«Хлоп - гоп»

Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.

«Вертушка»

Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения.

«Корзинка»

Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.

Игровые упражнения и задания с мячом в движении

«Бим-Бом»

Отбивать от груди мяч двумя руками о стенку. Расстояние от 50 см до 1 м и более.

«Волна»

Снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол.

«Тик-так»

Снизу двумя руками отбивать мяч и ловить его после отскока от пола и хлопка в ладоши.

«Юла»

Так же отбивать мяч и ловить после кружения.

«Самолёт»

Двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и ловить после отскока о стенку.

«Луноход»

Двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и ловить мяч после кружения.

«Вертолёт»

Двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и ловить мяч после кружения с добавлением хлопков.

«Стрела»

Мяч (диаметр 12 см) в правой руке. От плеча отбить мяч об пол и поймать двумя руками после отскока о стену.

«Стрела вторая»

То же упражнение, но мяч в левой руке.

«Кораблик»

Стоя у стены, малый мяч в правой руке. Отвести руку с мячом назад - вверх и одновременно

поднять одноимённую ногу. Отбить мяч об пол из-под ноги и поймать после отскока о стену.

Приложение №2

Диагностическая методика на выявление уровня усвоения двигательных умений и

навыков движений с мячом

Уровни        усвоения        двигательных        умений        и        навыков        движений        с        мячом.

3-5 лет.

Низкий. Неуверенно выполняет упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты с мячом.

5-7 лет

Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения, с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.

Высокий. Технически правильно, результативно, уверенно, точно, выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые упражнения с мячом.

Диагностическая методика на выявление уровня усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.

Броски мяча вверх и ловля его:

не менее 10 раз – 3 балла,

от 5 до 10 раз – 2 балла,

менее 5 – 1 балл.

Отбивание мяча об пол одной рукой:

не менее 10 раз подряд – 3 балла,

от 5 до 10 раз – 2 балла,

менее 5 – 1 балл.

Отбивание правой – левой рукой на месте:

не менее 10 раз подряд – 3 балла,

от 5 до 10 раз – 2 балла,

менее 5 – 1 балл.

Ведение мяча, продвигаясь бегом:

технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3

балла,

допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла, не справляется с выполнением задания – 1 балл.

Перебрасывание мяча через сетку друг другу:

технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3

балла,

допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла, не справляется с выполнением задания – 1 балл.

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо:

технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3

балла,

допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла, не справляется с выполнением задания – 1 балл.

Ведение мяча прыжками:

технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3

балла,

допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла, не справляется с выполнением задания – 1 балл.

Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров:

технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3

балла,

допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,

не        справляется        с        выполнением        задания                1        балл.

Комментарий к проведению диагностики.

Все оценки показателей по каждому заданию суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок – 24. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом: 19-24 баллов - высокий уровень,

13-18 баллов - средний уровень,

8 -12 баллов - низкий уровень,

Приложение №3

График работы дополнительной

образовательной услуги

«Обучение игре с мячом: баскетбол, волейбол, футбол»

№п/п

Наименование дополнительной образовательной услуги

Руководитель

Группы

Время работы

1.

«Обучение игре с мячом: баскетбол, волейбол, футбол»

Писаренко В.А.

№1

Среда

15.30-16.00

Пятница

15.30-16.00

№2

Среда

16.10-16.40

Пятница

16.10-16.40

Приложение №4

Состав групп дополнительных (платной) образовательной услуги в

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

«Обучение игре с мячом: баскетбол, волейбол, футбол»

Руководитель:   Писаренко В.А.,

инструктор по физической культуры

1 группа (3-4 года)

Башкатов Максим

Сазонов Тихон

 

4 группа (3-4 года)

Гончаров Гордей

Дёмкин Дмитрий

Один Ярослав

Рагимов Тимур

Рождественская Анастасия

Титкин Игорь

Федоров Михаил

Финагин Максим

Шаталов Максим

Шишкин Григорий

Денисов Степан

5 группа (3-4 года)

Вебер Матвей

Головков Федор

Дрожжин Матвей

Лыгин Денис

Овчинников Кирилл

Пехтусов Константин

Судаков Артем

Устюгов Лев

6 группа (3-4 года)

Болотов Глеб

Курманов Кирилл

Спасёнков Данил

Цыплаков Матвей

7 группа (5-6 лет)

Хахин Михаил

Татаринова София

Лобыкин Максим

8 группа (6-7 лет)

Баранов Арсений

Колесник Александр

Котенев Семен

Лядов Дмитрий

Рукин Георгий

Корчагин Арсений

11 группа (4-5 лет)

Григорьев Кирилл

Дьяков Илья

Коршунова Алиса

Краснослободцев Тимофей

Краснослободцев Даниил

Платонов Артём

Свешников Виктор

Сиротин Алексей

Федосеев Тимофей

12 группа (5-6 лет)

Машков Иван

10 группа (6-7 лет)

Денисов Роман

9 группа (6-7 лет)

Бычков Иван

Костин Иван

Николайчук Эвелина

Сафронов Никита

Ищенко Артем

Талышев Дмитрий

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.

  1. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

3. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

  1. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  1. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  1. Занозина А.Е., Гришанина С.Э. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

  1. Змановский Ю.Ф. Здоровый ребенок. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000.

8. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников - Издательство ТЦ Сфера, 2007.

  1. Николаева Н.И. Школа мяча. - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2012.

  1. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения»

  1. Шебеко В.Н. Методика физического воспитателя в дошкольных учреждениях: Учеб. Для учащихся пед. колледжей и училищ, 1998. – 184с.

  1. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

– Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320с.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге по изодеятельности «Я вижу мир»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге по изодеятельности  «Я вижу мир»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам «АБВГД – ка» и перспективное планирование

Деятельность педагога с детьми  по обучению грамоте дополняет деятельность  по развитию речи, расширяет развивающие задачи, приводит к системности и последовательности знаний, получаемых дет...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Юный математик"

1.1Актуальность программы.В настоящее время  математика  необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ (художественно-эстетическое направление) «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.). Данная техника...