Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге по изодеятельности «Я вижу мир»
рабочая программа (старшая группа)

Кондрашева Наталья Владимировна

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге по изодеятельности  «Я вижу мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_programma.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский сад № 36 «Сосенка»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге по изодеятельности  «Я вижу мир»

Воспитатель: Кондрашева Наталья Владимировна.

г. Смоленск.

Пояснительная записка к программе

В.А. Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.  Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 

Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

- развивает уверенность в своих силах;

- учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом;

- развивает мелкую моторику рук.

 Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

Методы и техники рисования:

- рисование песком, солью, крупой;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

- рисование бросовым материалом;

- рисование по мокрой бумаге;

- граттаж;

- рисование набрызгом;

- рисование ватными палочками;

- рисование пальчиками, ладошкой, ступней;

- рисование по ткани;

- печать растениями, листочками и др.

Цель Программы:

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

- Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Предполагаемый результат:

- Воспитанники знают название  основных  нетрадиционных приемов рисования;

- Могут определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;

- Свободно могут  пользоваться инструментами и материалами для  НТР;  

- Экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования;

- Создают сюжетный рисунок, используя несколько приёмов НТР;

- Проявляют оригинальность и новизну во время решения творческой задачи;

- Проявляют  бережное отношение к материалам, инструментам, а также аккуратность и  собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым.

- Развернуто комментируют свою творческую работу.

- Могут изобразить предметы по памяти.

- Используют цвет создания различных образов

-Передают настроение в творческой работе, используя различные приемы нетрадиционного рисования.

Методы и приёмы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

- создание игровой ситуации.

- показ воспитателя, демонстрация, наблюдение.

- использование движения руки.

- сравнение двух техник.

- рассматривание репродукций картин.

- чтение художественной литературы, рассказ, беседа.

- проговаривание последовательности работы, объяснение, инструктаж.

Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям.

Этапы работы:  

  Подготовительный этап:

    

 - определение проблемы, цели и задач проекта

- анкетирование родителей

- изучение методической литературы по данной теме.

- изучение педагогического опыта  по данному направлению.

               

Первый этап.

- разработка программы кружковой деятельности.

- оснащение содержания развивающей среды.

- мониторинг уровня художественных способностей  детей.

 Второй этап.

- внедрение  рабочей программы.

- совместная художественная деятельность  детей и родителей при подготовке выставок.

- организация  и проведение итоговой диагностики и опрос родителей.

- обобщение опыта работы  и выступление на педагогическом совете.

Формы организации деятельности общения с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми на занятиях по дополнительному образованию;

- групповая деятельность  (организация работы в подгруппах, парах);

- самостоятельная творческая деятельность детей.

 Формы работы с детьми:

- наблюдения и экскурсии в природе,

- творческие игры и упражнения на развитие творческого воображения,

- интерактивные выставки,

- прослушивание музыкальных произведений,

- беседы по искусству нетрадиционного рисования,

- индивидуальная презентация,

- игровые формы работы,  

- работа в творческом уголке,

- решение проблемных ситуаций,

- рассматривание образцов детских работ с  нетрадиционной техникой рисования,  используя компьютер и мультимедийное сопровождение.

Формы  работа с родителями:

 

- консультации,  памятки  об использовании нетрадиционных техник рисования в домашних условиях,

- рекомендации, анкетирования, индивидуальные беседы, проведение родительского собрания «Истоки способностей  и дарования детей – на кончиках их пальцев», «Творим без кисточки»,

- День открытых дверей  - посещение творческого кружка, оформление выставок детей и взрослых.

 Формы подведения итогов:

- выставки  детских работ для родителей в  дошкольном учреждение, библиотеке №5, в Домах Культуры п. Гнездово и п. Красный Бор;

- участие в художественных конкурсах   разного  уровня;  

- фотоальбомы  лучших детских работ..

 

Количество воспитанников: 16 человек.

 

Группа: старше – подготовительная.

Проведение занятий: 1 раз в неделю, 30 минут.

 Наименование педагогических методик:

Для определения уровня  художественно-творческого  развития  детей используется  методика, предложенная  Н.В. Шайдуровой «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», ООО Творческий центр «Сфера» 2008 г.

Используемая литература:

- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

- Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М.2007г.

- И.А. Лыкова «Цветные ладошки»

- журналы «Дошкольное воспитание»,  «Воспитатель»

 

- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 

- И.А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

-  Т.С Акуненок  «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»  Дошкольное образование. – 2010. - №18

- Т.Г Казакова «Развивайте у дошкольников творчество М.Просвещение, 1985.

- Т.С Комарова  «Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям» Дошкольное воспитание, 1991, N2.

- В.Б Косминская, Н.Б Халезова. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: М.Просвещение, 1987.

- И.А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». М. «Карапуз - дидактика», 2007.

- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – Санкт – Петербург Каро, 2008.

Тема занятия, техника.

Программное содержание.

Рисуем ладошками: «Осень – прекрасная пора», «Подводный мир»

Рисуем пальчиками: «Осенний букет», «Мой автопортрет», «Я вижу мир»

Закрепить умение рисовать пальчиками, ладошкой, используя приём примакивания. Развивать чувство композиции. Развивать художественное восприятие.

Роспись по ткани. «Платочек для мамочки»

Познакомить с методом окрашивания ткани, обогащать изобразительный опыт ребенка.

Оттиск «Золотая рыбка».

Уточнять знания детей о подводном мире. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, водным жителям, водорослям.

Тиснение «В осеннем парке»

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени.

Монотипия. «Дерево в снегу»

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями Развивать чувство композиции.

Тычок жесткой сухой кистью. «Шишки на ветке»

Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость

Оттиск мятой бумагой. «Снежная семья»

Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка. Воспитывать восторженное отношение к русской зиме

Рисование кончиком кисти. «Мои любимые снежинки»

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение   смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

Чёрно - белый граттаж, печать поролоном по трафарету. « Я и волшебный лес»

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических   техниках.Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, акварелью, восковыми мелками.  «Ёлочка – красавица»

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки для украшения ёлочки (коллективная работа). Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками

Рисование набрызгом с трафаретом. «Зимний лес»

Учить составлять композицию на листе бумаги. Правильно держать расческу и брызгать зубной щеткой в правильном направлении. Приучать  выполнять  работу аккуратно.

Рисование цветным клейстером. «Медвежонок»

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами

Раздельный мазок. «Сказочная Жар – птица»

Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства

Рисование тычком, солью, свечкой, рисование по сырому. «В гости к весне»

Закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, солью, свечкой, рисование по сырому. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. «Обои в моей комнате»

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать   цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка).

Печать по трафарету, рисование бросовым материалом,  «Открытка для любимого папы».

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции.

Кляксография. «Удивительные цветы»

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Рисование бросовым материалом. «Мое настроение»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных   техниках. Развивать чувство композиции.

Рисование свечой и гуашью. «Рисунок – невидимка»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Рисование по мятой бумаге. «Восход солнца на море»

Закреплять знания основных цветов и оттенков. Развивать у детей творчество и воображение, самостоятельность, трудовые навыки.

Пластинография. «Букет цветов для мамы в честь праздника весны»

Продолжать учить детей правильно использовать пластилин в работе, закреплять знания основных цветов, развивать фантазию.

Рисование фломастерами, цветными карандашами. «Отражение в воде»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Рисование мыльными пузырями. «Капитошка»

Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию.

Оттиск печатками. «Первые весенние листочки» (с натуры).

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать  листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, одноразовой вилкой. «Одуванчики - пушистое чудо природы».

Обучать особенностям изображения объектов с помощью  необычной техники. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие дошкольников.

Итоговая выставка рисунков за год. «Я и мое восприятие мира»

Продолжать учить детей  рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявления, высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Цель программы:   ознакомить  детей с  искусством оригами,  как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам. Игры с мячом.

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам. Игры с мячом...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам «АБВГД – ка» и перспективное планирование

Деятельность педагога с детьми  по обучению грамоте дополняет деятельность  по развитию речи, расширяет развивающие задачи, приводит к системности и последовательности знаний, получаемых дет...

Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Юный математик"

1.1Актуальность программы.В настоящее время  математика  необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ (художественно-эстетическое направление) «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.). Данная техника...