программа дополнительного образования "Навстречу здоровью"
рабочая программа по физкультуре

Павлова Августа Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад    общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников"

городского округа Красноуфимск Свердловской области

 

 

СОГЛАСОВАНА:

Педагогическим советом

Протокол №___

от «   » _________20__г.

 

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом заведующего МАДОУ Детский сад 18

от «  »20     г.

______________С.И. Молвинских

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

физической направленности

«Навстречу здоровью»

для детей 5-6 лет

(Срок реализации программы – один год)

 

 

                                                                                                                                 Составитель: Павлова Августа Александровна,

                                                                                                                                                                         инструктор по физической культуре, ВКК

 

 

 

 

 

г. Красноуфимск, 2019г.

 

Содержание

 

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………3

  1. Комплекс основных характеристик образования …………………………………………………………………......6
    1. Объём программы ………………………………………………………………………………………………...6
    2. Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшего дошкольного возраста……………………7
    3. Содержание программы ………………………………………………………………………………………….8
    4. Планируемые результаты реализации программы …………………………………………………………….10
  2. Организационно – педагогические условия реализации программы …………………………………………….....11
    1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………..11
    2.  Календарный учебный график …………………………………………………………………………………..11
    3. Календарно – тематическое планирование……………………………………………………………………..13
    4. Оценочные материалы (карта мониторинга) …………………………………………………………………...19

 

  1. Перечень учебно-методическогообеспечения……………………………………………………….……………..…24
  2. Перечень материально-технического обеспечения ……………………………………………….…………………..24
  3. Аннотация ………………………………………………………………………………………………..……………....26
  4. Сведения о разработчике …………………………………………………………………………………….………….26

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopobrazovaniya_dlya_litsenzirovaniya_dou_18_1.docx101.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад    общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников"

городского округа Красноуфимск Свердловской области

СОГЛАСОВАНА:

Педагогическим советом

Протокол №___

от «   » _________20__г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом заведующего МАДОУ Детский сад 18

от «  »20     г.

______________С.И. Молвинских

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

физической направленности

«Навстречу здоровью»

для детей 5-6 лет

(Срок реализации программы – один год)

                                                                                                                                 Составитель: Павлова Августа Александровна,

                                                                                                                                                                         инструктор по физической культуре, ВКК

г. Красноуфимск, 2019г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………3

  1. Комплекс основных характеристик образования …………………………………………………………………......6
  1. Объём программы ………………………………………………………………………………………………...6
  2. Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшего дошкольного возраста……………………7
  3. Содержание программы ………………………………………………………………………………………….8
  4. Планируемые результаты реализации программы …………………………………………………………….10
  1. Организационно – педагогические условия реализации программы …………………………………………….....11
  1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………..11
  2.  Календарный учебный график …………………………………………………………………………………..11
  3. Календарно – тематическое планирование……………………………………………………………………..13
  4. Оценочные материалы (карта мониторинга) …………………………………………………………………...19

  1. Перечень учебно-методическогообеспечения……………………………………………………….……………..…24
  2. Перечень материально-технического обеспечения ……………………………………………….…………………..24
  3. Аннотация ………………………………………………………………………………………………..……………....26
  4. Сведения о разработчике …………………………………………………………………………………….………….26

Пояснительная записка

        Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребёнка.

Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, у компьютера и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определённую группу мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребёнка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрению в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становиться приоритетным направлением работы с детьми.

Учитывая интерес детей дошкольного возраста к разнообразным видам активной деятельности и социального заказа родителей (законных представителей) была разработана дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физической направленности «Навстречу здоровью» для детей 5-6 лет.

Цель программы- формирование гибкости, ловкости, выносливости, координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

Задачи программы:

- создать условия для целесообразной двигательной активности детей;

- развивать двигательные способности и физические качества детей (гибкость, ловкость, выносливость и координационные способности);

-   формировать интерес к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни.

Нормативной основой программыявляются:

-  Федеральный законот 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.)«Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (с изм. и доп. от 21.01.2019г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 (с изм. от 27.08.2015г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242).

Принципы построения программы:

  • Доступность.
  • Учёт возрастных особенностей детей.
  • Адаптированность материала к возрасту.
  • Систематичность и последовательность.
  • Постепенная подача материала от простого к сложному.
  • Частое повторение усвоенных правил и норм.
  • Наглядность.
  • Дифференциация.
  • Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

Средства реализации программы:

  • Строевые упражнения: перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, построение в одну колонну, размыкание и смыкание на месте и в движении, выполнение различных строевых команд.
  • Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, ОРУ в парах; поднимание туловища из положения лежа на спине; ОРУ с различными способами бега, ходьбы, прыжков, вращений; упражнения на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки.
  • Лазанье по скамейке; упражнения в висах и упорах; прыжки со скакалкой; метание набивного мяча.
  • ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставах и позвоночника; упражнения с партнерами, акробатические комплексы упражнений на гимнастических матах, бревне.
  • Релаксационные упражнения.
  • Подвижные игры.

Методы реализации программы:

  • Наглядный метод, обеспечивающий яркость двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении.
  • Словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.
  • Практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.
  • Игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
  • Соревновательный метод, использующийся в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков.        

Педагогические условия для обеспечения психо-эмоциональной обстановки:

  • Создание мотивации и интереса к предстоящему действию.
  • Использование имитационных упражнений, носящих творческий характер.
  • Использованиемузыкального сопровождения для эмоционального и физического раскрепощения детей.
  • Использование качественного (практичное, безопасное) спортивного оборудования, привлекающего внимание детей, вызывающее у них желание выполнять акробатические упражнения.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

     1.Комплекс основных характеристик образования

        1.1. Объём программы

Дополнительная общеобразовательнаяпрограмма-дополнительная общеразвивающая программа физической направленности «Навстречу здоровью»ориентирована на детей 5-6 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Организация дополнительного образования осуществляется 1 раз в неделю во вторую половину дня по 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1.3049–13 для учреждений дошкольного образования. Общее количество академических часов в год – 36.

Занятия проводятся с группой не более 10 человек, так как предусматривается работа индивидуально.В тёплое время года занятия организуются на общей физкультурной площадке на воздухе.

Комплектование группы проводится с учетом общего функционального состояния детей, возраста, медицинских показаний, рекомендаций врачей-специалистов.

Зачисление детей в группу осуществляется с письменного заявления родителей (законных представителей).

Основной формой работы по программе является групповое занятие. Кроме организованных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.

Для музыкальной окраски композиций используются технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой.

1.2.Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшего дошкольного возраста

Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные характеристики детей старшего дошкольного возраста

Тенденции физического развития. У детей 5 – 6 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

Последнее изменение связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны – реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех-, пяти лет ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных движений в определенной последовательности, контролируя их изменения.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника. Происходит расширение спектра эмоций и их углубление, обогащение выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются.

У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений. Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек проявляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Списочный состав подгруппы – 10 воспитанников, из них –  6 мальчиков, 4 - девочки.

Дети активны, подвижны, с общей физической подготовкой.

Показатели группы здоровья представлены следующими данными: 1группа-6 детей, 2группа-4 детей.

Дети активно занимаются в спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования.

Являются ежегодными участниками и победителями мероприятий спортивной направленности.

1.3. Содержание программы

Занятия предполагают сформировать у воспитанников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств. Занятия направлены на развитие двигательных умений, навыков, на подготовку ребёнка к новым психосоциальным условиям. Занятия включают разнообразные упражнения, подвижные игры, разнообразные формы построения занятий. Использование нетрадиционных подходов к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности. Занятия включают вопросы теоретического характера. Теоретические вопросы знакомят детей с правилами поведения в спортивном зале, с правилами безопасного использования спортивных снарядов и физкультурных пособий, раскрывают для детей значение спорта в жизни человека, а также даются представления о многообразии видов спорта.

        Обучения включает гимнастические занятия, которые имеют определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 8 минут и имеет собственные задачи:

1.  Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)

2.  Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.

В зависимости от возраста задачи педагогического аспекта могут требовать на одних занятиях больше времени, на других - меньше.

Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т. к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

Основная часть занятия занимает 12 минут и содержит следующие задачи:

1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей.

Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.

Заключительная часть занимает 5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом. В заключительной части занятия обычно используются, подвижные игры, успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т. п.).

        

1.4. Планируемые результаты реализации программы

Реализация дополнительной общеразвивающейпрограммы-дополнительной общеразвивающей программы физической направленности «Навстречу здоровью»для детей 5-6 летпредполагает следующие ожидаемые результаты: 

  • освоение строевых упражнений;
  • освоение ОРУ без предметов и с предметами под музыку;
  • освоение висов и упоров;
  • развитие силовых способностей и силовой выносливости;
  • развитие гибкости;
  • освоение опорных прыжков.
  • техника безопасности на занятиях гимнастики;
  • знание страховки и помощи во время занятий;
  • сочетание самоконтроля и самостраховки;
  • знание гимнастических упражнений для сохранения осанки;
  • знание основ оказания первой помощи при травмах;
  • воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
  • выполнение обязанностей старшего в подгруппе;
  • демонстрация гимнастических упражнений;
  • выработка привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  • воспитание взаимопомощи, самостоятельности дисциплинированности, ответственности.
  • знание терминологии гимнастических упражнений;
  • знание и назначение гимнастических упражнений;
  • знание упражнений для разогревания мышц;
  • знание основ выполнения гимнастических упражнений;
  • освоение опорных прыжков;
  • развитие силы;
  • развитие гибкости;
  • составление простейших комбинаций;
  • воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность).
  • установка и разборка снарядов.

Результативность программы:

- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.

2.Организационно – педагогические условияреализации программы

2.1. Учебный план

Тема

Общее количество часов

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретических

Практических

1

Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике. Основные средства гимнастики. Строевые, общеразвивающие  и прикладные упражнения.

4

1

3

2

Основы обучения гимнастическим упражнениям

4

0

4

3

Упражненигимнастического многоборья. Вольные упражнения

4

0

4

4

Вольные упражнения на гимнастическом бревне

4

0

4

1 квартал:

Промежуточная аттестация: сдача композиции спортивных вольных упражнений на матах.

5

Эстафеты, подвижные игры. Статистические упражнения на бревне.

4

0

4

6

Акробатические упражнения

4

0

4

7

Упражнения художественной гимнастики

4

0

4

2 квартал:

Промежуточная аттестация: сдача изученных акробатических упражнений

8

Техника выполнения: «шпагат», «мост»

4

0

4

9

Упражнения на равновесие. Техника стойки на лопатках, на голове, на руках

3

0

3

10

Итоговое.

1

0

1

Сдача изученного материала.

Акробатический комплекс № 1 на гимнастическом бревне (любое равновесие→подскоки→поворот→соскок с бревна с приземлением в стойку ноги вместе, руки в стороны).

Акробатического комплекса №2 (из основной стойки упор присев, два кувырка вперед, переворот, кувырок назад, перекат в стойку на лопатки, мост с переворотом в упор присев, прыжок с поворотом на 180 градусов).

ИТОГО

36

1

35

2.2. Календарный учебный график

Пояснительная записка к календарному учебному графику

В целях рациональной организации образовательного процесса в МАДОУ Детский сад 18 и регулирования образовательной нагрузки в течение учебного года и в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций», разработан годовой календарный учебный график.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242).

Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам организуется с момента получения лицензии.

        Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программаморганизуется с сентября по май (в течение  учебного года),  проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия для детей от 5-ти до 6-ти лет - 25 минут согласно СанПиН 2.4.1.3049–13 для учреждений дошкольного образования.

Входной контроль – осуществляется во 2 неделю сентября, итоговый контроль – 3 неделя мая.

Календарный учебный график реализации Программы

Название программы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Навстречу здоровью

4

4

4

      4

4

4

4

4

4

2.3.Календарно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Содержание занятий

Количество часов

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Сентябрь

Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике. Основные средства гимнастики. Строевые, общеразвивающие  и прикладные упражнения.

Введение.

Беседа с использованием ИКТ

Обсуждение правил по предупреждению травматизма на занятиях по гимнастике

1

теория

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ в кругу и в сомкнутых колоннах и шеренгах.

Изучение и умение выполнения строевых упражнений

Ходьба по залу. Упражнение на расслабление мышц рук, ног («Штанга» (Картотека релаксационных игр для детей)

    1

  практика

Ходьба, бег. Общеразвивающие упражнения вдвоем (в парах).

Дыхательное упражнение.

Умение выполнять упражнения в парах.

Изучение прикладных упражнений.

Игровое упражнение «Жучокна спине».

          1

  практика

Разновидности ходьбы и бега.ОРУ с гимнастическими палками.

Упражнения для развития гибкости и выносливости

на гимнастической стенке.

Упражнение на расслабление мышц рук, ног, корпуса «Кораблик» (Картотека релаксационных игр для детей).

1 практика

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Основы обучения гимнастическим упражнениям

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах  через набивные мячи. ОРУ с набивными мячами.

Изучение упражнений в перелезании и преодолении препятствий.

Игра малой подвижности «Фигуры».

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение.

ОРУ без предметов.

Умение правильно выполнять упражнения на гимнастических снарядах.

Игра на формирование правильной осанки «Роботы» (Картотека «Оздоровительные игры»).

1

 практика

 Ходьба и бег.

ОРУ с гантелями.

Упражнение на расслабление мышц рук, ног «Штанга» (Картотека релаксационных игр для детей).

Эстафета с обручами.

Спокойная ходьба. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

1

 практика

Октябрь

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ в равновесии.

Упражнения на гимнастической стенке и бревне.

Подвижная игра «Лиса в курятнике» (Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет).

1

практика

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Ноябрь

Упражнения гимнастического многоборья. Вольные упражнения.

Разновидности ходьбы и бега.

ОРУ с мячами.

Изучение упражнений в метании и ловле.

Ходьба по залу. Игра направленная на преодоление плоскостопия «Веселый мячик» (Картотека «Оздоровительные игры»).

1

Практика

Ходьба, бег.

ОРУ с гимнастическими палками.

Изучение опорных прыжков.

(прямые прыжки, прыжки с переворотом, прыжки боковые, разбег, наскок и отталкивание, приземление).

Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: мелкие  (зайчики) и длинные (кенгуру) Дыхательное упражнение.

Обучение приема страховки и помощи, самостраховка как меры предупреждения травматизма во время прыжков.

Ходьба по залу. Упражнения на расслабление.

1

практика

Разновидности ходьбы.

Прыжки с поворотами на 90, 18, 360 градусов.

Закрепление изученного материала, прыжки на месте, в высоту, в длину, через скакалку, прыжки с поворотами.

Ходьба по залу. Лёгкий бег. Подвижная игра «Ловишка с ленточками» (Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет).

1

практика

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Декабрь

Вольные упражнения на гимнастическом бревне

Разновидности ходьбы и бега. Шаги с подскоками, танцевальные шаги, галоп, полька, вальсовый, попеременный шаг.

Изучение упражнений на гимнастическом бревне.

Спокойный бег. Игра направленная на преодоление плоскостопия «Кто устоит» (Картотека «Оздоровительные игры»).

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Пальчиковые игры.

Передвижения на гимнастическом бревне (подскоки, танцевальные шаги на бревне).

Ходьба обычная. Подвижная игра «Салки с мячом» (Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет)

1

практика

Ходьба, бег, строевые упражнения.

Повороты на бревне.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» (Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет).

1

практика

Промежуточная аттестация: сдача композиции спортивных вольных упражнений на матах. 

1 практика промежуточная атестация

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Январь

Спортивное развлечение: эстафеты.

1 спортивное развлечение

Подвижные игры.

1 подвижные игры

Эстафеты, подвижные игры. Статистические упражнения на бревне.

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд дыхательное упражнение.

Прыжки на бревне.

Разновидности ходьбы и бега. Упражнения на расслабления мышц ног «Пружинки» (Картотека релаксационных игр для детей).

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

Изучение статистических упражнений. Упражнения в равновесии на бревне, стойка на бревне, соскоки с бревна.

Игровое упражнение на преодолении болезни горла и носа «У кого шарик выше», «Кто громче» (Картотека «Оздоровительные игры»).

1

  практика

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Февраль

Акробатические упражнения

Ходьба, бег. ОРУ

Изучение акробатических упражнений «Группировка», «Перекаты».

Упражнение на снятие напряжения мышц шеи и усталости «Любопытная Варвара» (Картотека релаксационных игр для детей).

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ с обручами.

«Группировка», «Перекаты».Изучение техники выполнения кувырка вперед.

Упражнение на расслабление. Свободная ходьба.

1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение.

Изучение техники «Длинный кувырок из полуприсев», «Кувырок прыжком».

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» (Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет).

1

практика

Разновидности ходьбы и бега.

Изучение техники «Кувырок вперед из стойки на руках», «Кувырок вперед из различных И.П.»

Ходьба обычная. Самомассаж ног.

1

практика

Месяц

Тема

                                                      Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Март

Упражнения художественной гимнастики

Разновидности ходьбы и бега.ОРУ без предметов.

Изучение техники «Кувырок назад», «Кувырок назад из упора присев».

Подвижная игра «Ловишка с ленточками».

     1

практика

Ходьба,   бег.

Ритмическая гимнастика.

Изучение техники «Кувырок назад согнувшись».

Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега.

Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах.

Русская народная игра «Золотые Ворота» (Картотека «Русские народные игры»).

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ под музыку.

Элементы художественной гимнастики.

Подвижная игра «Птички в гнездышках», «Пальчиковые игры» (Картотека пальчиковых игр, картотека подвижных игр для детей 6-7 лет).

     1

практика

Промежуточная аттестация: сдача изученных акробатических упражнений

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Апрель

Техника выполнения: «шпагат», «мост»

Разновидности ходьбы и бега. Силовые упражнения.

Изучение техники «Шпагат» (шпагат продольно, левой (правой) поперек, полушпагат).

Упражнение на снятиенапряжения и усталости«Черепашка».

Подвижная игра «Мы- весёлые ребята».

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ.

Изучение техники «Шпагат» (шпагат продольно, левой (правой) поперек, полушпагат).

Спокойный бег. Игра направленная на преодоление плоскостопия «Кто устоит» (Картотека «Оздоровительные игры»).

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Каша кипит».

Изучение техники динамических упражнений.

Упражнение на снятие напряжения             и усталости.

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Киски коготки выпускает».

Изучение техник выполнения «Моста».

Упражнение на снятие напряжения             и усталости.

Подвижная игра «Ловишки».

     1

практика

Месяц

Тема

Содержание занятий

Iчасть

IIчасть

IIIчасть

Май

Упражнения на равновесие. Техника стойки на лопатках, на голове, на руках

Разновидности ходьбы и бега. Силовые упражнения.

Упражнения на равновесие «Горизонтальное равновесие».

Ходьба в колоне по одному между скамейками.

Подвижная игра «Удочка».

     1

практика

Разновидности ходьбы и бега. ОРУ.

Изучение техники стойки на лопатках, на голове, на руках.

Игра малой подвижности «Море волнуется раз».

     1

практика

Ходьба, бег.

Изучение акробатического комплекса: из основной стойки упор присев, два кувырка вперед, переворот, кувырок назад, перекат в стойку на лопатки, мост с переворотом в упор присев, прыжок с поворотом на 180 градусов.

Упражнение на снятие напряжения             и усталости.

     1

практика

Итоговое. Сдача изученного материала.

Акробатический комплекс № 1 на гимнастическом бревне (любое равновесие→подскоки→поворот→соскок с бревна с приземлением в стойку ноги вместе, руки в стороны).

Акробатического комплекса №2 (из основной стойки упор присев, два кувырка вперед, переворот, кувырок назад, перекат в стойку на лопатки, мост с переворотом в упор присев, прыжок с поворотом на 180 градусов).

     1

практика

   2.4.Оценочные материалы (карта мониторинга)

Задача педагогическойдиагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.Проводится 2 раза в год: в начале года и в конце.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.

Педагогом проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий (убеждение; упражнения и приучения; обучение; стимулирование; контроль и оценку). Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются пути их устранения.

Результаты педагогического мониторинга оформляются документально и заносятся в «Карту оценки развития физических способностей детей». Данные по группе детей педагогом систематизируются и отражаются в таблице «Сводная таблица оценки развития физических способностей детей».

Карта оценки развития физических способностей детей

Контрольные нормативы, оценка достижения целей и задач:

  • Строевые упражнения;
  • Комплексы ОРУ;
  • Подтягивание в висе, отжимание;
  • Поднимание туловища, лазанье по гимнастической стенке, прыжки со скакалкой;
  • Акробатические упражнения на гимнастических матах, бревне, наклон вперед;
  • Опорные прыжки через вертикальную стойку.

Критерии эффективности:

  1. умение правильно выполнять упражнение;
  2. выполнение упражнений на развитие гибкости, выносливости, координационных способностей, ловкости;
  3. сдача акробатического комплекса.

Характеристика уровней

  • Сформирован – выполнение всех параметров без поправок и замечаний;
  • Находится в стадии становления– затруднение в выполнении упражнения и требуется помощь взрослого, дополнительный показ, объяснение;
  • Не сформирован – не способен выполнить самостоятельно параметры без помощи взрослого.

  1. Тесты для определения скоростно-силовых качеств:
  • Прыжок в длину с места

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека. Первый объясняет задание и следит за тем, чтобы ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй с помощью сантиметровой ленты замеряет длину прыжка.

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Педагог измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, в протокол заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывается попытка и фиксируется тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких игрушек на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самой дальней из них.

  • Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя

По данному тесту также можно оценить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности.

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его из-за головы как можно дальше. При этом одна нога - впереди, другая - сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

  1. Тесты для определения ловкости и координационных способностей:
  • Челночный бег 3 раза по 10 м

Данный тест помогает определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

  1. Тест на координационные способности:
  • Сохранение равновесия

Ребенок встает в стойку (носок сзади стоящей ноги примыкает к пятке впереди стоящей ноги) и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами.

  1. Тест на гибкость:
  • Наклон вперед из положения стоя

Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.

Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Дается задание наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придержать педагог). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотянулся до нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Карта оценки развития физических способностей детей

Возрастная группа        

Дата заполнения:

Начало учебного года___________________________

Конец учебного года____________________________

Ф. И. ребенка

Период

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленныхна развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опытав двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации

движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Становление

ценностей

здорового

образа

жизни;

овладение

его элементарными нормами

и правилами

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Сдача акробатического комплекса

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Сводная таблица оценки развития физических способностей детей (в %)

Возрастная группа        

Дата заполнения:

Начало учебного года        

Конец учебного года        

Направления

Период

Уровни

Не сформирован

средний/ высокий

Находится в стадии становления

низкий/ средний

Сформирован

низший/ низкий

низкий

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Сдача акробатического комплекса

Начало уч. г.

Конец уч. г.

3. Перечень учебно-методического обеспечения

(здание ул. Манчажская, 31)

Учебно-методическое обеспечение

Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

Воробьёва Н.Л. Побегаем, попрыгаем… Сборник подвижных игр и забав для детей 6-10 лет. –М.: АРКТИ, 2007.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Гимнастика: Учебник для студентов высших учебных заведений/М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - 3-е изд.  стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации/ авт. сост. Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина.- Волгоград: Учитель, 2013.

Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: просвещение, 2006.

Железнова Е.Р. Развивающая гимнастика с предметами и подвижные игры для старших дошкольников (5-7 лет).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО. ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2017.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы/Авт. Сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Интернет-ресурсы: http://fizkultura-na5.ru/,  http://plavaem.info/den-fizkulturnika.php, http://summercamp.ru/.

  1. Перечень материально-технического обеспечения

(здание ул. Манчажская, 31)

Спортивно – музыкальный зал

№81

Музыкальный центр - 1

Стенка гимнастическая - 4

Бревно гимнастическое - 1

Мяч мягконабивной (медицинбол) 0,5кг - 6

Мяч мягконабивной (медицинбол) 1кг - 6

Комплект вертикальных стоек для прыжков - 2

Гантели 1 кг (комплект 2 шт) - 11

Гантели 0,5 кг (комплект 2 шт) - 11

Палка гимнастическая короткая -11

Конус сигнальный - 10

Скакалка детская короткая – 11, скакалка длинная - 11

Мат спортивный большой -1, мат малый - 9

Канат - 1

Набор кеглей -1

Обруч - 11

(здание ул. Пушкина, 113Д)

Спортивный зал

№132

Стенка гимнастическая - 4

Бревно гимнастическое - 1

Мяч – фитбол для гимнастики -11

Мяч мягконабивной (медицинбол) 0,5кг - 10

Мяч мягконабивной (медицинбол) 1кг - 10

Комплект вертикальных стоек для прыжков - 2

Гантели пластмассовые 1 кг (комплект 2 шт) -11

Гантели пластмассовые 0,5 кг (комплект 2 шт) -11

Палка гимнастическая короткая -11

Конус сигнальный - 10

Скакалка детская короткая - 11, скакалка длинная - 11

Мат спортивный большой - 4, мат малый -10

Канат – 1

Набор кеглей -1

Обруч – 11

  1. Аннотация

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на одингода обучения, 36 часов.

Актуальность программы заключается в том, что тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена.

Необходимость в создании программы обусловлена спросом со стороны родителей, стремящихся к разностороннему развитию своих детей.

Основу программы составляют гимнастические упражнения. Большое значение придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

Занятия направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.

Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и других. Такой подход вызывает у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

  1. Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество

Павлова Августа Александровна

Занимаемая должность

Инструктор по физической культуре

Общий трудовой стаж

10 лет

Трудовой стаж в данном ОУ

(дата начала работы)

10 лет, 25.08.2008г.

Наличие квалификационной

категории

Высшая

Сведения об образовании

(какое ОУ окончил (а) и когда специальность, квалификация, ученая степень (звание) и т. п.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет", специальность физическая культура, педагог по физической культуре, 2013г.

Курсы повышения квалификации

2019год,АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»по программе повышения квалификации «Педагогика дополнительного профессионального образования и инновационные подходы к организации учебного процесса»в объёме 72 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по физкультуре к программе дополнительного образования "Здоровый малыш"

Конспекты занятий по физкультуре для детей от 1,5 до 2 лет, не посещающих детский сад....

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Рабочая программа дополнительного образования «В здоровом теле- здоровый дух»

Программа предназначена для детей  Средней и старшей группы на летний  оздоровительный период 2020г...

Программа дополнительного образования "Здоровей - ка"

Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей в настоящее время приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной ...