Физическое развитие детей дошкольного возраста через национальные игры
статья по физкультуре

Ольга Михайловна Ивченко

К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…». Ценность его слов заключается в том, что в настоящее время  одним из главных принципов развития образования является народность и национальный характер.

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач нашего детского сада стало освоение национально - регионального компонента, направленного на ознакомление всех детей с основами культуры разных народностей и на этой основе воспитание толерантности и формирование межкультурной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «В игре мы узнаем друг друга»

К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…». Ценность его слов заключается в том, что в настоящее время  одним из главных принципов развития образования является народность и национальный характер.

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач нашего детского сада стало освоение национально - регионального компонента, направленного на ознакомление всех детей с основами культуры разных народностей и на этой основе воспитание толерантности и формирование межкультурной коммуникации.

Неоценимую роль в реализации этой задачи выполняет игра. Народные подвижные игры развивают у дошкольников эмоционально положительное отношение к детям другой национальности, умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше и воспитывают в детях толерантность.

Разрабатывая и реализовывая проект «В игре мы узнаем друг друга» мы поставили цель познакомить детей с традициями тех народов, которые посещают наш детский сад, рассказать об играх и забавах используемых ими и, конечно же, разучить правила игр и впоследствии использовать их в самостоятельной деятельности.

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:

1. Расширение культурных границ.

2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.

3. Развитие памяти, речи, воображения.

4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Что и отражено в проекте.

При реализации проекта необходимо выполнение методических задач таких как:

- пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории народа, традициям;

- развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);

- развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;

- воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать задачи, поставленные в проекте, помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

1. Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.

2. Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.

3. Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (например, пересказ действий ведущего в игре).

4. Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).

Для реализации дидактических задач проекта запланировано создание своеобразного каталога подвижных игр и забав для каждой возрастной группы в соответствии с календарно - тематическим планированием и апробация его на занятия по физической культуре.  Над чем мы сейчас и работаем.

В проекте мы отметили, что в России проживает большое количество людей разных национальностей. Все люди, живущие в России, а значит и мы с вами – россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России; чукчи, ненцы – на севере; осетины, ингуши – на юге страны. А так же в России проживают буряты, дагестанцы, армяне, киргизы. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру. У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Невозможно рассказать обо всех народах России полностью.

Промежуточным результатом нашего проекта стал разработанный и проведенный нами квест «Игры такие разные».

Давайте разберемся в том, что же такое квест?

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального и  спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку.

Это и было взято за основу нашего квеста.

Целью квеста стало необходимость познакомить детей с подвижными играми народов мира, проживающих в нашем детском саду; разнообразить игровой опыт и воспитывать уважения к их культуре, традициям и обычаям.

Проводя квест, мы решали несколько задач:

во – первых, мы продолжили формирование представлений детей о разнообразии народных подвижных игр и  расширение кругозора детей;

 во – вторых, продолжили воспитание у детей уважения, взаимопомощи  друг к другу в процессе игры;

и, конечно же, воспитание патриотических чувств и уважения к людям других национальностей.

Квест, в нашем случае, позволяет развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться и  считаться с мнением своих сверстников, не зависимо от национальности.

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Народные игры способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи.

Ребятам было предложено попутешествовать по разным странам. И, «перелетая» из страны в страну, дети знакомились с традициями этой страны и подвижными играми, в которые играют дети этой национальности. Далее детям предлагалось поиграть в одну из таких игр, используя заранее изученные заклички и считалочки. И, если игра была сыграна по правилам и без ошибок, им вручалась одна буква одного большого слова, которое нужно будет составить в конце мероприятия, пройдя все этапы квеста.

Для «перелета» из страны в страну использовалась подвижная игра «Самолеты». Для того чтобы узнать в какую страну «полететь» первой, дети должны были пройти лабиринт, начерченный на бумаге. Его правильное прохождение давало возможность узнать первую и последующие страны.

«Прилетая в страну» герой в национальной одежде, знакомил детей с традициями, культурой и играми той страны, в которой он живет.

В квесте использовались национальные игры из картотеки воспитателя Демидюк Ирины Николаевны.

Проведение подвижных игр сопровождалось  национальной музыкой.

Таким образом, ребята по путешествовали по шести странам:  Татарстан, Бурятия, Дагестан, Армения, Киргизия и Россия.

Играя в игры, предложенные на этапах квеста, дети получали буквы.

И  на завершающем этапе дети вместе с воспитателем складывали одно очень значимое слово: «ДРУЖБА».  И  пришли к мнению, что в мире много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом-планета Земля и дружба нужна для того, чтобы люди жили в мире и согласии, как мы живем в нашем детском саду.

Детям было интересно и это порадовало нас. Поставленные цели и задачи были выполнены.

Проведение образовательной деятельности с использованием квестированных игр и  современных игровых технологий считаем актуальной для внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений. Игра в форме путешествий в деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения квест-игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Всем известно, что здоровье человека начинается с самого рождения. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства....

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Презентация на тему "Оптимизация физического развития детей дошкольного возраста через интегрированную деятельность"

Презентация на тему "Оптимизация физического  развития детей дошкольного возраста через интегрированную деятельность"...

Статья на тему: "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через подвижные игры"

Статья раскрывает возможности подвижных игр в становлении и развитии физических  качеств у дошкольников....