"Планирование организованной двигательной деятельности дошкольников"
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлено возможное планирование двигательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_organizovannoy_dvigatelnoy_deyatelnosti.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Планирование организованной двигательной деятельности

Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения положительно влияют на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий. Овладение новым движением происходит быстрее, если многие его элементы уже знакомы детям. Поэтому расположение материала в пособии обеспечивает взаимосвязь между различными физическими упражнениями, предыдущие движения являются базой для освоения новых.

Выполнение сложных движений, как правило, осуществляется с участием различных частей тела. Дошкольнику первоначально трудно не только передать согласованность их работы, но и обеспечить точность действий одной частью тела. Планирование обучения построено таким образом, что вначале вырабатывается умение выполнять составные компоненты физического упражнения, устанавливается их значимость и взаимосвязь в структуре движения. Это умение постепенно переводится в слитное, целостное действие в упрощенных, специально созданных условиях. Затем у детей развивается возможность выполнять движение разными способами и на этой базе происходит усвоение общих положений, закономерностей, характерных для группы однородных движений.

В дальнейшем планирование нацелено на формирование умения действовать целесообразно в различных ситуациях, на выработку гибкости двигательного навыка, на развитие способности быстро переходить от одного движения к другому в разных сочетаниях и в разной последовательности.

Разучиваемое движение начинают включать в повседневные и игровые жизненные условия, ситуации. Усвоенные общие правила становятся фундаментом для самостоятельного решения двигательных задач в игре.

Старшие дошкольники подводятся к познанию зависимости выбора способа действия не только от условий, но и от своего физического «Я» (роста, веса, развития ловкости, быстроты и т.д.)

Таким образом, процесс обучения идет по спирали, на каждом витке, который предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и дальнейшее совершенствование других. На следующем витке формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Подобное планирование обеспечивает многократную повторяемость материала в усложнении и способствует прочности усвоения. Планирование предусматривает  постепенное увеличение физической нагрузки для расширения возможностей организма, повышения работоспособности сердечно – сосудистой, дыхательной, мыщечной, костной систем. Включаются специальные упражнения для развития физических качеств и способностей детей.

Успешное решение поставленных задач обеспечивается через установление связи между всеми формами работы в разные режимные отрезки и привлечение родителей к формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников.

Примерный двигательный режим (старшая группа)

периодичность

1. Физкультурные занятия

Физкультурные занятия

2 раза в неделю, 25 мин

Физкультурные занятия на открытом воздухе

1 раз в неделю, 25 мин

2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

 Утренняя гимнастика

Ежедневно, 8-10 мин

Физкультминутки

Ежедневно 4-5 мин

Подвижные/ спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно, 20-25  мин

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, 8-10 мин

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно, 2-3 мин

Дыхательная гимнастика

Ежедневно, 2-3 мин

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно, 2-3 мин

Зрительная гимнастика

Ежедневно, 2-3 мин

 Физические упражнения и игровые задания

Ежедневно, 15-20 мин

Закаливающие процедуры

Ежедневно, 10 мин

3.Музыкальные занятия

Музыкальные занятия

2 раза в неделю, 25 мин

Музыкально- ритмические движения

2 раза в неделю, 10 мин

4 Совместная деятельность взрослого и детей

индивидуальная работа с детьми по физо

Ежедневно, 20-25 мин

ознакомление с развивающими играми по тематике ЗОЖ и  физическая культура

2 раза в неделю 30 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно, 30 мин

самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Активный отдых

4.1. Физкультурные досуги и развлечения

2 раз в месяц, 25 мин

4.2. Спортивные/физкультурные праздники

2 раза в год, до 60 мин

4.3. Дни здоровья

1 раз в квартал

«Комплексы утренней гимнастики»

Старшая группа

январь

1-2 неделя

3-4 неделя

Комплекс  №  1 «Колобок» (с большим мячом)

1. Ходьба в колонне по одному на носках, руки за головой. Бег широким шагом. Ходьба змейкой. Построение в три колонны.

2. ОРУ с большим мячом:

1.«Дед и баба». И.п. – о.с., руки с мячом за спиной.1 – наклон головы вправо;2 – и.п.;3 – наклон головы влево;4 – вернуться в и.п. (Жили – были дед и баба на поляне у реки) 3-4 раза

2. «Колобки». И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки в стороны.1 – переложить мяч из одной руки в другу перед собой;2 – и.п.;3 – то же в другую сторону;4 – вернуться в и.п. 4-5 раз (И любили очень – очень на сметане колобки).

3. «Тесто». И.п. – о.с., мяч в вытянутых руках впереди.1 – полуприсед, руки с мячом опустить вниз;2 – вернуться в и.п. 5-7 раз (Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила).

4. «Внучка». И.п. – ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклониться вперёд, прокатить мяч вокруг правой ноги, затем вокруг левой, вернуться в и.п. (Ну, а бабушкина внучка, колобок катала в ручках). 3-4 раза

5. «Ровный да гладкий». И.п. – сидя, ноги врозь, мяч в руках. 1 – наклониться к правой ноге, положить мячу пятки правой ноги;2 – выпрямиться;3 – наклониться к правой ноге, забрать мяч;4 – вернуться в и.п. Тоже повторить к левой ноге. 3-4 раза

(Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий).

6. «Круглый колобок». И.п. – стоя, подбрасывать мяч вверх, можно выполнить хлопок, пока мяч в воздухе. 10-12 раз (Очень круглый, очень вкусный, даже есть немного грустно).

7. «Мышка». И.п. – мяч лежит на полу. Прыжки рядом с мячом на двух ногах. Чередовать с ходьбой маленькими шагами вокруг мяча. 2 - 3 раза по 8 – 10 прыжков (Ой, как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек!).

3.Перестроение в одну колонну. Ходьба 2 круга.

Речевка: «Каждый должен с малых лет            Приучать себя к порядку,            

 Заправлять свою постель,

Делать по утрам зарядку!»                   

Усложнение:

  1. в 1 упражнении – количество повторов 5-6 раз;

2)в упражнении 7 прыгать с мячом, зажав его между колен.

Комплекс № 2«Игрушки» (без предметов)

1. Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, на пятках. Лёгкий бег. Ходьба скрестным шагом. Подскоки. Ходьба. Перестроение в три колонны. Размыкание.

2. ОРУ:

1.«Замок». И.п. – о.с., руки в «замок» за спиной; рывками отводить прямые руки назад; вернуться в и.п. 5-7 раз

2.«Дровосек». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок» вверху; наклон вперёд с опусканием рук между ног; и.п. 5 - 7 раз

3.«Колокольчик». И.п. – о.с., руки на поясе; махом поднять прямую правую (левую) ногу, согнуть в колене; и.п. 6-8 раз

4.«Подъемный кран». И.п. – о.с., правая рука впереди, левая на поясе. 1- присесть;2 – и.п.;3 – правую руку в сторону;4 – присесть;5 – встать;6 – верн. в и.п. Тоже повторить с левой рукой влево.6-8 раз

5.«Неваляшка». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки за головой;1- наклон вперёд, правым (левым) локтем коснуться левого (правого) колена;2- и.п., 3 – тоже в другую сторону;4- и.п. 6 раз

6.«Зайки» Прыжки на двух ногах. 2- 3 р. по 15 пр.

3. Ходьба в колонне по одному 2 круга.

Речевка: «Пусть летят к нам в комнату

Все снежинки белые,

Нам совсем не холодно –

Мы зарядку делаем!»

Усложнение:

  1. в упражнении 5 количество повторов 8 раз
  2. в упражнении 6 прыгать вокруг себя.

Содержание двигательной деятельности на прогулке детей дошкольного возраста (в старшей группе)

                                                         сентябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Подвижная игра

«Мы веселые ребята»

Цель:развивать быстроту и ловкость

«Поймай комара»

Цель:

Увеличить расстояние до финиша на 1 м

«Волк во рву»

Цель: совершенствовать скоростно – силовые способности

«Удочка»

Цель: совершенствовать координационные способности, укрепля ть мышцы ног

усложнение

Изменить и.п. играющих (например встать спиной к линии, или принять упор присев)

Игра с изменением направления движения комара

Увеличить расстояние рва с 70 см до 90 см

Играть на выбывание участников

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Подвижная игра

«Гуси – лебеди»

Цель: развивать ловкость и быстроту

«Кузнечики»

Цель: совершенствовать скоростно -силовые и координационные способности

«Хитрая лиса»

Цель:

развивать ловкость и быстроту

«Кто дальше?»

Цель:

развивать силовые способности, укреплять мышцы рук

усложнение

Увеличить число ловишек от 1 до 3

Увеличить расстояние до финиша на 1 м

Увеличить число ловишек

Изменить вид броска – от груди, двумя руками снизу

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Подвижная игра

«Держи мешочек»

Цель: совершенствовать скоростно -силовые способности

«Щука в реке»

Цель:

воспитывать взаимопомощь и товарищество, ловкость, быстроту

«Ловля парами»

Цель:

закреплять бег парами, быстроту, ловкость

«Третий лишний»

Цель: воспитывать целеустремлѐнность, активность, быстроту, ловкость

усложнение

Изменить способ перебрасывания мешочка или увеличить высоту натянутой веревки на 10см

Изменить способ передвижения игроков (например прыжки или боковой галоп)

Установить временные рамки (например игра идет от свистка до свистка 1мин)

Можно пересечь круг внутри прыгая на одной ноге

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор материала по организованной двигательной деятельности тема "Осень"

Комплексы утренней гимнастики,логоритмика,гимнастика для глаз,пальчиковая гимнастика,дыхательная гимнастика,гимнастика пробуждения к теме  "Осень"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Обучение дошкольников грамоте).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Обучение дошкольников грамоте).Составила :воспитатель МБДОУ № 105 «Золушка» г. Ульяновска Крутякова Елена Владимировна2016-2017 ...

Конспект организованной двигательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Поездка в осенний лес»

Физкультурное занятие с детьми средней группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Поездка в осенний лес»  направлено на активизацию двигательной деятельности и внимания у д...

Конспект организованной двигательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Путешествие в Спорткомплекс»

Физкультурное занятие, с элементами игрового стретчинга направлено на активизацию двигательной деятельности и внимания у детей через использование игрового стретчинга с применением ИКТ.  Вс...

Организованная двигательная деятельность "Скоростная тренировка"

Занятие "Скоростная тренировка" проводится с детьми  старшего дошкольного возраста для развития скоростных качеств дошкольников....