Ритмическая гимнастика как средство формирования потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
материал по физкультуре (младшая, средняя группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В материале имеется информация об основах и принципах разучивания ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмическая гимнастика как средство формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям, всегда выступают как оздоровительный фактор. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, необходимые для всестороннего развития личности. Трудно переоценить значение физических упражнений, позволяющих координировать состояние здоровья ребенка, стимулировать возникновение положительных эмоций, радости, уверенности в себе.

В группе с детьми организована работа по формированию привычки к здоровому образу жизни начиная со 1 младшей группы. В процессе работы использую различные формы организации детской деятельности. Одна из них – это утренняя гимнастика с включением в основную часть комплексов ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика— традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.  

Принципы  ритмической гимнастики:

  • доступность (включает простые общеразвивающие упражнения)
  • эффективность (воздействует на опорно – двигательный аппарат человека, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы)
  • эмоциональность (музыкальное сопровождение, элементы танца, сюжет каждого цикла)

        Целью своей работы в данном направлении считаю- сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их двигательной активности.

        Реализую такие задачи как:

  • Формирование основ культуры движения
  • Выработка умений владеть телом
  • Укрепление мышц тела
  • Развитие физических качеств (гибкость, выносливость, скорость, координация)
  • Развитие чувства ритма
  • Формирование красивой осанки
  • Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой
  • Снятие психического напряжения и усталости.

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

       Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;

       Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;

       Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;

       Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие

По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.

Ритмическая гимнастика может быть организована как дополнительное  занятие, ООД или его часть, утренняя гимнастика. В нашей группе она проводится как дополнительное занятие педагогом из дома творчества (задействованы практически все дети, кроме 2019 года), как часть ООД, утренняя гимнастика (4 неделя каждого месяца). Со старшей группы планируем проводить как целое занятие.

Основой ритмической гимнастики являются:

  • Движение, музыка, сюжет

В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений общеразвивающего характера, циклические движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки и т.д.), выполняемые в заданном темпе и ритме. «На крутом бережку» в проигрыше ходьба в разных направлениях. Также в водной части «Кузнечик» используется для ходьбы фонограмма песни «Вместе весело шагать». Обязательным элементом в ритмической гимнастике является музыкальное сопровождение, которое носит ведущий характер, определяющий ритм и темп движений. Музыкальная фонограмма, которая является одним из решающих факторов, стимулирующих движения, повышает эмоциональность и эффект всего занятия в целом. Музыка помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. Основное требование - это ритмичность и эмоциональность. Я использую мелодию, знакомую детям как в инструментальном, так и в вокальном отношении: песни, музыку из фильмов, мультипликационные мультфильмы, потому что даже на подсознательном уровне ребенок непреднамеренно следует музыкальному ритму. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Французская народная песенка «Большой олень». С детьми мы со второй младшей группы играем в игру «У оленя дом большой», поэтому детям знаком текст песни.

Рекомендуется использовать сюжет при организации ООД по физической культуре «По следам бременских музыкантов», все части занятия построены на музыке из мультфильма. Со следующего года  планирую использовать сюжет при организации ООД.

  • Элементы народного и современного танца

В комплексе «На крутом бережку» элементы народного танца: полуприседание с выставлением пятки, правая рука согнута перед грудью, левая чуть касается щеки.

В комплексе «Волк и козлята» элемент современного танца: качели (ноги врозь, руки в стороны, покачивания вправо-влево.

  • Упражнения различных видов гимнастик.

Ритмическая гимнастика является своего рода синтезом традиционной гимнастики и йоги, балета и аэробики, народного танца и диско.

  • Элементы хореографии

Исходные позиции ног

  Основная стойка – пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция), для младшего возраста – под углом 45° («домиком»).

  «Узкая дорожка» - пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп). В хореографии – 6-я позиция.

  • Упражнения с предметами и без

Предметы использую в таких комплексах как: «Большой олень» - погремушки; «Кручу, верчу» - мячи.

  • Дыхательные упражнения

В комплексе «Волк и козлята» на проигрыш дети выполняют дыхательные упражнения.

При обучении детей используются такие методы как

  • целостный (простые движения разучиваются по показу воспитателя сразу)
  • расчленённый (сложные движения разучиваются поэтапно)
  • словесный (словесно сопровождаю показ, указываю сторону движения право-лево и т.д.)
  • наглядный (показываю упражнение, делая акцент на ритм и темп движения)
  • практический (основан на активности двигательной деятельности самих детей)

Придерживаюсь таких правил как

  • От простого к сложному
  • Регулярность
  • Нагрузка на весь организм

Показ упражнений с детьми зеркальный, построение в кругу, врассыпную, в колонну по три. На ногах обязательно чешки или носочки.

 

Таким образом, ритмическая гимнастика является многосторонним видом физкультурно-оздоровительной работы, постепенно и систематически повышая уровень физической подготовленности и способствует воспитанию привычки к ЗОЖ детей. Благодаря систематическому использованию музыкально-ритмических композиций дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные. Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы: у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повысился интерес к занятиям физической культуры, снизилась заболеваемость, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)

Формирование привычка к  здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....