Программа "Здоровье дошкольников"
рабочая программа по физкультуре

Елена Анатольевна Лукашевич

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove_doshchkolnikov.docx317.66 КБ

Предварительный просмотр:

E:\1\пр0190.JPG 

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….
  2. Цели и задачи Программы……………………………………………..............
  3. Предполагаемые результаты …………………………………………………..
  4. Основные направления деятельности МБДОУ, в период реализации программы…………………………………………………………………………
  5. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников……………………………………………………………………..
  6. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников…............
  7. Организация двигательного режима…………………………………………….
  8. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ…………………….………………………………………………………….
  9. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению

Воспитанников……………………………………………………………………

10План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам

сохранения и укрепления здоровья детей………………………………………

11Литература……………………………………………………………….................

                           

                       

1. Пояснительная записка

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

 В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

2.Цели и задачи программы

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников МБДОУ  детский сад №5 «Теремок» в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана  программа «Здоровье дошкольника».

Теоретическая значимость и новизна программы:

Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.

Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно- образовательном процессе МБДОУ и в семейном воспитании.

Физическое воспитание с приоритетом физкультурно-оздоровительной работы характеризуется следующими особенностями:

• в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов, заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;

• полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;

• создание благоприятных возможностей для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития (умственным, социальным, коммуникативным, художественно- эстетическим);

• использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада. Отличительная особенность программы – нацеленность на формирование осмысленного отношения дошкольников к собственному телу, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценность. Обучение умению расслабляться, охранять органы зрения и дыхания и т.д.

 Содержание программы рассчитано на детей 3 -7 лет.

Срок реализации программы: 2020 – 2024 год.

Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, личностных качеств.

3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) Закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья изученными способами.

5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

 6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий.

3.Предполагаемые результаты

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

 4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

4.Основные направления деятельности МБДОУ, в период реализации программы:

Воспитательно-образовательная деятельность

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа должна осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

 2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.

4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.  Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др. 5. Взаимодействие с социумом Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

5.Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:

 Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

 «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

6.Содержание работы  по здоровьесбережению воспитанников

Мероприятия

Ответственные  и исполнители

Сроки

Результат

Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Обеспечение режимов пребывания  воспитанников в ДОУ с учётом их индивидуальных особенностей

Педагогический коллектив ДОУ

Ежедневно

Положительная динамика в соматическом, психо-физическом здоровье, развитии детей

Обеспечение воспитанников качественным сбалансированным  4-х разовым питанием.

Медсестра

Педагоги

Помощники воспитателей

Ежедневно

Разработка и реализация плана работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.

Медсестра

Сентябрь 2020г.-2024г.

Повышение эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.

Снижение уровня заболеваемости воспитанников.

Формирование системы использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса        

Инструктор по ФК,

воспитатели

2020-2024г.г.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей

Проведение спортивных праздников и развлечений

Педагогический коллектив ДОУ

2020-2024г.г.

Повышение интереса детей к занятиям физической культурой

Подбор материалов для консультаций и оформление стендовых материалов для родителей.

Инструктор по ФК

2020-2024г.г.

Повышение компетентности родителей в области сохранения здоровья детей

Разработка и реализация  проектов, направленных на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Инструктор по ФК, воспитатели

2014-2017г.г.

Инновационная модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня.  

Организация  и проведение мероприятий с детьми валеологической, здоровьесберегающей направленности.

Инструктор по ФК, воспитатели

2020-2024г.г.

Освоение детьми задач образовательной области «Физического развитие»

Организация индивидуального консультирования педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Инструктор по ФК

По необходимости

Увеличение доли педагогов и специалистов с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности

Работа с родителями по направлению сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Инструктор по ФК, воспитатели

Ежегодно

по годовым планам

Увеличение доли родителей, с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности

Информирование общественности о ходе оздоровительной деятельности и  её результатах

Ответственный за сайт.

В течение года

Информация на  страничке сайта.

Оценка качества результатов деятельности

Комплексный мониторинг состояния здоровья и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Инструктор по ФК, воспитатели

Ежегодно

Анализ результатов мониторинга.

Определение перспектив деятельности.

7.Организация  двигательного режима  в ДОУ.

Физкультурные занятия являются основной формой развития двигательных навыков и умения детей. В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Младший возраст - доставить как можно больше удовольствия, научить правильно использовать оборудование, ориентироваться во всем пространстве зала или спортивной площадки.

Средний возраст -  развивать физические качества, прежде всего силу, выносливость; обучать элементарной страховке при выполнении спортивных упражнений, что является основой физической подготовки в целом.

Старший возраст -  уделять большое внимание физической подготовке воспитанников, создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности. Формы проведения занятий выбираются в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий. В младших и средних группах используют преимущественно занятия игрового и сюжетного характера. С детьми старшего возраста учебно-тематического, контрольно-зачетного характера. Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий

Варианты содержания

Особенности организации

Утренняя гимнастика

  • Традиционная гимнастика
  • Ритмическая гимнастика
  • Корригирующая гимнастика

Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале.

Длительность 10-12 мин.

Физкультурные занятия

  • Традиционные занятия
  • Игровые и сюжетные занятия
  • Занятия тренировочного типа
  • Тематические занятия
  • Контрольно-проверочные занятия
  • Занятия на свежем воздухе

Два занятия в неделю в физкультурном зале, одно занятие на улице.

Физкультминутки

Музыкальные минутки

  • Упражнение для снятия общего и локального утомления
  • Упражнения для кистей рук
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для улучшения слуха
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения для профилактики плоскостопия

Ежедневно проводятся во время занятий  по областям.

Длительность 3-5 мин.

Корригирующая гимнастика после сна

  • Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж
  • Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам
  • Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации

Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе.

Длительность 7-10 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

  • Подвижные игры средней и низкой интенсивности
  • Народные подвижные игры
  • Эстафеты
  • Спортивные упражнения (езда на велосипедах, катание на санках, самокатах)
  • Игры с элементами спорта

Ежедневно, на утренней прогулке.

Длительность 20-25 мин.

  • Игры, которые лечат
  • Музыкальные игры
  • Школа мяча

На прогулке во второй половине дня

Длительность 15-20мин.

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки.

Длительность 3-7 мин.

«Недели здоровья»

  • Занятия по валеологии
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Спортивные игры и упражнения.

4 раза в год (в октябре, январе, марте, июле)

Спортивные праздники и физкультурные досуги

  • Игровые
  • Соревновательные
  • Сюжетные
  • Творческие
  • Комбинированные
  • Формирующие здоровый образ жизни

Праздники проводятся 2 раза в год.

Длительность не более часа.

Досуги -  один раз в квартал.

Длительность не более 30 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность

  • Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного нестандартного  оборудования.

Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Музыкальные занятия В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные  коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамические паузы

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. 

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая гимнастика

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Самомассаж

Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Опираясь на исследования Козыревой О.В. в ходе работы с детьми дошкольного возраста внедряются оздоровительно-развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников:

оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;

оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;

Данные игры имеют соревновательный, кооперативный и несоревновательный характер.

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

Закаливание

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

Специальные меры закаливания.

   Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.

   Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

   Широко использовать для закаливания и оздоровления не
  традиционное физкультурное оборудование.

   Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические
  движения.

   После сна выполнять упражнения для пробуждения.

    Применять точечный массаж.

8.Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.

 Одной из задач дошкольного образования, является воспитание безопасного и здорового образа жизни у детей. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Задача педагога – правильно подготовить ребенка к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями, сформировав у него знания и навыки безопасного поведения. Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт ведения здорового образа жизни и безопасного поведения. Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и самим собой. Данное обеспечение осуществляется благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать (Я. Палкевич, О. Н. Русак, И. В. Топоров, И. А. Щеголов и др.).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Разработанное в ДОУ тематическое планирование по данному виду деятельности, направлено на формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения. Тематическое планирование составлено в соответствии с тематикой занятий программы «Безопасность» по разделам: «Развитие представлений об окружающем мире и о себе»; «Ознакомление с природой». И включает в себя следующие разделы:

- «Ребенок и здоровье»;

- «Ребенок и природа»;

- «Ребенок и другие люди»;

- «Ребенок на дороге»;

- «Эмоциональное благополучие ребенка»;

- «Ребенок и опасные предметы».

Для более успешного усвоения детьми знаний, используются различные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы, карточки. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие темы безопасности. Целевые прогулки, беседы, игровые занятия, театрализованные представления, тематические праздники и развлечения с использованием игровых приемов и проигрыванием различных жизненных ситуаций, позволяют более успешно сформировать у детей отношение к собственному здоровью, представления о здоровом образе жизни и безопасному поведению.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Воспитание культурно-гигиенических навыков в ДОУ осуществляется в соответствии с «Планом обучения детей культурно-гигиеническим навыкам», разработанным по направлениям групп навыков с нарастающим объемом и усложнением содержания навыков на протяжении всего дошкольного возраста. Содержание культурно-гигиенического обучения детей строго дифференцируется по возрасту. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Специальных занятий по данному направлению работы не планируется, культурно-гигиеническое обучение, и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения как индивидуально, с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом.

Наименования групп навыков включают в себя:

- гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

- навыки культурного приема пищи;

- навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

- навыки поддержания порядка в окружающей обстановке;

- навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений.

Культурно-гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании предметно-развивающей среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия родителей, медицинского и педагогического персонала. Привитие культурно-гигиенических навыков осуществляется на положительном эмоциональном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня; возраст детей

Особенности методики проведения

           Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр.

2.Физкультурные минутки

Во время НООД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время.

4.Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

5.Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы.

Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.

6.Закаливание

Ежедневно, начиная с младшего возраста.

Закаливание с учетом индивидуальных возможностей ребенка (контрастные воздушные ванны, ленивая гимнастика после дневного сна, хождение босиком, солнечные ванны, мокрые дорожки, облегченная одежда, обширное умывание, полоскание рта кипяченой водой, туалет носа, утренний прием на свежем воздухе, широкая аэрация помещений, сон с доступом воздуха + 19°С);

максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

7.Динамические паузы

Во время НООД и между НООД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

8.Интегрированные занятия

Последняя неделя каждого месяца

Интеграция содержания различных  образовательных областей.

9.Организация гигиенического режима

Постоянно

режим проветривания помещений;

режим кварцевания;

обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

смена и маркировка постельного белья;

проведение противоэпидемиологических мероприятий;

гигиенические требования к игрушкам.

10. Релаксация

Во время НООД и между НООД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

                       2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3.Коммуникативные игры

2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

4. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

5.Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

6.Точечный самомассаж

                             

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике.  Используется наглядный материал

                                   3. Коррекционные технологии

1.Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

2.Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

3.Артикуляционная гимнастика

Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в муз.зале, физ.зале, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

4.Сказкотерапия

Два занятия в месяц, начиная со среднего дошкольного возраста.

Воспитатели, инструктор по ФК

9.План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению дошкольников.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

1

Утренняя гимнастика с использованием корригирующих и дыхательных упражнений

ежедневно

воспитатели

2

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

ежедневно

воспитатели

3

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

инструктор по ФК

4

Спортивные развлечения и праздники

1 раз в месяц

инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

5

Специальные гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки.

Ежедневно

Инструктор по ФК, воспитатели

Динамические паузы во время проведения НООД

ежедневно

воспитатели

6

Гимнастика после дневного сна

ежедневно

воспитатели

7

Прогулки на воздухе с включением подвижных игр и игровых упражнений

ежедневно

воспитатели

8

Организация самостоятельной двигательной активности детей

ежедневно

воспитатели

9

Гимнастика для глаз

ежедневно

инструктор по ФК, воспитатели

10

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

инструктор по ФК, воспитатели

11

Дыхательная гимнастика в игровой форме

ежедневно

инструктор по ФК, воспитатели

12

Хождение босиком  по «дорожке здоровья»

ежедневно

инструктор по ФК, воспитатели

13

Игры с водой

в теплое время года

инструктор по ФК, воспитатели

15

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствует сезону года)

ежедневно

инструктор по ФК, воспитатели

16

Хождение босиком на траве

в теплое время года

инструктор по ФК, воспитатели

17.

Фитбол  гимнастика

На занятиях по ФК

Инструктор по ФК

18.

Артикуляционная гимнастика

На занятиях по ФК

Инструктор по ФК, учитель - логопед

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1

Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.

постоянно

медсестра

2

Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.

постоянно

воспитатели, инструктор по ФК

3

Организация рационального питания и витаминизация воспитанников: организация второго завтрака (соки, фрукты), строгое выполнение натуральных норм питания, соблюдение питьевого режима, гигиена приема пищи, индивидуальный подход к детям во время приема пищи, правильность расстановки и подбора мебели.

постоянно

 Медсестра, воспитатели

4

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

постоянно

Инструктор по ФК, воспитатели

5

Профилактика заболеваний полости рта и носоглотки.

в период вспышки заболеваний

медсестра

6

Нормализация функции ЦНС

(соблюдение режима; музыкотерапия;)

в теч. года

педагоги

медсестра

7

Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (по закаливанию, питанию, одежде).

в теч. года

Инструктор по ФК, воспитатели

10.Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

Большое значение имеет взаимодействие педагогов и родителей по вопросам состояния здоровья ребенка. Одним из показателей качества работы педагога является ориентация на взаимодействие с семьей. Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о здоровье ребенка, развитие его физической подготовленности и сформированности мотивации к здоровому образу жизни, может обеспечить разумный выбор подходов к индивидуальному развитию каждого ребенка.

Решение этого вопроса требует от воспитателя грамотного подхода к информированности каждого родителя. Немаловажным фактором в подаче информации является позиция воспитателя, то под каким «углом зрения» делается сообщение, поскольку направленность общения воспитателей с родителями, является «зеркалом» работы всего коллектива. Для того чтобы при общей занятости воспитателей и родителей нашлось время для такого общения, его необходимо специально планировать, целенаправленно осуществляя информирование каждого родителя о состоянии здоровья ребенка и мероприятиях, направленных на его улучшение. В связи с этим в структуру планирования работы с семьей, включен раздел «Учета индивидуальных бесед и консультаций с родителями». Активную роль в информированности родителей, занимают памятки для родителей, где содержится информация, направленная на решение конкретных проблем.

Для того чтобы ориентироваться в своей работе не на «усредненного» родителя, а учитывать индивидуальные особенности конкретных родителей, их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики, психологии используются различные формы взаимодействия, в том числе изучение: типологии семьи, общих сведений о родителях, их удовлетворенности эффективностью здоровьесберегающим процессом в ДОУ и уровнем информированности.

Организация эффективного взаимодействия с родителями по вопросам здоровья во многом зависит от направленности взаимодействия. Поскольку формы и методы не являются столь значимыми сами по себе, большую роль играет единство в подходах и установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Подобного рода отношения позволяют объединить усилия для достижения высокого уровня реального здоровья каждого ребенка. Решения этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия, информированности и включенности в жизнь ребенка. Для привлечения родителей к жизнедеятельности детей в ДОУ, в практику внедряется комплекс мероприятий, где родитель является полноценным участником. Это: тематические недели; досуговые мероприятия; участие в спортивных праздниках и развлечениях.

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует особого внимания и специальной подготовки воспитателей. Особенно в случаях низкого уровня педагогической компетентности родителей, естественным следствием чего является низкая активность, высокая конфликтность либо безответственность ряда родителей.

Задачи

Мероприятия

Период

I этап

1.

Анализ состояния здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ

изучение медицинских карт;

ведение адаптационных листов;

анкетирование родителей;

беседы с родителями;

наблюдение за ребенком;

Адаптационный период

Сентябрь (ежегодно)

II этап

2.

Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей

1.Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации:

«Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни»

«Физическое воспитание в семье»

Анкета для родителей

 "Какое место занимает физкультура в вашей семье"

«Физкультура и семейное воспитание»

 «Физкультура в Вашей семье»

3. Памятки  для родителей:

«10 золотых правил здоровьясбережения»

«Красивая осанка – это здорово»

«Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели»

Рекомендации  для родителей

«Не забывай дома о физкультуре»

«Профилактика нарушений осанки  у дошкольников»

«Играйте с детьми в народные игры»

Консультации:

«Подвижные игры в зимний период»

«Готовимся к лету: развлечения и досуги»

«Лето красное - для здоровья время прекрасное»

«Оздоровление детей в условиях сада и семьи»

«Сотрудничество с родителями в процессе физического развития и воспитания дошкольников»

«Утренняя гимнастика с элементами логоритмики»

«Академия для успешных родителей. Игры с мячом»

« Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

« Влияние игрового массажа на здоровье детей»

«Бережем здоровье с детства или 1о заповедей здоровья»

 «Фитбол гимнастика в детском саду и дома»

4.Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу

Ежегодно

3.

Разработка системы оздоровительных мероприятий при активном участии и помощи родителей

выбор из предложенных методик наиболее эффективных и удобных для применения.

Начало учебного года

III этап

4.

Создание условий для непрерывности оздоровительных мероприятий

разъяснительная работа с родителями;

консультирование, индивидуальные беседы с родителями, оформление папок – передвижек, информационных стендов, выставок.

ежедневно

5.

Привлечение родителей к активному участию в процессе физического развития детей

проведение занятий вместе с родителями;

участие родителей в пеших прогулках, праздниках совместно с детьми;

помощь родителей в пополнении развивающей среды как стандартным, так и нестандартным оборудованием для развития движений детей

По годовому плану ДОУ

IV этап

6.

Анализ проведенной работы по оздоровлению детей в ДОУ

диагностика физического развития детей;

проведение сравнительного анализа заболеваемости за 3 года;

анкетирование родителей на предмет удовлетворенности работой ДОУ по данному направлению;

составление плана работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей на следующий учебный год, основываясь на результатах диагностики и анкетирования;

Конец года

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Теоретические разработки В.Алямовской, И.Аршавского, Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, и методические пособия в области различных оздоровительных методик:
2.Бастрон И.Я. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования /                                                        

3.  Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.      «Оздоровительная гимнастика». 4.«Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред. Л.В.Кочетковой. – М: ТЦ Сфера. 2005.                                  5.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21–28.

6.Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.

7.Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.

8.Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.

9.Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009

10.Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.

11.Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003  

12. Формирование двигательной сферы детей 3-7лет: фитбол – гимнастика: конспекты занятий/авт.-сост. Н.М.Соломенникова, Т.Н. Машина.- Волгоград: Учитель, 2013.-159с.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/04/04/programma-po-zdorovesberezheniyu-vospitannikov-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...