Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры
статья по физкультуре

Кондратенко Юлия Николаевна

опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное воспитание в детском саду

средствами физической культуры. Из опыта работы.

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики нашей страны. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.

Духовно-нравственное воспитание — это многоплановый, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности и развитие её ценностно-смысловой сферы.

Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая представляет собой развитие чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка, во взаимоотношениях с другими людьми и миром.

В процессе духовно-нравственного воспитания дети получают духовно-нравственные и базовые национальные ценности, которые являются основополагающими в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу.

Содержание духовно-нравственного развития определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;

• гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;

• природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование:

нравственных чувств (совести, долга, уважения к старшим, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия по физическому развитию.

ещё Пётр Францевич. Лесгафт отмечал, что и физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. А значит и мы на своих занятиях должны стремиться развивать в детях нравственные качества личности.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании нравственной личности ребенка посредством двигательной сферы, в своей работе использую несколько направлений.

Первое направление – это наши повседневные занятия по физической культуре. Они вносят большой вклад в духовно-нравственное воспитание, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, порицание), положительный пример детей и взрослых, практическое приучение к правильным действиям и поступкам.

Большие воспитательные возможности таят в себе подвижные игры. Они способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. их роль в нравственном воспитании очень существенна, т.к. в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнеров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил. Особенно можно выделить подвижные игры в которых нужно выручить партнёра по команде такие как чай-чай выручай, малоподвижные игры в которых нужно назвать ласково имя рядом стоящего ребёнка, сказать ему доброе слово, или узнать по голосу.

Второе направление духовно-нравственного развития средствами физической культуры – это физкультурно-спортивные праздники и развлечения. В нашем детском саду проводятся: Развлечение, посвященное Дню народного единства, Спортивное развлечение, посвященное Дню защитника Отечества, Праздник, посвященный Дню Победы, Развлечение, посвященное Дню государственного флага в Российской Федерации, Развлечение, посвященное Дню флага Белгородской области, Спортивные праздники ГТО для всех и Квест ГТО.

Ведущее место в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеет такое средство воспитания, как пример старших. Таким примером могут быть родитель, педагог, знакомый взрослый, великий спортсмен, знаменитый человек или герой литературных произведений. Детям нужно как можно чаще рассказывать о достижениях великих людей, оценивать поступки героев. Тогда поведение героев будет мерилом «правильного, хорошего» поведения и ребёнок будет стараться подражать положительному примеру.

Соотечественники, совершившие подвид и ставшие героями, формируют образ гражданина своей страны, становятся примером для подражания и нравственным ориентиром для будущих поколений. Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что “Народ, не знающий Героев прошлого, не имеет Героев будущего”. Чтобы воспитать нового героя, да и просто хорошего человека необходимо, чтобы перед ним был пример. Такой пример закаляет характер, помогает с достоинством пережить любые трудные времена. Герои прошлого – это примеры для детей, правильный ориентир, который помогает детям совершать правильные поступки».

В заключении хочется сказать, что духовно-нравственное воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание— это не особая педагогическая система, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Все направления современного дошкольного образования перекликаются с духовно-нравственным воспитанием. и благодаря совместной работе инструктора по физической культуре с педагогами и родителями, достигается цель духовно-нравственно воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что не мало важно на пороге школьного обучения, но и имеют активную гражданскую позицию, обладают социально-ценностными нравственными качествами, и потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация  "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...