Проект "Детская йога"
проект по физкультуре (старшая группа)

Проект "Детская йога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yoga.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по физическому развитию дошкольников

 «Маленькие йоги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

Паспорт проектной работы:

Тип проекта: практико-ориентированный, оздоровительный

Продолжительность: среднесрочный (2 месяца)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

 

Актуальность: Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При ухудшении осанки нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий упражнения из детской йоги. Они способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Йога для детей - это знакомство с возможностями тела, воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью, формирование правильной осанки, упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, развитие координации и пластики движения тела, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Интересные упражнения, повторяющие позы животных, выполняемые в статике, развивают гибкость и концентрацию внимания (что особенно важно в дошкольном возрасте), способствуют установлению эмоционального равновесия (что особенно важно для подростков). Динамические комплексы йоги для детей помогут им поддержать хорошую физическую форму, сформировать осанку и поднять настроение.

 

Цель: формирование правильной осанки у старших дошкольников посредством детской йоги.

Задачи:

Оздоровительные

1.Содействовать правильному физическому и психическому развитию детского организма.

2. Формировать сознательное отношение к своей осанке.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательные

1. Формировать у детей двигательные умения и навыки.

2. Развивать психофизические качества (сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость).

3. Способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, мышления, воображения, восприятия.

Воспитательные

1. Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности.

2. Содействовать развитию положительных эмоций, умению общаться со сверстниками.

 

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность  сознательного отношения детей к своей осанке.

2.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

3. Вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей и специалистов ДОУ.

 

Этапы проекта:

Подготовительный:

• создание условий для реализации проекта

• подбор упражнений детской йоги и разработка комплексов утренней гимнастики

• подбор методической литературы, книг для детской библиотеки

Основной:

• беседы с детьми;

• совместная деятельность по физическому воспитанию;

• организация и проведение утренней гимнастики с элементами йоги;

• участие в фестивале фитнес-технологий;

• работа с родителями (анкетирование, консультации)

Обобщающий:

• проведение физкультурного развлечения

• анализ анкетирования родителей 

• создание презентации проекта.

Реализация практического этапа проекта

№п.п.

Мероприятия

1

Утренняя гимнастика с элементами детской йоги

2

Физкультминутки

Ежедневно в совместной деятельности

3

Подвижные игры «Аист и лягушки», «Море волнуется», «Найди себе пару». Ежедневно в совместной деятельности

4

Беседа «Осанка – стройная спина»

5

Презентация для детей «Что такое йога и зачем она нам?»

6

Анкетирование родителей «Правильная осанка – залог здоровья!»

7

Консультации для родителей «Чтоб ребёнок был здоров», «Профилактика нарушений осанки у дошкольников».

8

Участие в фестивале фитнес-технологий в рамках ДОУ

9

Итоговое физкультурное развлечение «Весёлые туристы»

 

Продукты  проектной деятельности:

Комплексы утренней гимнастики с элементами детской йоги, направленные на профилактику нарушений осанки.

Конспект итогового физкультурного развлечения «Весёлые туристы».

Подборка подвижных игр с элементами детской йоги.

По итогам анкетирования были составлены рекомендации для родителей по профилактике нарушений осанки у детей.

Методическая литература:

1.     Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий. – М.: 5 за знания, 2005

2.     Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф.  100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009

3.     Липень А. «Йога для начинающих». – СПб.: Питер, 2014

4.     «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Подольская Е.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

 

 

 

Приложения

1.     Комплексы утренней гимнастики с элементами детской йоги

2.     Анкета для родителей «Правильная осанка – залог здоровья!»

3.     Конспект итогового физкультурного развлечения «Весёлые туристы».

Приложение 1.

Комплексы утренней гимнастики с элементами детской йоги

 

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТСКОЙ ЙОГИ № 1

Содержание

Темп

дозировка

Методические

рекомендации

Вводная часть.

Чередовать с обычной ходьбой

Построение; повороты на месте; ходьба обычная; ходьба спиной вперед; ходьба широким шагом; ходьба в приседе; ходьба на носках; бег, высоко поднимая ; перестроение в колонну  по три; размыкание.

 

 

средний

 

 

3 мин

 

 

Следить за дыханием.

Основная часть.

1. «Здравствуй, солнце!»

И.п. встать прямо, носки и пятки вместе. Сложить ладони вместе перед собой. Со вдохом поднять руки и лицо вверх и отвести их назад, слегка прогнувшись в пояснице. Задержать дыхание и находиться в этой позе несколько секунд. С выдохом наклонить корпус вниз к прямым ногам и положить ладони у ступней. Задержать дыхание и находиться в этой позе несколько секунд. Со вдохом опустить таз вниз, согнув ноги в коленях. Оставить правую ногу на месте, а левую отвести назад, пальцы и колено касаются пола. Прогнуться в пояснице, смотреть прямо перед собой. Сделать глубокий вдох и отвести вторую ногу назад. Встать на колени, тело выпрямить. С выдохом опустить тело так, чтобы грудь, живот, ноги были на полу, руки под подбородок, со вдохом поднять голову и верхнюю часть корпуса вверх, прогнувшись насколько возможно в пояснице; руки в стороны. Задержать дыхание, затем со вдохом выгнуть спину вверх, пятки опустить, ступни полностью касаются пола. Задержаться в этом положении. Со вдохом согнуть левую ногу в колене и подтянуть её вперёд, к груди. Задержать дыхание. Со вдохом подтянуть вперёд правую ногу. После паузы выдохнуть и выпрямить ноги, прижав грудь к коленям. Со вдохом выпрямить корпус, поднять руки вверх и прогнуться в пояснице. Опустить руки вдоль тела, выдохнуть, расслабиться.

 

 

 

средний

 

 

 

2-3 раза

 

 

 

Следить за дыханием.

2. ПИ «Найди пару»

 

 

 

Заключительная часть

1. Ходьба с восстановлением дыхания.

средний

1,5 мин

Следить за дыханием

2. «По очереди» И.п. стоя. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй сделать медленный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю медленно выдохнуть..

 

 

медленный

 

 

3-6 раз

 

 

Держать спину прямо

3. «Спокойное дыхание» И.п. стоя. Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос.

 

медленный

 

3-5 раз

 

Держать спину прямо

 

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТСКОЙ ЙОГИ № 2

Содержание

Темп

дозировка

Методические

рекомендации

Вводная часть.

Ходьба с ускорением и замедлением темпа. Бег приставным шагом с изменением направления движения. Ходьба на носочках, руки вверх, на пятках, руки на пояс. Построение в две колонны.

 

 

средний

 

 

3 мин

 

 

Следить за дыханием.

Основная часть.

1. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Повороты головы вправо-влево, к правому/левому плечу поочерёдно, вперёд-назад.

 

медленный

 

по 3-4 раза 

 

Спина прямая

 

2. «Треугольник»

И.п. стоя, ноги широко расставлены, руки разведены в стороны. Развернуть правую стопу вправо. Вытягиваться вправо не сгибая спину и колени. Достигнув предела опустить правую руку на правую ногу. Левую руку поднять вверх, посмотреть на ладонь. Медленно вернуться в И.п., повторить влево.

 

меденный

 

 

2-3 раза 

 

Не сгибать спину и колени

3. «Собака мордой вниз»

И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Упереться руками в пол, при этом ноги  немного согнуты. Затем постараться выпрямить колени и надавить ладонями на пол, пятками тянуться к полу.

Усложнение: поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз).

 

медленный

 

 

0.5-1 мин

 

Колени должны находиться под бёдрами

4. «Морская звезда»

И.п. «собака мордой вниз». Сделать небольшой шаг вперёд правой ногой и развернуть стопу так, чтобы носок смотрел влево. Раскрыть правую сторону, оторвав левую руку от пола и подняв её вверх. После этого поднять вверх левую ногу.  Вернуться в И.п., повторить с левой ноги.

медленный

по 2 раза

 

 

Стараться сохранить устойчивость как можно дольше.

5. «Лягушка»

И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Присесть на корточки и завести руки за ноги. Из этой позиции медленно переместить свой вес немного вперёд и начать прыгать.

 Усложнение: поза «светлячок» - вес тела полностью переносится на руки и ноги отрываются от пола.

 

умеренный

 

 

10-15 раз

 

От пола должны отрываться руки и ноги

6. «Фламинго»

И. п. стоя, ноги вместе, руки вытянуты по бокам и в стороны, как крылья. Отвести левую ногу назад и наклонитесь вперёд. Сохранять баланс с помощью рук, можно махать ими, как крыльями. Вернуться в И.п., повторить с правой ноги.

 

медленный

 

 

2-3 раза

Вес тела должен быть перенесён на внутреннюю часть опорной ноги. Взгляд направлен вперёд.

7.  ПИ «Аист и лягушки»

 

 

 

 

Заключительная часть.

1. Ходьба с восстановлением дыхания.

 

средний

1,5 мин

Следить за дыханием

2. «По очереди»

И.п. стоя. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй сделать медленный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю медленно выдохнуть.

 

медленный

 

3-6 раз.

 

Спина прямая

3. «Спокойное дыхание»

И.п. стоя. Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос. 

 

медленный

 

3-5 раз.

 

Спина прямая

 

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТСККОЙ ЙОГИ № 3

Содержание

Темп

дозировка

Методические

рекомендации

Вводная часть.

Чередовать с обычной ходьбой

повороты на месте; ходьба на носках;                                          ходьба на пятках;  ходьба приставным шагом /вправо-влево/; боковой галоп; бег обычный; - ходьба обычная; перестроение в колонну  по 3.

 

 

средний

 

 

3 мин

 

 

Следить за дыханием.

Основная часть.

1. Потягивание

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за голову;

1- 2. руки вверх, потянуться, прогнуться, встать на носки / вдох /.

3- 4. И.п.     / выдох /.

 

средний

 

10 раз 

 

Спина прямая

 

2. «Всадник»

И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Сделать выпад правой ногой вперёд, ладони упереть в пол рядом со стопой. Отвести плечи назад и вниз, расправить грудную клетку и немного прогнуться. Левую ногу выпрямить. Медленно вернуться в и.п., повторить с левой ноги.

 

меденный

 

 

по 2-3 раза 

 

Смотреть вперёд

3. «Кошечка»

И.п. стоя на четвереньках, руки и ноги на ширине бёдер.

1-2 – округлить спину, голову опустить вниз.

3-4 – прогнуться, поднять голову вверх.

 

умеренный

 

 

4-8 раз

Колени должны находиться под бёдрами,  а ладони – под плечами.

4. «Змея»

И.п. лёжа на животе. Упереться ладонями в пол на уровне плеч. Поднять голову и верхнюю часть корпуса, выпрямить руки и прогнуться в грудном отделе позвоночника. Вернуться в и.п.

 

медленный

 

4 раза

 

 

Подниматься за счёт мышц спины.

5. «Наклон к ногам»

И.п. «Змея». Шагами приблизить ноги к рукам, поднимая таз. Сделать несколько вдохов и выдохов. Постараться достать лбом до колен.

 

медленный

 

 

1 мин

 

Не сгибать ноги

6. «Дерево»

И. п. стоя. Левую стопу, помогая себе рукой, поместить на внутреннюю сторону правого бедра, достигнуть равновесия. Соединить ладони на уровне грудной  клетки, а затем вытянуть вверх, смотреть вперёд. Вернуться в И.п., повторить с правой ноги.

 

медленный

 

 

2-3 раза

 

Спина прямая

7.  ПИ «Сделай фигуру»

 

 

 

 

Заключительная часть.

1. Ходьба с восстановлением дыхания.

 

средний

1,5 мин

Следить за дыханием

2. «Ёжик»

И.п. стоя. Поворачивать голову влево-вправо в темпе движения; одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки; выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

 

медленный

 

4-8 раз.

 

Спина прямая

3. «Спокойное дыхание»

И.п. стоя. Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос. 

 

медленный

 

3-5 раз.

 

Спина прямая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Анкета для родителей

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!»

1. Считаете ли вы свой  образ жизни здоровым, почему?

Ø да _____________,

Ø нет ____________.

2. Занимаетесь ли вы или члены вашей семьи спортом? Каким?

Ø да                          нет                      иногда

___________________________________________

3. Что вы подразумеваете под "правильной осанкой"?______________________________________________.

4. Что, на Ваш взгляд, является основной причиной нарушений осанки у детей?

Ø гиподинамия;

Ø мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка;

Ø неудовлетворительное медицинское обслуживание;

Ø недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;

Ø другие причины (указать)  _____________________________________________.

5. Каковы, по Вашему мнению, последствия нарушения осанки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни и правильной осанки детей в дошкольном образовательном учреждении _____________________________________________________________________________________________________________.

 

Приложение 3.

Конспект итогового развлечения.

 

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ

«ТУРИСТЫ»

 

Программное содержание: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Формировать сознательное отношение к своей осанке. Доставить детям радость от участия в «походе».

Ход:

 

Дети с рюкзачками за плечами друг за другом входят в физкультурный зал под детскую песенку «Вместе весело шагать.» (муз. Шаинского).

 

Ведущий:  Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим,

Спорт – здоровье, спорт - помощник,

Спорт – игра, физкульт – ура!

 

- Туристы в шеренгу становись! Подтянись! Спинки выровнять!

Сейчас мы с вами потренируем ноги, чтобы быть сильными, выносливыми. Дети идут в колонне по одному. Проводится вводная часть:

Ходьба на носках – руки вверх, ходьба на пятках – руки произвольно, ходьба с высоким подниманием колен; бег с высоким подниманием колен, с захлестом. Остановились. Встали в круг (делаем О.Р.У. в кругу).

Ведущий: Ребята мы с вами попали в густой лес, где много разных деревьев.

«Дерево» /и.п. – ноги вместе. Согнуть правую ногу в колене, отвести в сторону и поместить подошву на колено левой ноги. Сжать руки ладонями перед грудью и поднять их вверх над головой. Удерживать равновесие. Повторить для левой ноги./

И разных зверей. Вот мишка чешет спинку о дерево. /и.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены, плечи попеременно вверх – вниз, затем одновременно – вверх-вниз/

Рядом лисята играют в прятки. /и.п. – ноги на ширине плеч, приседание/

Вот проснулся волк. /и.п. стоя, ноги на ширине плеч. Упереться руками в пол, при этом колени должны находиться под бёдрами, то есть ноги  немного согнуты. Затем постараться выпрямить колени и надавить ладонями на пол, пятками тянуться к полу. Усложнение: поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз) /

Лягушки скачут. /и.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Присесть на корточки и завести руки за ноги. Из этой позиции медленно переместить свой вес немного вперёд и начать прыгать. При этом от пола должны отрываться руки и ноги. /

Ёжик увидел нас. Испугался и решил нас прогнать / поворот головы влево-вправо в темпе движения; одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки; выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы/

 

- Ребята, вот и первый привал. Давайте отдохнем немного. Теперь вы готовы к трудному походу.

 

Подвижная игра «Весёлый поход»

Дети рассматривают карту, где указан маршрут. Взрослый дает пояснения:

- Сначала нам предстоит пройти по горной дороге /ходьба по гимнастической скамейке/

- затем перейти через болото /прыжки из обруча в обруч с продвижением вперед/

- пройти под густо растущим кустарником /подлезание под дугами/

- пройти по узкой извилистой тропинке /ходьба по канату приставным шагом/

- преодолеть самую высокую гору /лазанье по гимнастической стенке с переходом на другой пролет/

Дети преодолевают препятствие. /возможно несколько раз/

- Вот и привал. Давайте отдохнем и немного поиграем.

 

Игра-эстафета «Кто быстрее принесет картошку»

Из своих рюкзачков дети достают сырую картошку /по количеству детей/, 2-3 котелка, 2-3 ведерка /по количеству команд/.

 

Игра «Угадай вид спорта»

Ведущий показывает характерные движения популярных видов спорта (бег, плавание, футбол и другие), а команды пытаются угадать.

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Вспомним любимую песню и в путь./заключительная ходьба под музыку Шаинского «Вместе весело шагать». Дети по желанию подпевают./

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Чем полезна детям йога. Как заниматься йогой с детьми»

Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологическ...

Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»

Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...

План-конспект физкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»

План-конспектфизкультурного занятия с элементами хатха-йоги «Путешествие в страну Йоги»...

Консультация для родителей "Детская йога" (хатха йога)

Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста.В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяетсястатическому поддержанию по...

Серая звездочка – сказка-йога о жабе - конспект оздоровительного занятия с детьми 4 - 5 лет с элементами хатха-йоги

Актуальность занятий с элементами хатха-йоги для детей дошкольного возраста   Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направл...

НОД с использованием нетрадиционной гимнастики – хатха-йоги Сказка-йога «Три медведя» для детей средней группы

Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о содержании сказки «Три медведя»,Развивающие:- развивать умение правильно дышать, расслабляться;- продолжать укреплять слабые мышцы;Воспита...