Конспект НОД по чтению художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.

Конспект НОД по чтению художественной литературы
старшая группа

Выполнила:

Ключникова Мария Андреевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Тема: «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

Задачи:

образовательные:

продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;

познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;

учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;

обогащать словарный запас детей;

развивающие:

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

развивать чувство юмора, творческое воображение;

воспитательные:

воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа.

Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Ход занятия

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность

детей

Планируемый результат

l. Вводная часть

Психологический настрой

Колокольчик дал сигнал –

Для занятий час настал.

Время даром не теряйте

Все скорее в круг вставайте.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмфатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Настраиваются на работу.

Психологическое готовность детей.

Вводно - организационный

 Воспитатель предлагает обратить внимание на портрет писателя.

– Кто из вас узнал чей это портрет?

– Кто такой Виктор Драгунский?

– Виктор Драгунский автор произведений для детей.

– Как вы понимаете кто такой автор произведений?

Вовлечение в деятельность.

Дети садятся на стульчики. 

Ответы детей.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимание.

Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия)

Знакомство с биографией В.Ю. Драгунского.

– Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, песен. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Всего он написал около 90 рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях.

С каким рассказом Виктора Драгунского мы уже познакомились? 

– Сегодня я познакомлю вас с еще одним произведением Виктора Драгунского, которое называется «Сверху вниз, наискосок!»

– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующий процесс.

Слушают внимательно биографию В. Ю. Драгунского.

- Друг детства.

Внутренняя мотивация на деятельность.

ll. Основная часть

Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД)

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

– Вам понравилось это произведение?

– Чем понравилось?

– Что я вам прочитала рассказ, сказку или стихотворение?

– Почему вы решили, что это рассказ?

– Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях.

– Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван?

Дети с восторгом красили и приговаривали: «Сверху вниз, наискосок!» Очевидно, автор хотел подчеркнуть отношение ребят к своей «работе»

Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин)

– Какие слова в рассказе вам были непонятны?

Словарная работа.

Воспитатель объясняет значение слов, показывает сюжетные или предметные картинки.

Шланг – гибкая труба из водонепроницаемой ткани, резины и т. п. для подачи жидкости, газа.

Бочонок – маленькая (небольшая) бочка.

Насос – механизм, служащий для накачивания куда-либо или выкачивания откуда-либо жидкостей, газов.

Кегля – фигура для игры в виде точёного деревянного или пластмассового суживающегося кверху столбика.

– Кто такие маляры? (Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов)

– Что значит «нахлобучка с дырочкой», каким другим словосочетанием можно заменить это выражение? (Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда)

– Как вы понимаете выражение «я моментально покрасил ее?» (Покрасил очень быстро, сразу)

Физкультурная минутка «Маляры»

Маляры пришли втроем, (шагают на месте)

Будут красить старый дом: (изображают крышу над головой)

Сверху вниз, наискосок! («красят»)

Аккуратнее, дружок.

Дом готов. (хлопки в ладоши)

Ура! Ура!

Был облезлый, скучный, голый – (руки разводят в стороны)

Стал нарядный и веселый. (изображают крышу над головой)

Ответы детей.

- Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов.

- Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда.

- Покрасил очень быстро, сразу.

Выполняют физкультминутку в соответствии словам.

Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи)

– В какое время года происходят события, описанные в этом рассказе?

– Почему детям было весело? (Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома).

– С кем подружились ребятишки?

– Что можно сказать об этих взрослых? (Они добрые, любят детей, понимают их любопытство)

– Во что играли дети? Как это «просто так, играли ни во что?»

– Как ребята помогали рабочим?

– Как были одеты девушки – маляры?

– Почему детям их одежда показалась очень красивой? (Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами!)

– На что нравилось смотреть детям?

– Можно ли назвать детей любопытными?

– Если бы вы увидели оставленные рабочими вещи, чтобы вы сделали? Вы знаете, что трогать можно, а что нельзя? 

– Смешная это история или печальная?

– Этот рассказ веселый, забавный и интересный, но он также и поучительный: все-таки стройка – это не место для игр. Рассказы В. Драгунского учат нас осторожности, осмотрительности в поступках, учат тому, что спор не всегда заканчивается хорошим делом.

– Вы думаете, что случай во дворе стал ребятам уроком? Чему они научились? А вы?

Ответы детей.

- Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома.

- Они добрые, любят детей, понимают их любопытство.

Ответы детей.

- Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами.

Ответы детей.

 

Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе)

Составление плана рассказа.

– Из скольких частей состоит каждый рассказ?

– Какие это части?

– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

Вспомните, как начинается рассказ «Сверху вниз, наискосок!», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

Чем закончилась история про ребят? Какое название можно дать третьей части рассказа?

Ответы детей.

Ответы детей.

lll. Заключительная часть

Итог занятия (систематизация знаний)

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Слушать. Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. Обобщают.

Рефлексия

- Ребята, спасибо вам за занятие, вы молодцы.

Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение детским высказывание. Выражает произвольность.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Непосредственную образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы.

Тема: «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Возрастная группа: старшая

Форма организации: групповая

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область: «речевое развитие»

Вид продуктивной деятельности: чтение художественной литературы.

Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

Задачи:

образовательные:

продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;

познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;

учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;

обогащать словарный запас детей;

развивающие:

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

развивать чувство юмора, творческое воображение;

воспитательные:

воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа.

Планируемый результат: привлечь внимание детей к рассказу  В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!».

НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Длительность НОД составила– 25 минут.

Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа – сидя полукругом на стульях, объяснения задания, физкультминутка, изготовление поделок. Рассматривание готовых работ на выставке. Физминутка в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Применяемые методы: словесные (для вопросов детям, поощрения); наглядные (показ); практические (в выполнении задания); методы контроля (в анализе выполненных работ и похвалы) которые побуждали детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных особенностей, проявляли положительные эмоции. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».

Конспект занятия. Коммуникация.  Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Чтение рассказа  К. Ушинского «Петушок с семьей».Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводит...

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"

Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....

Конспект ООД по чтение художественной литературы, нравственно-патриотическое воспитание, в подготовительной логопедической группе. Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край.Конспект  ООД по чтение художественной литерату...