НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Чтение стихотворения об осени И. Бунина «Листопад»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Грицук Марина Николаевна

Познакомить детей с поэтом И.А.Буниным и его поэзией Познакомить со стихотворением о ранней осени. Учить понимать эмоционально - образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Уточнить знания детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podgotovitelnaya_gr_bunin_listopad.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной к школе группе.

Тема занятия:

Чтение стихотворений об осени (стихотворение И. Бунина «Листопад»)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с поэтом И.А.Буниным и его поэзией Познакомить со стихотворением о ранней осени. Учить понимать эмоционально - образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Уточнить знания детей об осени.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, связную речь, поэтический слух, восприятие поэтической речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе, приобщая к поэзии.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы. Продуктивная деятельность (рисование осенних листьев). Рассматривание иллюстраций, репродукции картин русских художников.

Игра «Хорошо-плохо», «Наоборот». Беседы, составление рассказов об осени.

Словарная работа: осень, терем расписной, лиловый, золотой, багряный, пестрый, пожелтели, покраснели, позолотились, краснеют, желтеют, рыжеют, рыжая кошка.
Оборудование: магнитофон, кассета с записью «Времена года» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, картина с изображением осени.

                                            Ход занятия:

1.Дети, я сегодня прошла по нашему участку и у меня появилось особенное настроение .Вы не догадались почему? Послушайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет ,кто знает,

Когда это бывает?(Осенью)

А теперь вы посмотрите на картину

-Какое время года изображено на картине?

-Какой цвет соответствует осени?

-Что можно сказать о березах?

-Что изобразил художник по берегу реки?

Дети. Мы видим прекрасный осенний день. Березы горят золотом. По берегам реки желтеют кустарники.

Рассмотрите картину какое общее впечатление от пейзажа- грустное или радостное?

Педагог .Какими словами можно сказать об осени? Осень, она  какая?

Дети. Золотая, красивая ,солнечная ,разноцветная ,ласковая, задумчивая, печальная, тихая ,ранняя, расписная, пестрая.

Педагог Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?

Дети. (Задумчивый, унылый, тихий, настороженный ,грустный, молчаливый, одинокий, словно ,терем, расписной, золотой, багряный, лиловый, опустевший, красочный, живописный)

Педагог. Деревья осенью какие?

Дети. Красочные, разноцветные, пестрые ,желтые ,оранжевые ,яркие ,голые, обнаженные.

Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые осенью остаются зелеными? Покажите их на картине.

Педагог .Недолго красуются деревья в своих нарядах. Ветер закружит в пестром хороводе их красоту и уронит на землю.

Педагог. Что можно сказать о листьях осенью?

Дети. Желтеют, увядают, опадают ,кружатся ,засыхают ,осыпаются, шелестят ,шуршат.

А если мы хотим сказать ,что это уже с ними случилось, то как скажем?

Дети. Пожелтели ,облетели.

Упавшие листья создают красивый, сказочный ковер

Педагог. Внимательно рассмотрите небо. Какое оно?

-Какое настроение у вас , когда вы смотрите на эту картину?

-Что понравилось в этой картине? Теперь вы поняли моё настроение?

Давайте и мы погуляем по осеннему лесу.

2. Речевая игра с движением «Ветер и листья.» (Дети в кругу)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой

И последний лист с осинки.

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой

И последний лист с осинки.

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.(Н. Нищеева)

3.А сейчас я хочу пригласить вас в  осенний лес.

(Перед детьми картина «Золотая осень»И.Левитана) .Дети, многие поэты , художники ,композиторы очень любили осень. Посмотрев,  на эту картину , я хочу прочитать вам своё любимое стихотворение и познакомить с талантливым русским поэтом. Обратите внимание на этот портрет. На нем изображен Иван Алексеевич Бунин, с поэзией которого мы сегодня с вами познакомимся. Иван Бунин жил в селе, в Воронеже. Именно там он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу. С детства будущий поэт любил гулять по окрестным лесам. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых стихов. Вот одно из них.

Стихотворение называется «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

4. Беседа по содержанию стихотворения:

-Как называет стихотворение?

- О каком времени года идет речь?

- О каких деревьях говорится в стихотворении?

- С чем сравнивает поэт лес в стихотворении?

-Отчего в лесу стало светлее? (Деревья стали золотыми)

Кто же расписал терем-лес? (Осень-художница.)

-Что за цвета: лиловый ,золотой, багряный?(Лиловый -цвет сирени ,фиалки ;золотой-блестяще- желтый; багряный- темно-красный.)

Какие красивые цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени.

-Почему от этого стихотворения становится немножко грустно?

-С конца лета и до самого листопада паучки плетут серебренные паутинки ,будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит их вместе с листьями и паучков.

Педагог Чем пахнет в лесу?

Дети.  Дубом и сосной

Педагог Почему в лесу образовались просветы?

Дети. С деревьев слетела листва.

Педагог Какой день описывает поэт?

Дети.  Солнечный.

Педагог .Ветер обрывает листья, и они что делают?

Дети. Летят, сыплются, шелестят.

Педагог Как называется такое явление.

Дети. Листопад.

Педагог. Ветер гонит коврик из танцующих листьев, закручивает в танце вихрем и плавно опускает их на землю.

Педагог .Давайте еще раз прочитаем стихотворение :весело, грустно, восхищенно.

И. А. Бунин - знаменитый писатель и поэт. В его творчестве большое место занимает тема природы. Он очень хорошо умел ее описывать. И мы  сейчас с вами убедились.

-Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
-Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев.У меня тоже есть листочки, но они бесцветные. Я предлагаю вам их раскрасить в те цвета , какие описывал поэт.

 (воспитатель раздаёт листья детям).

4.Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года»

-Обычно осень-время увядание природы- вызывает чувство печали и тоски. Но бывает ,что на какой- то миг появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух .Богатство красок осени привлекли к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Звучит пьеса «Октябрь»

-Что вы представили себе ,когда слушаете музыку. Давайте под эту музыку будет совершать волшебство , превращать бесцветные листья в цветные.

6. Итог:

Какое стихотворение читали?

Кто написал это стихотворение?

Какую картину мы рассматривали?

Какую музыку слушали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрыв...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

С незапамятных времен - хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, ле...

Непосредственно образовательная деятельность по выразительному чтению в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Д.Ушинский «Слепая лошадь».

НОД по выразительному чтению . Цель которого - это знакомство детей подготовительной группы с рассказом Д.Ушинского «Слепая лошадь», показать на примере героев о необходимости бережно...