Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе Малые фольклорные формы.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе

Малые фольклорные формы.

Цель.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Оборудование.

Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.

Предварительная работа.

Вместе с родителями просмотреть мультфильм «Большой друг», вспомнить детские потешки.

Ход занятия.

         Часть 1.   

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

         -Ребята, что это? (Игрушки.) Вы играли с этими игрушками, когда были маленькими. Мамы забавляли вас песенками, потешками, чтобы вам интереснее было играть, умываться, засыпать, есть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые. Давайте вспомним эти потешки и песенки. Нам помогут детские книжки.

         Педагог вместе с детьми рассматривает книги, напоминает, как начинается та или иная песенка, потешка. Например.

Просыпаемся и потягиваемся:

 Петушок-петушок

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шёлкова бородушка.

 Что ты рано встаёшь,

 Голосисто поешь,

 Саше спать не даешь?

Умываемся:

 Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок!

Причесываемся:

 Петушок-петушок,

 Расчеши мне гребешок.

 Ну, пожалуйста, прошу,

 Я кудряшки расчешу.

Одеваемся.

 Даша варежку надела.

 "Ой, куда я пальчик дела?"

 Даша варежку сняла,

 Посмотрите-ка, нашла!

Засыпаем.

 Бай, бай, бай, бай,

 Ты собачка, не лай!

 Ты, корова, не мычи!

 Ты, петух, не кричи!

 А наш мальчик будет спать,

 Станет глазки закрывать.

-Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы. Помните, что слова в колыбельной должны быть тихие, ласковые:

          Спи, малышка, баю-бай… (дети продолжают)

-Поэтичны, красивы народные песни: и задушевные нежные колыбельные, и веселые шуточные песенки, считалки, потешки.

Часть 2.

Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Большой друг» (как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг).

-Кого называют большим другом? Как о таком друге можно сказать по-другому? (Верный, настоящий, близкий.)

-О верных, неразлучных друзьях есть пословица:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Как вы понимаете эту пословицу? (Верных друзей ничем не разлучить, никто их дружбе не помешает.)

         Воспитатель предлагает повторить пословицу, запомнить ее.

         -Русский народ сочинял не только потешки, но и пословицы. Одну из них мы только что выучили. Познакомимся с другими пословицами.

         -Когда люди живут в мире, согласии, то любое дело получается у них хорошо, ладно, ладится. Есть такая пословица:

Где лад, там и клад.

По-другому об этом можно сказать так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? Запомните, чему учит пословица, повторите ее. (Дети повторяют.) Что мы повторяли? (Пословицу.)

         Аналогично разбирается пословица: «Палец слаб, а кулак силен».

         Часть 3.

         Упражнение «Скажи по-другому».

         -Подбери слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу, подумайте, как сказать по-другому: «водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки». (Если последнее выражение дети не понимают, воспитатель просит вспомнить, как играет кот с мышкой, когда поймает ее: делает вид, что отпускает, а сам лапкой ловит. Смысл выражения – хитрить, вести себя нечестно.)

         -Давайте вдумаемся, почему о чем-то неожиданном говорят:

Как гром среди ясного неба.

Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (Когда поднимается ветер, на небе тучи, небо хмурится.) А когда небо ясное, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Вот если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждешь, так и говорят: «Как гром среди ясного неба». А теперь попробуйте объяснить, почему говорят:

Дрожит, как осиновый          лист.

Не кленовый, не дубовый, а именно осиновый. Вспомните, когда так говорят.

         -Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

         Часть 4.   

-Послушайте и подумайте, что я сказала:

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол.)

-Это – загадка. А кто знает отгадку? А сейчас давайте вспомним загадки о предметах быта русской избы.

Стоит толстячок,                            Стоит изба из кирпича,

Подбоченивши бочок,                   То холодна, то горяча.  (Печь.)

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.    (Самовар.)

В избе – изба,                        Черный конь

На избе – труба,                    Скачет в огонь. (Кочерга.)

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.  (Печь.)

Рогат, да не бык,                           То назад, то вперед,

Хватает, да не сыт,                        Ходит-бродит пароход.

Людям отдает,                                  Остановишь – продырявит. (Утюг.)

А сам на отдых идет. (Ухват.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая. (Свеча.)

         Воспитатель анализирует с детьми образные выражения в загадке. Упражняет детей в подборе эпитетов, сравнений к загадке. Предлагает детям придумать загадки о стуле, столе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_malye_folklornye_formy.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

№9 Тема недели «Наш быт».

Малые фольклорные формы.

Цель.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Оборудование.

Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.

Предварительная работа.

Вместе с родителями просмотреть мультфильм «Большой друг», вспомнить детские потешки.

Ход занятия.

        Часть 1.        

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

        -Ребята, что это? (Игрушки.) Вы играли с этими игрушками, когда были маленькими. Мамы забавляли вас песенками, потешками, чтобы вам интереснее было играть, умываться, засыпать, есть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые. Давайте вспомним эти потешки и песенки. Нам помогут детские книжки.

        Педагог вместе с детьми рассматривает книги, напоминает, как начинается та или иная песенка, потешка. Например.

Просыпаемся и потягиваемся:

 Петушок-петушок

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шёлкова бородушка.

 Что ты рано встаёшь,

 Голосисто поешь,

 Саше спать не даешь?

Умываемся:

 Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок!

Причесываемся:

 Петушок-петушок,

 Расчеши мне гребешок.

 Ну, пожалуйста, прошу,

 Я кудряшки расчешу.

Одеваемся.

 Даша варежку надела.

 "Ой, куда я пальчик дела?"

 Даша варежку сняла,

 Посмотрите-ка, нашла!

Засыпаем.

 Бай, бай, бай, бай,

 Ты собачка, не лай!

 Ты, корова, не мычи!

 Ты, петух, не кричи!

 А наш мальчик будет спать,

 Станет глазки закрывать.

-Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы. Помните, что слова в колыбельной должны быть тихие, ласковые:

          Спи, малышка, баю-бай… (дети продолжают)

-Поэтичны, красивы народные песни: и задушевные нежные колыбельные, и веселые шуточные песенки, считалки, потешки.

Часть 2.

Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Большой друг» (как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг).

-Кого называют большим другом? Как о таком друге можно сказать по-другому? (Верный, настоящий, близкий.)

-О верных, неразлучных друзьях есть пословица:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Как вы понимаете эту пословицу? (Верных друзей ничем не разлучить, никто их дружбе не помешает.)

        Воспитатель предлагает повторить пословицу, запомнить ее.

        -Русский народ сочинял не только потешки, но и пословицы. Одну из них мы только что выучили. Познакомимся с другими пословицами.

        -Когда люди живут в мире, согласии, то любое дело получается у них хорошо, ладно, ладится. Есть такая пословица:

Где лад, там и клад.

По-другому об этом можно сказать так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? Запомните, чему учит пословица, повторите ее. (Дети повторяют.) Что мы повторяли? (Пословицу.)

        Аналогично разбирается пословица: «Палец слаб, а кулак силен».

        Часть 3.

        Упражнение «Скажи по-другому».

        -Подбери слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу, подумайте, как сказать по-другому: «водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки». (Если последнее выражение дети не понимают, воспитатель просит вспомнить, как играет кот с мышкой, когда поймает ее: делает вид, что отпускает, а сам лапкой ловит. Смысл выражения – хитрить, вести себя нечестно.)

        -Давайте вдумаемся, почему о чем-то неожиданном говорят:

Как гром среди ясного неба.

Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (Когда поднимается ветер, на небе тучи, небо хмурится.) А когда небо ясное, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Вот если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждешь, так и говорят: «Как гром среди ясного неба». А теперь попробуйте объяснить, почему говорят:

Дрожит, как осиновый         лист.

Не кленовый, не дубовый, а именно осиновый. Вспомните, когда так говорят.

        -Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

        Часть 4.        

-Послушайте и подумайте, что я сказала:

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол.)

-Это – загадка. А кто знает отгадку? А сейчас давайте вспомним загадки о предметах быта русской избы.

Стоит толстячок,                            Стоит изба из кирпича,

Подбоченивши бочок,                   То холодна, то горяча.  (Печь.)

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.    (Самовар.)

В избе – изба,                        Черный конь

На избе – труба,                    Скачет в огонь. (Кочерга.)

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.  (Печь.)

Рогат, да не бык,                           То назад, то вперед,

Хватает, да не сыт,                        Ходит-бродит пароход.

Людям отдает,                                  Остановишь – продырявит. (Утюг.)

А сам на отдых идет. (Ухват.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая. (Свеча.)

        Воспитатель анализирует с детьми образные выражения в загадке. Упражняет детей в подборе эпитетов, сравнений к загадке. Предлагает детям придумать загадки о стуле, столе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Викторина по сказкам Г. Х Андерсена»

Задачи: Уточнить знания детей о сказочнике Андерсене. Вызвать радость встречи с любимыми сказками. Развивать связную речь детей, сообразительность при отгадывании загадок. Воспитывать любовь к сказкам...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе "Мы читаем А. С. Пушкина"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе на тему: «Моё Отечество-Россия» .

Воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников....

Конспект занятия по художественной литературе с подготовительной группе "Пересказываем короткие рассказы"

                                 Тема: «Пересказываем короткие рассказы»Цель: Учить детей ...

Конспект занятия по художественной литературы в подготовительной группе "Чтение сказки "Добрый заяц"

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить детей понимать образное содержание сказки,  характера героев сказок, способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемом...