Воздействие художественных произведений на формирование ценностной ориентации у взрослого населения
консультация по художественной литературе

Сидорова Наталья Евгеньевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_hud_literatury_na_vzroslyh.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1056»

Воздействие художественных произведений на формирование ценностной ориентации у

взрослого населения.

Консультация для педагогов

             

Подготовила:

воспитатель Сидорова

Наталья Евгеньевна

Москва, 2023

Воспитание личности определяется конкретно-историческими, общественно-политическими условиями и регулируется социальным заказом.

Литература способна не только дать радость, доставить одно из высоких духовных переживаний - эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.

Литература является инструментом, который при столкновении с различными проблемами позволяет совершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане его ценностных ориентаций, влияющих, в свою очередь, на целостное развитие личности.

Формирование ценностных посредством литературы обуславливает дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств, мотивацию движения и т.д. Чтение художественной литературы, как считают психологи, - самое мощное средство для достижения этих целей.

Важная особенность огромного влияния художественной литературы на личность заключается в том, что она воздействует на наше сознание, наш эмоциональный мир постоянно и, можно считать, полифонично.

Современный человек живет в мире литературы с первых своих  осмысленных шагов. С течением времени незаметно формируется вкус, во многом  определяющий последующие ценностные ориентации читателей.

Проблема развития ценностных ориентаций личности неизбежно возникает в переломные моменты эпохи, требующие от человека определения отношения  целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности - важнейший регулятор ее социального поведения.

В этих условиях незыблемые культурные ценности художественной литературы, накопленные опытом предыдущих поколений, могут сыграть решающую роль в процессе восстановления в обществе утраченных моральных, этических, нравственных ценностей.

В силу этого обстоятельства ценностные ориентации всегда выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков.

Основное содержание ценностных ориентаций - политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, сильные и постоянные привязанности, обуславливающие принципы поведения.

Таким образом, основным содержанием ценностных ориентаций являются политические, нравственные, мировоззренческие убеждения.

Ценности - это своеобразные маяки, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека, это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет определенность, внутреннюю последовательность своего поведения.

Литература имеет большое значение в формировании ценностных ориентаций личности, поскольку вводит в круг живых и многообразных социальных явлений, сложных межличностных отношений и связей, раскрывает диалектику души человека, помогает глубже понять, оценить и принять личностью самого себя и других людей, все общественно ценное сделать личностно-значимым, своими ценностными ориентирами.

        Указанный процесс имеет ряд особенностей:

- во-первых, художественное произведение воспитывает не абстрактным перечислением моральных норм и ценностей, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности;

- во-вторых, в подлинных произведениях искусства никогда не дается «чисто» нравственная оценка поступка или характера героев. Она всегда интегрируется в эстетической: доброе раскрывается как прекрасное, возвышенное; злое - как низменное, безобразное. Оценка дается не в абстрактно-теоретической форме, а при помощи сложной совокупности изобразительно-выразительных средств;

- в-третьих, в отличие от моральных норм и принципов, обязательных во всех случаях жизни, литература показывает нравственные аспекты человеческого характера в реальной действительности, эстетически оценивая не только поступки человека, но и обусловившую их среду.

Таким образом, сущность формирования ценностных ориентаций детей проявляется в целесообразном изменении ценностей в сознании личности при помощи специально отобранного художественного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

«Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений , представлений о себе , семье и окружающем мире.»

Детская поэтесса и. Ткмакова пишет :«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого д...

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Статья "Формирование ценностных ориентаций у детей на основе русского фольклора"

Данная статья рассматривает проблемы духовного роста и ценностных ориентаций подростающего поколения....

«Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга»

доклад на тему "Создание условий для формирования ценностных ориентаций патриотического воспитания средствами многополярной традиционной культуры Санкт-Петербурга"...

Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста

Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...