Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия по чтению художественной литературы
«Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4
Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект занятия по чтению художественной литературы
«Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе
Воспитатель:
первой квалификационной категории:
Янаева Ф.Т.
г. Каменка, 2023г.
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, способность испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с персонажем.
Задачи:
-Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать.
-Пополнять литературный багаж сказками, пословицами.
-Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации (эмоциональность исполнения, умение интонацией, жестом передать своё отношение к содержанию фразы).
-Развивать мышление, творческое воображение.
-Продолжать учить работать в паре, подгруппе.
-Воспитывать доброту, желание прийти на помощь, уважение к родителям.
Оборудование, предметно – развивающая среда: книга со сказкой, выставка книг народных сказок, мнемотаблицы для рассказывания эпизодов сказки, указка, «страницы из книги – иллюстрации к сказке», экран, проектор, ноутбук, презентация, магнитофон, коробка с зеркалом, аудиозапись для физминутки
https://audiohunter.ru/?song=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0
Методы и приёмы: Использование ИКТ, сюрпризный момент, работа в парах, вопросы к детям, указания, предоставление права выбора – «страницы из книги – иллюстрации к сказке»
Форма организации: группа, подгруппы, пары
Предварительная работа: Чтение сказок разных народов, разучивание пословиц и объяснение их смысла. Знакомство детей с народом – нанайцы, с местом их проживания, с нанайским народным костюмом.
Словарная работа: стойбище, напёрсток, очаг
Работа с родителями: Оформление выставки книг со сказками, заучивание пословиц о труде, доброте и объяснение их смысла.
Организация детей: дети сидят полукругом. Обращаю внимание на осанку детей.
Ход:
Воспитатель: Я знаю, вы очень любите сказки. Назовите ваши любимые. (ответы детей) Вспомните, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения.
- Скажите, почему некоторые сказки называются народными? (потому что их сочинил народ).
- А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими)
Вы уже знаете не только русские и татарские народные сказки, но и сказки других народов. 21 февраля мы отмечали международный День родного языка и читали много сказок. Назовите их («Ленивая внучка» Башкирская народная сказка, «Добро лечит» Марийская народная сказка, «Как собака себе друга искала» Мордовская народная сказка, «Алый цветок» Удмуртская народная сказка, «Лиса и дятел» Чувашская народная сказка…..)
Обращаю внимание на выставку книг.
Проблемная ситуация
- Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз (показываю коробку). Ребята, коробочка не простая. Это коробка – загадка. Вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей) Вы можете мне задавать вопросы, но вопросы надо задавать так, чтобы я ответила только «да», или «нет». Если не получится быстро отгадать, загадываю загадку.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Всё как есть ему покажет.
(Зеркало)
- Ребята, вы смотрите на себя в зеркало? (Ответы детей).
- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
- Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то может произойти беда.
- Вспомните названия сказок, где герои тоже любили смотреться или пользовались зеркалом? («Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне») И какие были последствия?
Каю из этой самой сказки Андерсена в глаз попал осколок зеркала, Зеркало было не простое, а волшебное, травмы глаза он не нанёс, а вот на характер Кая повлиял кардинально, он стал равнодушным, злым, чёрствым.
В сказке Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях очень важную роль играет говорящее зеркало. Наделив зеркало таким волшебным свойством, поэт подчеркнул настоящее назначение этого предмета: лишь зеркало способно сказать правду даже самой царице, ведь оно только отражает то, что есть на самом деле.
ll. Основная часть
- Ребята, сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки. Познакомимся с нанайской сказкой «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
- Предположите, кто или что такое Айога? (имя девочки)
- Сказка народная? (да)
- Какой народ сочинил? (нанайский)
Слушайте внимательно, в сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в своей речи: стойбище – это место, поселение где живут нанайцы. По другому деревня или посёлок.
Очаг - место или устройство для разведения и поддержания огня.
Наперсток - колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье.
Читаю сказку «Айога», затем беседую с детьми.
- Назовите героев сказки? (Айога, мама, соседка)
- Что сказочного вы заметили? (превращение в гуся)
- Как начинается сказка? (.Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога...)
- Какая Айога была? (Айога была красивой, ленивой, хитрой, злой, гордой.)
- А соседская девочка какой была? (доброй, отзывчивой, вежливой, ласковой.)
- Как бы вы назвали эту сказку? (ответы детей)
- О чем попросила дочку мама? (мама попросила дочку принести воды.)
- Как поступила Айога? (нашла много причин, чтобы не ходить.)
(слайд 1) Давайте вспомним их диалог с мамой. Что бы вам было легче вспомнить все причины, которые придумывала Айога в разговоре, посмотрите на экран. Работа в парах (мнемотаблица). Кто будет мамой, а кто Айогой?
Вот один раз говорит ей мать:
— Пойди воды принеси, Айога!
Отвечает Айога:
— А я в воду упаду.
— А ты за куст держись!
— Куст оборвётся! — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись!
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень!
— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой!
— Иголка сломается!
— Толстую иголку возьми! — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!
— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.
- Какая у Айоги мама? (трудолюбивая, мудрая, терпеливая, справедливая.)
- Почему мама отдала лепешку соседской девочке? (потому что она принесла ей воды.)
- Что случилось потом? Давайте, продолжим их диалог с мамой.
(слайд 2) Работа в парах (мнемотаблица).
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу!
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну!
— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!
- Правильно ли поступила мама, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (да)
- Почему? (потому что Айога не принесла воды, а соседская девочка помогла её маме.)
- Мама поступила по справедливости? (да)
- Как бы вы поступили на месте Айоги?
- Каким тоном надо разговривать с родителями, старшими? (уважительно, спокойно)
В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». - Как вы думаете, подходит ли она к данной ситуации? (да) Объясните её смысл.
- Что было дальше?
- Какими словами в сказке говорится про то, как разозлилась Айога? (Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.).
– Давайте изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют последовательность превращения девочки в гуся.)
- Чем закончилась сказка? (Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!)
Музыкаьная физминутка «Три хлопка»
Сейчас, я предлагаю пересказать сказку с помощью иллюстраций. (7 детей)
Слайд 3. Посмотрите, у нас 7 иллюстраций, значит надо 7 человек. Но они перепутались. Каждый выберет себе эпизод, вам надо восстановить последовательность и рассказать. А мы послушаем у кого пересказ получится более полным, кто более точно повторил фразы из сказки. (распечатанные картинки выбирают и встают в нужной последовательности)
Слайд 4. Давайте проверим правильно ли дети составили последовательность.
- Сказка оканчивается грустно для Айоги. Хотелось бы вам, что - то изменить в сказке? Придумайте такое продолжение, чтобы получился счастливый конец. Дети выполняют. Если затрудняются, помогаю, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
lll. Заключительная часть
– Часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других.)
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
- Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?
( все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)
– Вы знаете много пословиц и поговорок на эту тему. Какая из них подошла бы к этой сказке?
Продолжи пословицу:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»
«Всякий человек в деле познаётся»
«Без труда нет добра»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Труд кормит, а лень портит»
- Ребята, скажите, чем мы занимались сегодня на занятии? (работали со схемой, коробка – загадка, пересказывали сказку, придумывали концовку сказки, пословицы повторяли, познакомились с нанайским народом)
- Что вам особенно понравилось?
- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? Что удивило?
- Чему она вас научила?
Я хотела отметить на сегодняшнем занятии работу Лики, она придумывала интересные названия и концовки к сказке. Мирослава очень выразительно показала образ Айоги. Алиса назвала много разных народных сказок.
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Книги нашей библиотеки» в старшей группе
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Конспект занятия по чтению худ...
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Два козлика» К. Д. Ушинского в средней группе
Знакомство с произведением К. Ушинского "Два козлика"...
План-конспект чтение художественной литературы нанайской народной сказки "Айога"
laquo;Чтение нанайской народной сказки «Айога»»....
Конспект занятия основной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группе. Тема: чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему: «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ речевое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯна тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».образовательная область речевое развитиегруппа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Сказка «Соломенный бычок, смоляной бочок».
Цель: совершенствовать навыки разговорной речи детей.Программное содержание:-приучать детей слушать русские - народные сказки,сопровождая их показом иллюстраций;-познакомить ребят со сказкой &laq...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки Золотой ключик»
Одно из важных условий для гармоничной жизни ребенка — это полноценное и своевременное развитие его речи. Сейчас дети в связи с большим информационным потоком, который они зачастую не успевают п...