Конспект занятия по чтению художественной литературы «Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Янаева Фатима Тагировна

Конспект занятия по чтению художественной литературы

«Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  № 4  

 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по чтению художественной литературы

«Нанайская сказка «Айога», в подготовительной к школе группе

 

Воспитатель:

 первой квалификационной категории:

Янаева Ф.Т.

г. Каменка, 2023г.

Цель:  Продолжать развивать интерес к художественной литературе, способность испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с персонажем.

 Задачи: 

-Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать.

-Пополнять литературный багаж сказками, пословицами.

-Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации (эмоциональность исполнения, умение интонацией, жестом передать своё отношение к содержанию фразы).

-Развивать мышление, творческое воображение.

-Продолжать учить работать в паре, подгруппе.

-Воспитывать доброту, желание прийти на помощь,  уважение к родителям.

Оборудование, предметно – развивающая среда: книга со сказкой, выставка книг народных сказок, мнемотаблицы для рассказывания эпизодов сказки, указка, «страницы из книги – иллюстрации к сказке», экран, проектор, ноутбук, презентация, магнитофон, коробка с зеркалом, аудиозапись для физминутки

https://audiohunter.ru/?song=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0

Методы и приёмы: Использование ИКТ, сюрпризный момент, работа в парах, вопросы к детям, указания, предоставление права выбора – «страницы из книги – иллюстрации к сказке»

Форма организации: группа, подгруппы, пары

Предварительная работа: Чтение сказок разных народов, разучивание пословиц и объяснение их смысла. Знакомство детей с народом – нанайцы, с местом их проживания, с нанайским народным костюмом.

Словарная работа: стойбище, напёрсток, очаг

Работа с родителями: Оформление выставки книг со сказками, заучивание пословиц о труде, доброте и объяснение их смысла.

Организация детей: дети сидят полукругом. Обращаю внимание на осанку детей.

Ход:

Воспитатель: Я знаю, вы очень любите сказки. Назовите ваши любимые. (ответы детей) Вспомните, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения.

- Скажите, почему некоторые сказки называются народными? (потому что их сочинил  народ).

- А если их написал сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими)

Вы уже знаете не только русские и татарские народные сказки, но и сказки других народов. 21 февраля мы отмечали международный День родного языка и читали много сказок. Назовите их («Ленивая внучка» Башкирская народная сказка, «Добро лечит» Марийская народная сказка, «Как собака себе друга искала»  Мордовская народная сказка,  «Алый цветок» Удмуртская народная сказка,  «Лиса и дятел» Чувашская народная сказка…..)

Обращаю внимание на выставку книг.

Проблемная ситуация

 - Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз (показываю коробку). Ребята, коробочка не простая. Это коробка – загадка. Вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей) Вы можете мне задавать вопросы, но вопросы надо задавать так, чтобы я ответила только «да», или «нет». Если не получится быстро отгадать, загадываю загадку.

 И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Всё как есть ему покажет.

(Зеркало)

- Ребята, вы смотрите на себя  в зеркало? (Ответы детей).

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

 - Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то может произойти беда.

- Вспомните названия сказок, где герои тоже любили смотреться или пользовались зеркалом? («Снежная королева», «Сказка о мёртвой царевне») И какие были последствия?

Каю из этой самой сказки Андерсена в глаз попал осколок зеркала, Зеркало было не простое, а волшебное, травмы глаза он не нанёс, а вот на характер Кая повлиял кардинально, он стал равнодушным, злым, чёрствым.

В сказке Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях очень важную роль играет говорящее зеркало. Наделив зеркало таким волшебным свойством, поэт подчеркнул настоящее назначение этого предмета: лишь зеркало способно сказать правду даже самой царице, ведь оно только отражает то, что есть на самом деле.

ll. Основная часть

- Ребята, сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки. Познакомимся с  нанайской сказкой «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

- Предположите, кто или что такое Айога? (имя девочки)

- Сказка народная? (да)

- Какой народ сочинил? (нанайский)

Слушайте  внимательно, в сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в своей речи: стойбище – это место, поселение где живут нанайцы. По другому деревня или посёлок.

Очаг - место или устройство для разведения и поддержания огня.

Наперсток - колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье.

Читаю сказку «Айога», затем беседую с детьми.

- Назовите героев сказки? (Айога, мама, соседка)

- Что сказочного вы заметили? (превращение в гуся)

- Как начинается сказка? (.Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога...)
-  
Какая Айога была? (Айога была красивой, ленивой, хитрой, злой, гордой.)

- А соседская девочка какой была? (доброй, отзывчивой, вежливой, ласковой.)

- Как бы вы назвали эту сказку? (ответы детей)

-  О чем попросила дочку мама? (мама попросила дочку принести воды.)

- Как поступила Айога? (нашла много причин, чтобы не ходить.)

(слайд 1) Давайте вспомним их диалог с мамой. Что бы вам было легче вспомнить все причины, которые придумывала Айога в разговоре, посмотрите на экран. Работа в парах (мнемотаблица). Кто будет мамой, а кто Айогой?

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси, Айога!

Отвечает Айога:

— А я в воду упаду.

— А ты за куст держись!

— Куст оборвётся! — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись!

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень!

— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой!

— Иголка сломается!

— Толстую иголку возьми! — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!

— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

- Какая у Айоги мама? (трудолюбивая, мудрая, терпеливая, справедливая.)

- Почему мама отдала лепешку соседской девочке? (потому что она принесла ей воды.)

- Что случилось потом? Давайте, продолжим их диалог с мамой.

(слайд 2)  Работа в парах (мнемотаблица).

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу!

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну!

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

- Правильно ли поступила мама, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (да)

- Почему? (потому что Айога не принесла воды, а соседская девочка помогла её маме.)

-  Мама поступила по справедливости? (да)

- Как бы вы поступили на месте Айоги?

- Каким тоном надо разговривать с родителями, старшими? (уважительно, спокойно)

В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». - Как вы думаете, подходит ли она к данной ситуации? (да) Объясните её смысл.

- Что было дальше?

- Какими словами в сказке говорится про то, как разозлилась Айога? (Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.).

– Давайте изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют последовательность превращения девочки в гуся.)

- Чем закончилась сказка? (Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!)

Музыкаьная физминутка «Три хлопка»

Сейчас, я предлагаю пересказать сказку с помощью иллюстраций. (7 детей)  

Слайд 3. Посмотрите, у нас 7 иллюстраций, значит надо 7 человек. Но они перепутались. Каждый выберет себе эпизод, вам надо восстановить последовательность и рассказать. А мы послушаем у кого пересказ получится более полным, кто более точно повторил фразы из сказки. (распечатанные картинки выбирают и встают в нужной последовательности)

Слайд 4.  Давайте проверим правильно ли дети составили последовательность.

- Сказка оканчивается грустно для Айоги. Хотелось бы вам, что - то изменить в сказке? Придумайте такое продолжение, чтобы получился счастливый конец.  Дети выполняют. Если затрудняются, помогаю, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

 lll. Заключительная часть

– Часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других.)

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

 - Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?

 ( все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)

– Вы знаете много пословиц и поговорок на эту тему. Какая из них подошла бы к этой сказке?

Продолжи пословицу:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

 «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет»

«Всякий человек в деле познаётся»

 «Без труда нет добра»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

 «Труд кормит, а лень портит»

- Ребята, скажите, чем мы занимались сегодня на занятии? (работали со схемой, коробка – загадка, пересказывали сказку, придумывали концовку сказки, пословицы повторяли, познакомились с нанайским народом)

- Что вам особенно понравилось?

- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? Что удивило?

 -  Чему она вас научила?

Я хотела отметить на сегодняшнем занятии работу Лики, она придумывала интересные названия и концовки к сказке. Мирослава очень выразительно показала образ Айоги. Алиса назвала много разных народных сказок.

Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Книги нашей библиотеки» в старшей группе

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17         Конспект  занятия  по чтению худ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему: «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ речевое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯна тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».образовательная область речевое развитиегруппа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Сказка «Соломенный бычок, смоляной бочок».

Цель: совершенствовать навыки разговорной речи детей.Программное содержание:-приучать детей слушать русские - народные сказки,сопровождая их показом иллюстраций;-познакомить ребят со сказкой &laq...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки Золотой ключик»

Одно из важных условий для гармоничной жизни ребенка — это полноценное и своевременное развитие его речи. Сейчас дети в связи с большим информационным потоком, который они зачастую не успевают п...