ЧХЛ старшая группа Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» №32
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

Чтение художественной литературы старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_no32pereskaz_skazki_vyusuteeva_korablik.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  чтение художественной литературы в старшей группе

Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» №32

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное - развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Создание условий для развития связной речи детей.

Задачи: учить детей связно пересказывать сказку по картинкам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать умение понимать и объяснять смысл поговорки;развивать связную речь, слуховое внимание, зрительную память, мышление;пополнять и активизировать словарь детей;формировать у детей интерес к художественному слову;

воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Материалы и оборудование: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.

Планируемый результат: созданы условия для развития связной речи детей.

Структура занятия

Вводная часть

IIч

Основная часть

20м

1

Подготовка к чтению

беседа про автора

2

Чтение сказки

вопросы по содержанию

3

Упражнения

лексико-граматические

4

Физкультминутка

«Кораблик»

5

Повторное чтение

пересказ детьми

6

Дидактическая игра

расставь последовательность

7

Пересказ сказки

по картинам

IIIч

Заключительная часть

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

I. Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг).

- Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? (Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём).

IIОсновная часть.

1. Подготовка к восприятию текста

- Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки для детей)

- Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки  у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).

- Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Кораблик».

2. Чтение сказки с последующим обсуждением

Воспитатель читает сказку «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

ПошёлЦыплёнок и принёс листочек.

Мышонок — ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Беседа по содержанию:

- Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)

- О ком рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыплёнке, Мышонке, Муравье, Жучке.)

- Что придумали друзья? (Друзья построили свой корабль.)

- Как они строили кораблик? (Цыплёнок принёс листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.)

- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь!)

- Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным.)

- А его друзья какие? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)

- Как вы понимаете,  что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»? (Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)

В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев.)

А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?

Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.)

3. Лексико-грамматические упражнения к тексту:

Игра «Назови ласково»

-А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

- Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок.

Игра «Назови детёнышей»

У лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.

- А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайтевстанем в круг и поплывём.

4. Физкультминутка «Кораблик»

Ветер по морю гуляет                  (Руки наверху раскачиваем)

И кораблик подгоняет                  (Дуем)

Он бежит себе в волнах               (Руки на пояс и лёгким бегом)

на раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм,   (Сильно раскачиваем рукамиделаем  

Прогремел на небе гром.         круговые движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался,         (Руки в стороны прямые, ногиврозь, качаемся)

Вверх с волной сперва умчался,   (Руки волнообразно поднимает вверх)

А потом упал он вниз.                 (Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз.              (Приседаем)

5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ

- Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.

6. Дидактическая игра «Расставь последовательность картин»

- Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.

Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.

7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально)

-Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку? (3 детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.)

- А теперь кто сможет пересказать всю сказку? (Индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки.)

III. Рефлексия

- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке?  (Ответы детей)

- Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? (Ответы детей)

Задание воспитателя

Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"

Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Задачи и цели: - Научиться связно, пересказывать сказку, опираясь на мнемосхемы. - Учились объяснять смысл поговорки. - Закрепляли умение образовывать слова при помощи суффиксов....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"

Конспект  занятия по развитию речи  в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».Цель: Создать условия для формирования навыков связного по...