План работы на год по курсу информатики для дошкольников в рамках образовательной программы "Школа 2100""
методическая разработка по информатике (старшая группа) по теме

КУЛИКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Данный курс не требует наличия компьютера для проведения занятий. Он ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения; подготавливает детей к предстоящему обучению построению информационно - логических моделей деятельности. Дети  осваивают умственные операции, которые необходимы для последующего школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы кружка по подготовке к обучению компьютерной грамотности  старшего дошкольного возраста

в рамках дополнительного образования «Школа 2100»

 Подготовка к обучению компьютерной  грамотности

в рамках дополнительного образования «Школа 2100»

А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Всё по полочкам» - методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников ООО «Баллас» 2004.

А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Всё по полочкам» - рабочая тетрадь для детей к курсу информатики для дошкольников ООО «Баллас» 2004.

ЦЕЛЬ: Подготовка детей дошкольного возраста к обучению компьютерной грамоте.

ЗАДАЧИ:

I группа задач:

 - научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие    заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на  подмножества, характеризующиеся общим свойством;

 - научить обобщать по признаку

 - научить сопоставлять части и целое для предметов и  действий

 - познакомить с главной функцией (назначением) предметов

 - научить сопоставлять события в правильной последовательности                                                                                                                                                                   - научить описывать свои действия

 - познакомить с функцией как действием, по отношению к разным предметам

 - научить описывать порядок действий

 - научить находить ошибки в неправильной последовательности  

II группа задач:

 - познакомить с истинными и ложными высказываниями

 - познакомить с отрицанием (не вводя термина)

 - познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков

 - познакомить с логической операцией «И» (не вводя термин»)

III группа задач:

 - научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта

 - научить пользу и вред свойства в разных ситуациях

 - научить находить похожее у разных предметов

 - научить проводить аналогию между разными предметами

 - научить переносить свойства одного предмета на другие

- научить представлять себя разными предметами и изображать поведение  этих предметов              

                   

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

(одно занятие в неделю продолжительностью 20 - 30 минут; всего 32 занятия)

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Сравнение  предметов свойству»

Познакомить со свойствами «Мягкое», «Сладкое» Учить находить предме-

ты, обладающие свойством «Мягкое», учить устанавливать последовательность событий

Стр.10

«Подготовка к знакомству с отрицанием»

Познакомить с отрицанием, находить предметы, обладающие одним свойством, учить выделять главные свойства, математические отношения.

Стр.11

«Подготовка к введению понятий

«Истина», «Ложь»

Познакомить с истинными и ложными высказываниями. Учить обобщению по признаку, выделять свойства предметов, находить закономерность по признаку.

        Стр.12

«Отрицание по аналоги» Поиск закономерностей

Учить формулировать

отрицание по аналогии, выполнять последовательность действий, восстанавливать нарушенную закономерность

               Стр.13

Октябрь

«Подмножества с общим свойством»

Разбивать множества на подмножества, по-

знакомить с объединением множеств, различать части и целое.

       

Стр.15

«Описание последовательности

действий»

Соотносить элементы двух множеств по количеству, уметь описывать свои действия, использовать запрещающие и разрешающие знаки.

             

       Стр.17

«Функции (назначение) предметов. Логическая операция « И»

Познакомить с логической операцией «И». Сравнивать предметы по названию.

           

          Стр.18

«Элементы кодирования. Симметрия по образцу»

Учить дорисовать симметричный рисунок, выполнять действия, которые заданы при помощи рисунков.

           

     

         Стр.20

Ноябрь

« Обобщение по признаку»

Свойство - «Оставлять след на чём-то», находить предметы с этим свойством, сравнивать предметы с этим свойством, видеть пользу и вред с этим свойством в разных ситуациях.

        Стр.21

«Выделение главных свойств предметов»

Закрепление выделять свойства предметов, делить группу предметн-

ых картинок на множества, соотносить мн-ва

по числу элемен-

тов.      

       

           

       Стр.24

«Разбиение множеств на подмножества с общим свойством»

Учить называть объединения множеств, описывать порядок действий, выделять  главные свойства, матем. отношения.

   

     Стр.25

«Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам»

Сравнивать признаки предметов. Соотносить элементы двух множеств (взрослое животное - детёныш),

(еда- с помощью чего её едят)

         

       Стр.27

Декабрь

«Вложенность множества предметов с общим свойствами»

Выявить положительные отрицательные стороны отличий, подбирать родовое понятие к видовым и наоборот, понять объём  какого множества больше.

     

      Стр.29

«Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков»

Находить ошибки в неправильной последовательности. Умение пользоваться запрещающими и разрешающими знаками.

         

             Стр.31

Подготовка к введению понятия «Алгоритм»

Знакомство с алгоритмом «Иду в гости» сравнивать геометрические фигуры, учить сопоставлять «Часть» и «Целое»

     

        Стр.33

«Закономерность в расположении фигур

и предметов»

Учить сравнивать предметы по свойствам, создавать свои закономерности и располагать  предметы в этой последовательности.

Выполнять действия, закодированные рисунком, цифрами.

     

         

        Стр.35

Январь

«Логическая операция « И»

Сравнивать внешность морских обитателей, их признаки, поведение.

Выбирать правильное отражение из предложенных вариантов.

     

        Стр.37

«Упорядочение серии предметов по разным признакам»

Расставлять предметы определённом порядке, развивать память и  воображе-ние. Знакомство  с отрицанием

   

         Стр.38

«Последовательность событий»

Расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием (не водя термин)

 

         Стр.40

«Расстановки  и перестановки»

Знакомство с функцией (действием) не водя термин. Учить строить высказывания, отрица-

ющие данные высказыва

ния.

       

 

         Стр.41

Февраль

Март

«Задачи – шутки»

(на внимание и логические рассуждения)

Выделять свойства, математические отношения в виде задач – шуток, загадок. Продолжать знакомить с функцией

(действием)

     

         

    Стр.43

«Сравнение объектов

отличия»

Сравнивать реальные предметы между собой. Познакомить со словом «библиотека»,

расставлять предметы разным способом

     

           

Стр.50

«Упражнения на развитие воображение»

Развивать воображение (аналогия между цветком и человеком). Называть положительные и отрицательные качества.

           

Стр.45

«Объединение множеств, задаваемых свойством»

Находить и исправлять наруш-

ния закономерностей.

   

         Стр.52

«Повторение тем: упорядочение, последовательность действий, логические операций»

Определять истинность или ложность высказывания. Находить предмет, обладающий группой названных свойств.

     

        Стр.46

«Вложенность множеств, характеризуемых свойствами»

Отгадывать загадки, ответами на которые является объединение

множеств в загадке. Учить сочинять загадки, опираясь на заданную последовательность.

           Стр.53

«Части – Целое»

«Части – Целое» относить не только к объектам, но и к действиям. Разделять действие - целое на действия - части. Расс-

тавлять действия - части по порядку, так чтоб добиться лучшего результата.

   

   

   

         Стр.49

«Элементы

 кодирования»

Находить спрятанный предмет по подсказке

преподавателя. Восстанавливать последовательность.

Выполнять

действия, закодированные

цветом и цифрами.

   

     

          Стр.55

«Выделение свойств»

Разбивать множества на подмножества, целое  действие на части. Развивать воображение. Восстанавливать события.

   

   

   

         

       

               Стр.60

Апрель

«Функции назначения предметов»

Называть предметы, выполняющие функцию

(«Летать)

           

       

    Стр.58

«Простейшие алгоритмы расстановки»

Составлять команды для выполнения действия, Учить расставлять предметы(«дома» на «улице» ) описывая свои действия.

       

 Стр.  57

«Отображение множеств»

Выявлять и изображать свойства группы предметов (обитателей леса)Соотносить элементы(Жилище –Обитатель) Выполнять простой алгоритм.

   

          Стр.59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Статья "Взаимосвязь ТРИЗ и информатики для дошкольников по программе Детский сад 2100"

В статье описывается программа курса информатики "Все по полочкам", и способ ее реализации посредством ТРИЗ технологии....

План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»

План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»...

Программа подготовительного курса информатики для дошкольников

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" г. Смоленск       «Я САМ» (смотрю, анализирую, мыслю)   Составитель Вос...

Результативность проведения воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в рамках образовательного события по теме “Шахматная страна”

Описание результативности проведения воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в рамках образовательного события по теме “Ша...