Проектная работа "Использование информационно - коммуникационных технологий.
проект по информатике (подготовительная группа) на тему

Фокина Ольга Михайловна

В проекте представлены следующие разделы: пояснительная записка, паспорт проектной работы, актуальность темы, цель, задачи проекта, ресурсное обеспечение проекта, поэтапный план реализации проекта, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx30.24 КБ
Файл ikt.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 101

города Липецка

Проектная работа

«Использование информационно-коммуникационных технологий»

                                                               

Воспитатели:

Фокина О.М.

Гуляева И.В.

                             

                                            Липецк  2015

Пояснительная записка

         Актуальность использования информационных технологий вызвана  социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста,  а также практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера  в дошкольных образовательных учреждениях  доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного                                образования  предъявляет определенные  требования к  информационно-методическому обеспечению, которые  включают:

Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме: помогать воспитательному процессу; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между воспитателями образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач воспитательной деятельности.

        Как в группе создать условия  для   выполнения   данных требований?  С этой целью  в  логопедической группе №1разработан проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе».

Паспорт проектной работы

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе»

Участники проекта: воспитатели группы, 17 воспитанников, родители (законные представители) воспитанников.

Тип проекта: поисковый, творческо-игровой, коллективный.     

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный, 2 года.

Проблема:

Модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного   образования» обусловили необходимость сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)  в деятельность логопедической группы №1.

         Анализируя деятельность нашей группы, отмечаем, что использование воспитателями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с детьми и родителями находится на низком уровне: отсутствует: интерактивная доска, ноутбуки, доступ к ресурсам Интернет. Вместе с тем  воспитатели группы владеют персональным компьютером.

        

Актуальность темы. 

. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.

                 

Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

    Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.          

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.         

            Использование ИКТ в группе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Цель:   создание единой информационной среды в группе,  в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса:  дети и их родители (законные представители),    воспитатели, администрация.

Задачи проекта

  1. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми.
  4. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с воспитателями.

Ресурсное обеспечение проекта        

  • функционирование воспитателей по реализации проекта в группе;
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • оснащение методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми;
  • освоение программного сопровождения коррекционной работы с детьми  логопатами.
  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • организация мероприятий по информированию родителей о ходе реализации проекта;
  • предупреждение рисков  при создании единого информационного образовательного пространства;

Материально-технические:

  • приобретение технических и дидактических средств обучения;
  • оснащение группы оргтехническими средствами: интерактивной доской, мультимедийными проекторами, ноутбуками, мольбертами;

Финансовые:

  • спонсорская помощь.

Поэтапный план реализации проекта

1 этап – организационный

  • разработка нормативно - правовой базы;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательный процесс в группе.

2 этап – внедренческий

  • апробирование и внедрение ИКТ в образовательный процесс в соответствии с ФГОС;
  • подготовка воспитателей к новой образовательной практике;
  • выстраивание сотрудничества с родителями через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
  • совершенствование модели взаимодействия воспитателей и семьи в развитии детей;

3 этап – результативный

  • анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение опыта работы воспитателей;
  • трансляция педагогического опыта  .

        

Риски

Риски

Пути  преодоления

Родители (законные представители) против обучения детей работе на компьютере

Предоставление нормативно – правовой документации

Открытые занятия

Перегрузка воспитанников

Соблюдение требований СанПиН

Реализация проектов  в игровой деятельности

Ожидаемые результаты

  1. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Повышение уровня ИКТ компетентности  воспитателей.
  4. Индивидуальное сопровождение через использование информационно - коммуникативных технологий детей логопатов в  системе межпрофесионального взаимодействия специалистов  и воспитателей.
  5. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий.

                Финансовая смета на реализацию проекта:

Наименование

Кол – во

Цена

1

Интерактивная  доска «Panasonik» с мультимедийным оборудованием

1 шт.

80000

2

Ноутбук

1 шт .

23000

3

Мольберт  

1шт.

4000

4

Интерактивные развивающие  игры для дошкольников

1 шт.

1000

5

Коррекционно – развивающий комплекс для логопедической работы

1шт.

3000

6

Доска магнитно - маркерная

1шт.

3000

Итого

Литература:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с
  2. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
  3. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 32–39.
  4. Ю.М.Горвиц  Компьютерные технологии и обшее психическое развитие дошкольников http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1
  5. Ю.М.Горвиц  Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников

http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 101

города Липецка

Проектная работа

«Использование информационно-коммуникационных технологий»

                                                               

Воспитатели:

Фокина О.М.

Гуляева И.В.

                             

                                            Липецк  2015

Пояснительная записка

         Актуальность использования информационных технологий вызвана  социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста,  а также практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера  в дошкольных образовательных учреждениях  доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного                                образования  предъявляет определенные  требования к  информационно-методическому обеспечению, которые  включают:

Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме: помогать воспитательному процессу; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между воспитателями образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач воспитательной деятельности.

        Как в группе создать условия  для   выполнения   данных требований?  С этой целью  в  логопедической группе №1разработан проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе».

Паспорт проектной работы

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе»

Участники проекта: воспитатели группы, 17 воспитанников, родители (законные представители) воспитанников.

Тип проекта: поисковый, творческо-игровой, коллективный.     

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный, 2 года.

Проблема:

Модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного   образования» обусловили необходимость сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)  в деятельность логопедической группы №1.

         Анализируя деятельность нашей группы, отмечаем, что использование воспитателями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с детьми и родителями находится на низком уровне: отсутствует: интерактивная доска, ноутбуки, доступ к ресурсам Интернет. Вместе с тем  воспитатели группы владеют персональным компьютером.

        

Актуальность темы. 

. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.

                 

Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

    Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.          

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.         

            Использование ИКТ в группе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Цель:   создание единой информационной среды в группе,  в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса:  дети и их родители (законные представители),    воспитатели, администрация.

Задачи проекта

  1. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми.
  4. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с воспитателями.

Ресурсное обеспечение проекта        

  • функционирование воспитателей по реализации проекта в группе;
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • оснащение методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми;
  • освоение программного сопровождения коррекционной работы с детьми  логопатами.
  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • организация мероприятий по информированию родителей о ходе реализации проекта;
  • предупреждение рисков  при создании единого информационного образовательного пространства;

Материально-технические:

  • приобретение технических и дидактических средств обучения;
  • оснащение группы оргтехническими средствами: интерактивной доской, мультимедийными проекторами, ноутбуками, мольбертами;

Финансовые:

  • спонсорская помощь.

Поэтапный план реализации проекта

1 этап – организационный

  • разработка нормативно - правовой базы;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательный процесс в группе.

2 этап – внедренческий

  • апробирование и внедрение ИКТ в образовательный процесс в соответствии с ФГОС;
  • подготовка воспитателей к новой образовательной практике;
  • выстраивание сотрудничества с родителями через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
  • совершенствование модели взаимодействия воспитателей и семьи в развитии детей;

3 этап – результативный

  • анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение опыта работы воспитателей;
  • трансляция педагогического опыта  .

        

Риски

Риски

Пути  преодоления

Родители (законные представители) против обучения детей работе на компьютере

Предоставление нормативно – правовой документации

Открытые занятия

Перегрузка воспитанников

Соблюдение требований СанПиН

Реализация проектов  в игровой деятельности

Ожидаемые результаты

  1. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Повышение уровня ИКТ компетентности  воспитателей.
  4. Индивидуальное сопровождение через использование информационно - коммуникативных технологий детей логопатов в  системе межпрофесионального взаимодействия специалистов  и воспитателей.
  5. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий.

                Финансовая смета на реализацию проекта:

Наименование

Кол – во

Цена

1

Интерактивная  доска «Panasonik» с мультимедийным оборудованием

1 шт.

80000

2

Ноутбук

1 шт .

23000

3

Мольберт  

1шт.

4000

4

Интерактивные развивающие  игры для дошкольников

1 шт.

1000

5

Коррекционно – развивающий комплекс для логопедической работы

1шт.

3000

6

Доска магнитно - маркерная

1шт.

3000

Итого

Литература:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с
  2. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
  3. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 32–39.
  4. Ю.М.Горвиц  Компьютерные технологии и обшее психическое развитие дошкольников http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1
  5. Ю.М.Горвиц  Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников

http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»

АннотацияВ статье  рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.Современные условия образования характ...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»

Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,...