Проект "Мультимедийное пространство современного дошкольника"
проект по информатике на тему

Кашковская Маргарита Владимировна

     Многие психологи подтверждают, что home-анимация - это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Детям же это необычное хобби помогает почувствовать себя увереннее. Они работают в творческой команде, что развивает  доверие, а достижение общей цели (создание фильма) позволяет почувствовать результативность этой деятельности. Анимационные фильмы дают возможность познания ребенком материала от восприятия через эмоцию к ассоциации анализу, затем к творчеству. Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения демонстрирует эмоциональное состояние, которое переживают герои, формируются стереотипы поведения и разрешения ситуации. Ее образность и яркость отвечает потребностям дошкольника. А процесс обучения и познание окружающего мира становиться радостью для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_multy.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийное пространство современного дошкольника

«Нет ничего забавнее придуманного и организованного самим собой»

Туве Янсон

     Многие психологи подтверждают, что home-анимация - это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Детям же это необычное хобби помогает почувствовать себя увереннее. Они работают в творческой команде, что развивает  доверие, а достижение общей цели (создание фильма) позволяет почувствовать результативность этой деятельности. Анимационные фильмы дают возможность познания ребенком материала от восприятия через эмоцию к ассоциации анализу, затем к творчеству. Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения демонстрирует эмоциональное состояние, которое переживают герои, формируются стереотипы поведения и разрешения ситуации. Ее образность и яркость отвечает потребностям дошкольника. А процесс обучения и познание окружающего мира становиться радостью для дошкольников.

Как указывал А. В. Запорожец, в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека. [П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, 1978].

Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.) [Д. Б. Эльконин, 1960; Психология личности и деятельности дошкольника, 1965; и др.]

Сосредотачивая внимание на форме опосредствования, которая соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольника, тем самым обеспечивается успешность решения интеллектуальных задач в дальнейшем у школьника и взрослого человека. Форма опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Моделирование предметов окружающего мира приводит к созиданию реального продукта, в  котором представление о предмете, явлении, ситуации получает реальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

     Проводимая с детьми непосредственно-образовательная деятельность в разных формах, отражают систему образовательного содержания. Традиционные занятия не утратили свою ценность, они сохраняются на этапе активного обучения детей прямым путем, т.е. предъявления ново материала.

Учитывая, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия  - зрительный, слуховой, кинестетический, мы определили цель нашего проекта:

  предоставлять детям возможность, в процессе создания мультипликации, по-разному «проживать» полученную информацию достаточно длительное время, что позволяет видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциативными знаниями и передавать свое отношение к ней.

Задачи:

  1. Развивать целенаправленную деятельность детей  и их стремление к созидательной активности.
  2. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных представлений детей в процессе восприятия окружающего мира.
  3. Развивать воображение и творческие возможности детей, способствовать к продуктивной деятельности.

Формы представленности ребенку цели создания объекта в рамках продуктивной деятельности:

  1. Образцы будущего объекта (работа по образцам, эскизам, иллюстрациям)
  2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта (незавершенные наброски, элементы аппликации, объемных фигур из пластилина)
  3. Графические схемы создаваемого продукта (эскизы, выкройки)
  4. Словесные описания цели и условий, которым должен соответствовать будущий продукт (словесные описания, пересказ, сочинения)

Функции продуктивной деятельности и решаемые ими задачи:

  1. Общеразвивающая функция
  1. Участвует в эмоционально-личностном становлении ребенка.
  2. Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства  и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов.
  3. Создает условия для целеполагания и произвольной организации деятельности.
  4. Закладывает у ребенка основы трудолюбия.
  5. Формирует и развивает способность к планомерной, «шаг, за шагом», организации деятельности.
  6. Формирование и развитие творческой активности.
  1. Специфическая функция
  1. Развитие специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материалов.

Приобретаемые навыки:

Коммуникативные

  • Умение слушать друг друга
  • Умение обратиться
  • Умение высказать свое мнение
  • Работать в парах, группах
  • Умение договориться
  • Решать проблемы с помощью слов

Академические

  • Речевые навыки
  • Расширение словарного запаса
  • Умение запросить и найти информацию
  • Умение работать с изученной информацией
  • Умение решать творческие задачи
  • Умение оценить и проанализировать материалы
  • Умение самостоятельно пополнять знания

Социальные

  • Терпимое отношение к другим людям
  • Забота о других
  • Умение задать вопрос
  • Умение внести предложение
  • Мотивация к обучению
  • Умение выступать перед группой

     Современное обеспечение новыми технологиями натолкнуло нас на идею использования готовой мультипликации в качестве ознакомления с изучаемым материалом. Грамотный подбор давно забытых мультфильмов стал прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала на занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами. Для этого мы использовали  фрагменты готовой мультипликации. Оценив реакцию детей и возникший интерес, в качестве сюрпризного момента герои наших видеороликов заговорили с детьми с телеэкрана, что вызвало у детей восторг. Повысив  мотивацию к процессу познания, у детей возник вопрос, «по средствам чего герои общаются с ними?» Здесь и пришла идея организовать так называемое «Мультимедийное пространство», в котором ребенок сможет найти ответы на возникшие вопросы.

   Опираясь на высказывание Л.С.Выготского  - «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день» мы построили обучающий процесс следующим образом:

 «Развивай-ка» - развитие познавательных процессов с помощью компьютерных игр;

     «Спортивный калейдоскоп» - развитие двигательной активности посредством интерактивной игры приставки;    

 «Рисуем вместе с великими художниками» - формирование навыков работы с компьютерными программами;

     «Обучение с приключением» - создание книг на основе рассказов, историй придуманных детьми;

«Мультистудия» - создание мультфильмов на основе пластилиновых персонажей.

     Детям, реализуя себя в новом творческом направлении, важно уяснить, что ценность мультфильмов заключается не столько в технике их создания, сколько в идее, которую автор хочет донести до своего зрителя.

     Ребенок в возрасте 5-6 лет уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно. И задача взрослого дать импульс к сочинительству. Интеграция образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» позволяет ребенку с помощью взрослого, в данном случае воспитателю, придумать свой сюжет. На этом этапе ставиться цель развивать умение логически завершать какой–либо рассказ, правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ, развивая при этом эмоциональное отношение к сочиняемому сюжету.

     После создания одной (коллективной) или нескольких придуманных историй детям предлагается проиллюстрировать ее рисунками. Эффективна на данном этапе работа с родителями. У детей появляется возможность индивидуально воплотить в жизнь свой замысел, используя неограниченные возможности во времени и средствах передачи сюжета. А помощь родителей в работе еще больше придает сочинению актуальность и значимость для ребенка. Таким образом, в создании мультипликации задействованы еще две образовательные области «Художественное творчество» - рисунок с использованием различных графических средств и приемов, и «Художественная литература» - знакомство и чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций.

     После создания иллюстрированных книжек устраивается конкур на самую интересную историю. В качестве жюри выступают дети. Здесь прививаются следующие навыки - умение выступать перед группой, слушать друг друга и высказывать свое мнение, умение договариваться, оценивать и анализировать материал.

    На следующем этапе детям предлагается «оживить» историю, сказку, рассказ. В данном случае мы используем подгрупповую работу в организованной ИЗО - студии. Целесообразна работа с группами детей из 6-8 человек. Важно в этом процессе педагогу выстроить и распределить обязанности среди детей – договориться, какая группа занимается декорированием постановки, а кто займется «оживлением» пластилиновых персонажей. Необходимо учесть пожелания самих детей и наличие приобретенных навыков на фронтальных занятиях в рамках образовательной области «Художественное творчество» - аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Очень важно, чтобы ребенок смог оценить свои способности самостоятельно и осознанно сделать свой выбор, чтобы довести свою работу до конца. А задача педагога предложить своевременно весь спектр предстоящей работы и в случае необходимости выступать в качестве наставника и помощника.  

     Процесс «оживления» долгий. Главное, чтобы не пропал интерес у ребенка к работе по созданию конечного продукта - мультипликации. В данном случае мы используем «рабочий» или «пробный» стенд для обыгрывания сюжета персонажами. Каждый ребенок имеет возможность опробовать героя или атрибут декорации на стенде с последующей фотосъемкой, что позволит ему оценить размеры и качество своей работы. Этот процесс очень увлекает детей и зачастую сюжет на «рабочем» стенде приобретает новое течение событий, задача педагога контролировать и объяснять важность всей работы,  закладывать у ребенка основы трудолюбия, формировать и развивать способность к планомерной, «шаг, за шагом», организации деятельности.

     Далее предстоит самый сложный и трудоемкий этап создания мультфильма, а именно, воплощение сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене, помогают найти удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке». Задача взрослого – создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению и обеспечивать качественное техническое сопровождение процесса. Важно формировать у детей  терпение, внимание друг к другу, умение решать проблемы с помощью слов.

     Финалом создания мультфильма является звуковое и музыкальное оформление. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст. Придумывают шумовые эффекты.

     Завершающий, последний этап – монтаж фильма. На данном этапе дети участвуют в роли наблюдателей процесса, что так же является не менее интересной процедурой. Здесь у дошкольника есть возможность  принять участие в обсуждении деталей картины, предложить свою идею по оформлению названия мультфильма, титров.  

     Кульминацией всего этого процесса является просмотр всей съемочной группой готовой продукции перед зрителями на большом экране, с последующим обсуждением. Дети с большим удовольствием делятся впечатлением, рассказывают самые яркие моменты, какие трудности возникали во время создания фильма. Здесь же возникают новые идеи, сюжеты и желание возвратиться в увлекательный мир мультипликации.

Авторы проекта:

Кашковская Маргарита Владимировна

Ладыкина Татьяна Валерьевна

Грибанина Маргарита Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников

В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...

Презентация "Образовательное пространство современного д/с: проект модели предметно-пространственной развивающей среды ДОО"

Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в простр...

Интернет-пространство. Современные подходы к распространению передового опыта работы учителя-логопеда ДОУ

Использование интернета  для распространения передового опыта работы учителя-логопеда...

Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.

статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....

Образовательное пространство современного занятия: обучая всех, обучаем каждого

Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо ...

Консультация педагогам по теме: "Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения"

Данную консультацию можно использовать как методрекомендации воспиателям детского сада.Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спорти...