«Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности».
статья по информатике на тему

Шекалина Марина Ремовна

Актуальность применения ИКТ технологий в образовательной деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Направления использования ИКТ в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shekalina_marina_removna.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шекалина Марина Ремовна, ГБДОУ№103

Калининского района

Санкт-Петербурга

«Использование информационно-коммуникационных  технологий в образовательной деятельности».

За последние пять лет Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. Проводится реализация программы «Электронная Россия», происходит подключение в рамках национального проекта школ к интернету, приняты поправки к Закону «Об образовании». Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Какие технологии называются информационно-коммуникационными?  «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).                                                                                                  Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. 

И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается. И, несмотря на то, что современного дошкольника  компьютеры окружают с рождения (и дома, и в детских садах, и у врача), заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей. Это связано, в частности, с тем, что ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему,  та,  которая вызывает приятные и комфортные чувства.  Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. 

Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности должно являться повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Существует четыре направления использования ИКТ в детском саду:

  • использование ИКТ в работе с детьми;
  • использование ИКТ в методической работе;
  • использование ИКТ в работе с родителями; 
  • использование ИКТ в работе с педагогами.

Использование ИКТ в работе с детьми:

  • Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения).
  • Используя возможности программы Power Point, можно самостоятельно создавать  презентации некоторых тем.
  • При использовании компьютерной техники, возможно наглядно и последовательно показывать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно будет всем. Часто этот приём я использую в изобразительной деятельности. Воспитанники при этом получают навыки приемов рисования, лепки.
  • Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д.).

Нельзя забывать о  соблюдении элементарных санитарных норм, касающихся времени деятельности дошкольников с компьютером. По требованиям СанПиНа,  непосредственно-образовательная деятельность с  использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут.  При обучении,  детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Необходимо также регулярно проводить гимнастику для глаз ( во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд), так же важна и смена деятельности во время занятия.

Использование ИКТ в методической работе:

  • Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.);
  • Диагностика развития детей (диаграммы, графики, таблицы);
  • Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции);
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • Создание презентаций в программе Power Point;
  • Создание видеофильмов;
  • Обмен опытом, дидактическими материалами и пособиями с ведущими специалистами в области образования по всему миру.

Использование ИКТ в работе с педагогами:

  • Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций к консультациям и семинарам для педагогов);
  • Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на педагогических сайтах своих конспектов, консультаций, опыта работы).

Использование ИКТ в работе с родителями:

  • Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и на собственном сайте своих   конспектов, консультаций, опыта работы)
  • Демонстрация видеофильмов организации работы с детьми;
  • Создание собственного сайта в сети Интернет;
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку). Особенно нравится родителям это направление работы. Они с удовольствием смотрят фильмы, созданные педагогами;
  • Для повышения педагогической грамотности родителей,  можно использовать дистанционное обучение.

Таким образом, использование ИКТ в образовательной деятельности:

  • обогащает образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядных пособий в совместной деятельности;
  • освобождает от рутинной ручной работы;
  • повышает производительность труда педагога и ребенка. 

Опыт показывает, что при условии систематического использования компьютерных технологий,  в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно повышается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по математики с детьми дошкольного возраста"

В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности ма...

Перспективное планирование использования «Блоков Дьенеша» в образовательной деятельности «Познание» с детьми младшего возраста.

Перспективное планирование внедрения "Блоков Дьенеша" в ООД по ФЭМП  с детьми младшей группы ....

Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Статья "Использование камней в современной образовательной деятельности с помощью проектной деятельности"

Моим увлечением является минералогия. Это наука о камнях. Но вот вопрос: как объединить моё увлечение с любимой работой? Ведь маленький ребенок — это действительно настоящий исследователь, такой...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...