Семинар "ИКТ с дошкольниками"
презентация по информатике

Унгуру Наталья Михайловна

представлен материал и презентация по ИКТ технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_m.m._prezentatsii_ikt.docx19.61 КБ
Файл ikt_fbu4o.pptx377.49 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар для педагогов «ИКТ-компетентность-требование профессионального стандарта педагога»

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога.

Окунёмся ненадолго в историю.

Первый человек появился 2 миллиона лет назад. «Современный» человек – 35000-100000 лет назад. Колесо изобрели – 5000 лет назад, паровой двигатель – 250 лет назад, компьютеры появились – 40-50 лет назад, и в настоящее время мы наблюдаем эпоху мгновенных средств коммуникации.

История средств коммуникации такова:

Речь появилась 35000-100000 лет назад, письменность – 6000 лет назад, алфавит – 4000 лет назад, книгопечатание: 1040 г. – в Китае, 1452 г. – в Европе, в 1563 г. –в России; телефон изобрели в 1876 г, телевидение – 1926 г; оптическое волокно: 1988 г. : 3000 сообщение одновременно, 1996 г. : 1, 5 миллиона; 2000 г. – 10 миллионов.

ИКТ – информационные и телекоммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства сбора, хранения и передачи.

Под ИКТ в ДОО понимается совокупность следующих составляющих:

• СРЕДСТВА сбора, накопления и передачи информации

• + ЛЮДИ, обеспечивающие передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информация и воспитательные процессы

• + ТЕХНОЛОГИИ передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада

• + сама ИНФОРМАЦИЯ или КОНТЕНТ.

Создание условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста является стратегической целью как руководителя, так и всего коллектива ДОО. Одним из приоритетных условий, наряду с нормативно-правовым, финансовым, материально-техническим и информационным обеспечением, является кадровое обеспечение. При этом укомплектованность педагогическими кадрами ещё не означает готовность ДОО работать в соответствии с современными требованиями. Мотивация их к использованию инноваций, новых технологий, поиску ценного педагогического опыта.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия детей;

Поддержку их индивидуальности и инициативы;

Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях ;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности детей; возрастную физиологию, теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методы управления образовательными ; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Результаты анкетирования воспитателей.

ПЛЮСЫ использования ИКТ:

• Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала

• Использование мультимедийных презентации обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста

• Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация

• При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов

• С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.)

В последнее время проблемы внедрения ИКТ в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребенка», «Как относятся родители к компьютерным играм» и т. д. - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители (законные представители) детей, представители науки и средств массовой информации.

МИНУСЫ использования ИКТ:

1. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы:

-  Сколько времени ребёнок находится за компьютером?

-  Влияние игры на состояние психического и физического здоровья?

-  Искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений.

2. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на технического оснащение помещений, создание локальной сети внутри помещения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретение лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

3. Остаётся актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не толь ко пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователе сети Интернет.

В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разрабатываются рекомендации, выпускаются соответствующие пособия, проводятся исследования. По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трёх лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36 % детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;

Сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Руководствуясь главным принципом педагогик «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Человечеству дано ещё одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОО: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.

При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагогов. В частности, в этом случае необходимо создавать определённую среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок-дошкольник- ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях .

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.

Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

Именно компетентность педагога в опросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

Важно помнить, что компьютер – это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.

Но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что видно несоответствие предъявляемых требований к работе педагогического состава умениям и навыкам воспитателей в работе на компьютерной технике и материальным обеспечением педагогического процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек образованный – это тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель

Слайд 2

НЕМНОГО ИСТОРИИ, или ЛЕНТА ВРЕМЕНИ Первый человек появился 2 миллиона лет назад «Современный» человек появился 35 000 - 100 000 лет назад Сельское хозяйство возникло 12 000 лет назад Колесо 5000 лет назад Паровой двигатель 250 лет назад Компьютеры появились 40-50 лет назад Э поха мгновенных средств коммуникации Сегодня

Слайд 3

НЕМНОГО ИСТОРИИ, или СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ Речь 35 000—100 000 лет назад Письменность 6000 лет назад Алфавит 4000 лет назад Книгопечатание 1040 г. — в Китае, 1451 г. — в Европе, в 1563 – в России Телефон 1876 г. Телевидение 1926 г. Оптическое волокно 1988 г.: 3000 сообщений одновременно; 1996 г.: 1,5 миллиона; 2000 г.: 10 миллионов

Слайд 4

ИКТ – Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства сбора, хранения и передачи.

Слайд 5

Что понимается под ИКТ в ДОО? Совокупность следующих составляющих: СРЕДСТВА сбора, накопления и передачи информации + ЛЮДИ обеспечивающие передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспитательные процессы + ТЕХНОЛОГИИ передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада. + сама ИНФОРМАЦИЯ или КОНТЕНТ .

Слайд 6

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761

Слайд 10

Какие проблемы возникают при использовании ИКТ? - недостаток времени для их использования; -недостаточно знаний при работе с электронными таблицами, презентациями, Excel ; -недостаточно ИКТ в ДОО.

Слайд 11

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников http :// razigrushki.ru « РазИгрушки » http :// baby-news.net http :// www.zonar.info – «Оригами – Мир своими руками» http :// www.detkiuch.ru – « Обучалки и развивалки для детей» http :// teremoc.ru – Детский портал «Теремок» http :// poghemu4ka.ru – Детский портал «Почемучка» http :// www.kinder.ru – Интернет для детей. Каталог детских ресурсов http :// library.thinkguest.org – Сайт об оригами для детей и родителей.

Слайд 12

Электронные образовательные ресурсы для педагогов http :// www.editionpress.ru / magazine_ds.html - журнал «Детский сад: теория и практика» http :// www.gallery-projects.com – журнал «Детский сад будущего» http :// www.det-sad.com|sovremenni_det_sad – журнал «Современный детский сад» http :// sdo – journal.ru – журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика» http :// festival.1september.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.» http :// vospitatel.com.ua – сайт «Воспитатель» http :// www.detskiysad.ru – Детский сад.Ру nsportal.ru

Слайд 13

позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.) ПЛЮСЫ

Слайд 14

Минусы 1. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: ?сколько времени ребёнок находится за компьютером? ?влияние игры на состояние психического и физического здоровья? ?искусственная « аутизация » и отказ от коммуникативных отношений. 2. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на технические оснащение помещений, создание локальной сети внутри помещения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретение лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. 3. Остаётся актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Слайд 16

36 % детей

Слайд 17

Дети тратят больше, чем час на: Вид деятельности 0–6 1 –3 4–6 Просмотр телевизора : 53% 49% 60% Слушание музыки : 41% 46% 34% Просмотр видео / DVDs 34% 33% 35% Чтение книг 30% 30% 31% Использование компьютера 7% 3% 11%

Слайд 18

Задачи: Идти в ногу со временем. Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий. Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей. Сформировать основы информационной культуры личности ребёнка.

Слайд 19

СОБЛЮДАЙТЕ!!! Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий. Требования к приёму детей в дошкольные организации и их содержанию.

Слайд 20

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...