Главные вкладки

    Роль компьютерных игр в развитии интеллектуальной активности старших дошкольников
    статья по информатике (старшая, подготовительная группа)

    Лунячкина Эльвира

    Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_3_lunyachkina.docx24.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль компьютерных игр в развитии интеллектуальной активности старших дошкольников

    Автор статьи Лунячкина Э. А., ГБОУ «Школа № 718»

            Повсеместное внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс поставило новые задачи перед педагогами детских дошкольных учреждений. Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление.

            В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.         Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе как умственного развития, так и других линий развития, - это способность к построению всё более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере определяет общую психическую активность.

            Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности.

            Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.

            Различные формы детского творческого экспериментирования способствует развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

            Одна из важных линий умственного развития ребёнка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создаёт основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления.

            Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

            Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

            Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка. Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень "школьной готовности" и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир.

            У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; “знаковая функция сознания”; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание. Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

            Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении. Из этого вытекает необходимость не только познакомить ребенка уже в дошкольном возрасте с компьютером, как с новой и увлекательной игрушкой, но и позволить ему убедится, что компьютер - это удобный и многофункциональный инструмент. Показать малышу как с помощью компьютера он может решить самые разнообразные задачи как игрового, так и творческого характера.

            Мир каждой исторической эпохи является естественным и органичным для развивающихся в этот период детей. Достигнутый уровень научно-технического прогресса осваивается новыми поколениями. И наоборот нельзя считать для ребенка естественным отдаленный, прошлый опыт и стиль жизни.         Большинство современных дошкольников родилось в семьях уже имеющих и использующих компьютер в повседневной жизни. И начав знакомиться с окружающим миром и осваивать его, ребенок встречается с компьютером уже в раннем детстве и воспринимает его как неотъемлемую часть окружающей среды.

            Компьютер привлекает ребенка, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним. Для ребенка это не просто игрушка – это настоящая, «взрослая» вещь.

            Лев Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку, гонит автомобиль по коридору квартиры, или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещая действительность в игре.  

            В случае с компьютером его мечта об обладании и управлении вещью из мира взрослых легко сбывается. Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают как бы эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. К тому же, при успешном выполнении ребенком какого либо задания с использованием компьютерной техники, резко повышается его самооценка, ведь он справился, смог сделать что-то совсем как взрослый. Так у ребенка появляется желание освоить компьютер, рождается мотивационная готовность к вхождению в виртуальный мир, которая по мере взросления малыша усиливается.

            Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного (как в нашей стране, так и за рубежом), показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Существует множество программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметами математике, художественной литературе и развитию речи, родному и иностранному языкам и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических заданий, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методическим приемам.

            Как правило, все детские игровые компьютерные программы в силу своей специфической, специально ориентированной на дошкольников организации: символического представления информации  опосредованного характера управления носят развивающий характер. Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, пакетов, серий — в зависимости от степени их «общности».

              Существует много различных подходов к систематизации компьютерных программ. Уже само название «игровые программы для дошкольников» показывает их место в общей массе программное обеспечения ПК— программы ориентированы на детей дошкольного и младшего школьного возраста, примерно от 3 до 9— 10 лет.

    Игровые по форме, они учитывают, что игра — это ведущий вид  деятельности у детей данной возрастной категории. Классификация программ нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа «Какие программы есть для детей 3— 4 лет?», «Какие программы способствуют развитию речи?», «В каких программах есть изображения животных?», «Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3— 4 клавишами?» и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям. Классификация необходима и для разработчиков: по ней видно, например, что еще нет программ, направленных на формирование у детей той или иной способности, или программ, в которых бы были нужные для обсуждения персонажи.         Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.         Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

            -развивающие игры;

            -обучающие игры;

            -игры-экспериментирования;

            -игры-забавы;

            -компьютерные диагностические игры.

            Развивающие игры для дошкольников - это компьютерные программы  «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой ссоздающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

            К программам этого типа относятся различного рода графические редакторы, в т. ч. «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами; простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста; «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в т. ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи; «конструкторы сказок»,  совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных.  Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

            Обучающие игры - это игровые программы дидактического , «закрытого» типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

            Игры-экспериментирования - в играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления eю. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой  задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи.

             Игры-забавы - в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».

            Компьютерные диагностические игры - игры развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.

            Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и результаты обработки также сохраняет на диске, дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, или на печатающее устройство для интерпретации психологом).  

             Результат диагностики могут выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей.  Компьютерные диагностические программы могут использоваться в д/саду для  выявления уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и т. д.); выявления творческих способностей детей; определения уровня готовности детей к поступлению в детский сад; определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска); экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий; ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

    Список литературы:

    1. Березина Р.Л. [и др.] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 1988. - 303 с.

    2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука. - 1983. - С. 182 - 195.

    2. Выготский Л. С - Педагогическая психология.  Издательство: АСТ, Астрель, Люкс, Год: 2005

    3. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду. Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С. 44-49.

    4.  Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

    5.  Горвиц Ю.М. Компьютер и дети. Горвиц Ю.М. Помоги себе сам. - 1996. №9. - С. 2.

    6.  Гурьев С. В. кпн, доцент - «Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста».

    7. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.

    8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

    9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателей детского сада. - 2-е издание, дополненное. - М.: «Просвещение»,1978. - 96 с.

    10. Зворыгина Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «КИД/Малыш».  Зворыгина Е.В. Информатика и образование. - 1996. - №2. - С. 43-51.

    11. Иванова А.Е. «Лонгитюд» – современная компьютерная система индивидуального сопровождения развития ребенка.  Дошкольная педагогика. – 2004.-№3.- С.40-44.

    12. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности. Каптелинин В.Н. Вопросы психологии. - 1986. №5.- С.54 - 65.

    13.  Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

    14. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975.

    15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. – 276 с.

    16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду. Информатика и образование. – 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89

    17.Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст Дошкольное воспитание, 1985, № 7.

    18. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе  Плужникова Л.  Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

    19. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.

    20.  http://www.igraemsa.ru/  детский портал “Играемся”. развивающие компьютерные игры

    21.  http://adalin.mospsy.ru/discs.shtml  Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

    Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание  чувства взаимоподдер...

    Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

    Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...

    Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС

    Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС...

    Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

    Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

    Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

    Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

    Роль подвижной игры в повышении двигательной активности старших дошкольников

    Подвижные игры  играют важнейшую роль в  развитии двигательной активности, которые по утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и ...