Речь с движением
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

Пальчиковая гимнастика, речь с движением, физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству, психологические этюды, стихи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_s_dvizheniem.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика, речь с движением,

физкультурные минутки для занятий

по декоративно-прикладному искусству,

психологические этюды, стихи


ИГРЫ  С  ПАЛЬЧИКАМИ

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Речь

Движения

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев

Игра со счетными палочками «Цветы»

Возле речки, на пруду,

На поляне и в саду, -

Всюду выросли цветы

Небывалой красоты.

Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек цветок.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»

Речь

Движения

Пальцы встали дружно в ряд:

Показать ладони с выпрямленными пальцами

Десять крепеньких ребят.

Эти два – всему указки,

Все покажут без подсказки.

Сжать пальцы в кулаки

Показать два указательных пальца

Остальные пальцы придерживать большими пальцами

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Показать два средних пальца

Остальные пальцы придерживать большими пальцами

Ну, а эти безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Показать безымянные пальцы

Остальные пальцы придерживать большими пальцами

Два мизинца – коротышки,

Непоседы и плутишки.

Показать мизинцы

Остальные пальцы придерживать большими пальцами

Пальцы главные средь них –

Два больших и удалых.

Показать два больших пальца

Остальные пальцы сжать в кулаки


Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Речь

Движения

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни!

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Показать пальчики на обеих руках

Вращать ладонями

Загибать пальцы

Похлопать в ладоши

Имитация движений

Потереть ладонями

Пальчиковая гимнастика «На работу»

Речь

Движения

Большой палец встал один.

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальчик в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны

Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

Речь

Движения

Этот пальчик хочет спать,

Этот  пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем этой же руки касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Игра со счетными палочками «Паруса»

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек кораблик с парусами.

Игра со счетными палочками «Стрекоза»

Вот загадка не простая:

Прилетела – не кусает,

Не жужжит и не пищит,

Над поляною кружит.

В сеточку ее глаза –

Кто же это?

Стрекоза.

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек стрекозу.

«Братцы»

Четверо братьев,

Поднимаем вверх правую руку от локтя, 2,3,4,5 пальцы соединены, первый отставлен в сторону.

Высоки да тонки,

Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх (большой палец в сторонке).

Держатся вместе,

Левая рука обнимает эти же пальчики.

А пятый в сторонке.

Пальцы левой руки поглаживают большой палей правой руки.

Но чуть за работу

Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачок (большой палец в сторонке).

Приходится браться,

Четверо кличут

Несколько произвольных поклонов или любых легких движений.

Пятого братца.

Кулачок полностью крепко-крепко сжимается.

При повторении игры руки меняются ролями.

«Одевание пальчиков»

Перед тобой – пятерка братьев,

Поднимаем правую руку от локтя вертикально, пальцы растопырены, но не напряжены.

Дома все они без платьев,

Пальцы левой руки поочередно поглаживают пальцы правой от основания к кончику («раздевающие» движения).

А на улице зато

Можно пошевелить пальчиками.

Нужно каждому пальто.

«Одевающие» движения от кончиков пальцев к их основанию.

При повторении игры руки меняются ролями.


Пальчиковая гимнастика «Осень»

Речь

Движения

Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают холодные дни.

Пальчик-одуванчик (мизинец) жалуется:

Ой-ой-ой! Холод-то какой!

Указательный палец

Шепчет едва слышно:

Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?

Средний палец ворчит:

Ох-ох-ох! От ветра я оглох!

Безымянный палец кричит:

Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!

Здоровяк большой палец восклицает:

Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!

Сцепить пальцы на обеих руках в «замок»

Поочередно шевелить каждым называемым пальчиком

Пальчиковая гимнастика «Пора вставать!»

Тише, тише, не шумите!

Левая рука накрывает сложенные в кулачок пальцы правой руки и поглаживает их.

Пальчики не разбудите.

Утро новое придет,

Левая рука постепенно поднимается вверх. Теперь ее пальцы – «лучики солнца».

Солнце красное взойдет.

Будут птички щебетать,

Произвольные активные движения пальцев левой руки.

Левая рука спускается и принимает положение правой руки.

Будут пальчики вставать!

Пальцы обеих рук активно, ритмично, одновременно поднимаются из ладошек.

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Речь

Движения

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках –

Всем хватило зернышек!

Активное сжимание – разжимание пальцев

Поочередное загибание пальцев

Встряхивание пальцев


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЭТЮДЫ

Психологический этюд «Солнышко»

Исходное положение – сидя на корточках, опустив голову и обняв колени руками.

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу и сторож – месяц постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось.

А солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.

Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки.

Но время не ждет, надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.

Умыло глазки, ротик, щечки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы – лучики.

Лучики распрямились, ярко засияли, Солнышко расправило свое платье и вышло на небо.

Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Психологический этюд «Весна»

Дети сидят в кругу по-турецки. Головы опущены, глаза закрыты.

Наступила весна. Появились первые цветы. Но они пока спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, спокойно.

Но вот «Дзынь!» - выглянул первый лучик солнышка. Он погладил по головке Надю, Машу … (воспитатель гладит по голове всех детей по очереди)

Цветочки открыли сначала один глаз, потом второй, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка!

Открыли глаза широко и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку!

Зазвенели цветочки: динь, динь, динь!

Стали цветочки умываться росой – щечки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие. Посмотрели друг на друга, взялись за ручки и сказали: «Здравствуйте! Как хорошо жить!»

Заключительная часть: подведение итогов. Грамматическая игра на активизацию имен прилагательных «Какая весна?»

Подобрать определения к словам:

Весна – ранняя, радостная, солнечная, долгожданная, светлая, чистая …

Ручей – звонкий, чистый, быстрый …

Психологический этюд «Цветок»

Исходное положение – в приседе на ковре, голова опущена, ноги обхватить руками.

Наступила весна, пригрело ласковое солнышко. Появилась травка, а за ней – первые цветы. Подснежники, ветреница, мать-и-мачеха, одуванчики, ландыши… Все они живут на сказочной весенней полянке.

Просыпаются утром цветочки, радуются солнышку, тянутся к нему. (поднять голову, открыть глаза, встать, потянуться). На листьях у цветов роса. Стряхивают они росу с листьев.(встряхивающие движения кистями рук).

Увидели цветы друг друга, обрадовались, здороваются. (улыбнуться, покивать головой).

Наступил день. С озера налетел легкий ветерок. Цветы закачали своими головками и зазвенели: «Дзынь, дзынь, дзынь!»

Поиграл ветерок с цветами и улетел. Захотелось цветочкам пить. Стали тянуться они корнями к воде (присесть). Напились воды и распустились еще больше (встать, руки развести вверх – в стороны).

Наступил вечер, и цветы стали засыпать (опустить голову). Наступила ночь, и они уснули (присесть, обхватить колени руками, закрыть глаза).


СТИХИ,  РЕЧЬ  С  ДВИЖЕНИЕМ

«Весенняя песенка»

Выпал вешний денек,

На бугре солнцепек.

Собирайся, собирайся, народ,

В хоровод!

Станем кругом ходить,

Да весну веселить,

Хоровод заведем,

Запоем:

Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна

Впопыхах,

Разносила красу,

Зеленила в лесу,

На полях.

Ах ты, елочка – ель,

Ах, сосна ты, сосна,

Не одни вы теперь зелены

У весны!

Вешний воздух, как хмель,

И пьянит, веселит,

И зовет в хоровод.

Будем кругом идти,

Ты, весна, залети

В тесный круг.

Улыбнись, озари

И цветами весь луг

Убери!

                          (С.Городецкий)

«Что я узнал»

Если видишь: на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина называется портрет.

Координация речи с движением «Клен»

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «Раз!»

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «Два!»

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

Координация речи с движением «Северный ветер»

Ветер северный подул (подуть)

Все листочки с липы сдул (произнести на выдохе «С-с-с-…»)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Координация речи с движением «Капли»

Капля раз, капля два –

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.


Координация речи с движением «Лебедушка (Уточка)»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

(По водице уточка плывет)

Выше бережка головушку несет,

(То же)

Белым крылышком помахивает,

(Серым крылышком помахивает)

И с него водицу стряхивает.

(То же)

Координация речи с движением «Гостья Зима»

Здравствуй, гостья Зима!

Что ты нам принесла?

Принесла снежинки, белые пушинки.

Все снежинки закружились

И на землю опустились.

Координация речи с движением «Мы не ленимся»

Не боимся мы трудиться,

Не привыкли мы лениться.

Легко с клеем справимся

И иглой управимся.

Сжимание – разжимание кулачков

Погрозить пальцем

Имитация движений

Координация речи с движением «Снежинки»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки, белые пушинки.

Координация речи с движением «Снег идет…»

Снег идет, идет, идет!

Дворник улицу метет,

Стороной народ идет.

Веселей! Веселей!

Разгребать нам снег не лень!

Мы немножко разомнемся,

За дела свои возьмемся.

Координация речи с движением «Птички»

Птички в гнездышке сидят

И на улицу хотят.

Полетать все захотели

И тихонько полетели.

Присесть на корточки

Повороты головы

Встать, повороты туловища

Взмахи руками


«Кисточка»

Кисточку возьмем вот так:

 Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх - вниз, вправо - влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз...

Всё получится у нас!

Имитация движений

«Как надо рисовать»

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

 Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

          За тычком идет тычок!

Рука опирается на локоть,

кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.

Выполнять движения кистью руки.

Кисточку ставить вертикально.

Сделать несколько тычков без краски.

 

 «Курица с цыплятами»

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко,

 Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.


«Конь»

Конь меня в дорогу ждёт

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой

Пышной, сказочной красивой.

Быстро я в седло вскочу

 Не поеду - полечу

Цок-цок-цок, цок-цок-цок

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Постукивание пальцами рук по столу.

Махи руками в стороны.

Постукивание пальцами рук по столу

Ритмичное сжимание кулачков обеих рук.

Помахать ладонями обоих рук.

«Птички

Птички полетели,

Крыльями махали,

           На деревья сели,   Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение,

Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами

Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку.

«Рисовали -1».

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали

Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем

Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь.

Ритмичное сжимание кулачков обоих рук.

Встряхивание кистями рук

Свести и развести ладошки рук.

Имитировать забивание гвоздика.

«Утята».

Встали как-то утром в ряд

Десять маленьких утят.

Посчитались, удивились,

На две группы разделились.

Перышки почистили,

Головками повертели,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу.

Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят.

Руки в стороны, пальцы растопыренные

Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки.

Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.

Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу.

«Цветки».

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

             Лепестки колышет.

             Наши алые цветы

               Закрывают лепестки.

             Головой качают,

          Тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево.

Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад.

«Рисовали - 2».

Мы сегодня рисовали 

Наши пальчики устали

Пусть немного отдохнут

Рисовать опять начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем

Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук.

Развести локти и снова свести вместе.

«Теремок».

Стоит терем-теремок

 Между двух лесных дорог.

 В этом тереме тетери

Захотели печь пирог.

 Если любишь пироги

 Заходи, заходи.

Сложить из ладоней «крышу»

Протянуть руки вперед

Помахать ладонями скрестно

1-ми пальцами круговые движения

«стряпать» хлопки

«Дом».

На опушке дом стоит,

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Тук, тук, дверь открой!

Заходите, я не злой.

«Домик» из ладоней

Руки в «замок»

Правый кулак накрыть левой ладонью

Скрестить ладони перед собой

Правым кулачком по левой руке

Открыть «воротики» вертикально.

«Кузнец».

Ой, кузнец-молодец

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова

Раз, два и готово.

Зовем к себе руками

Сжимать и разжимать 1-ый палец, кулачок сжат

Стучать кулачками

Круговые движения руками

Выставить поочередно ноги

тттнногуладошку хлопки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна

Актуальность.            В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

1. Коррекционно-образовательные цели.* Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»* Совершенствование грамматического строя речи (согл...

Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).

Каждый годприходят к нам новые дети. Онивсе разные. Кто - то шумный, кто - то зажатый, один ждёт похвалу, апплодисментов, для другого прочитать стихотворение на сцене - огромный стресс..Есть дети - "о...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....