Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).
материал на тему

Андреева Елена Михайловна

Каждый годприходят к нам новые дети. Онивсе разные. Кто - то шумный, кто - то зажатый, один ждёт похвалу, апплодисментов, для другого прочитать стихотворение на сцене - огромный стресс..Есть дети - "обнимашки". А есть ребята, которые вначале не могут даже встать в хоровод - такие "недотроги".

Как объединить, сдружить, заинтересовать и расположить их к себе, таких разных, непохожих? Мне помогает...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rol_dvizheniya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).

                                        Воспитатель Андреева  Елена Михайловна.

Вставка.

Тара – тара – та – ра – ра,

Открываем ворота,

А из этих из ворот

Вышел маленький народ.

Один мальчик вот такой,

Другой мальчик вот такой,

Третий мальчик  вот такой,

А четвёртый вот такой…

Такие, казалось бы, незамысловатые слова  у многих на слуху.

 И, действительно, всё приходят и приходят к нам новые дети. Они все разные.

Кто – то шумный, кто – то зажатый, один ждёт, чтобы все его хвалили, требует для себя главные роли и ждёт аплодисментов, а для другого выступление – это огромный стресс и стихи он может прочитать только в глубокой тишине. Есть дети, которых если не погладишь и не обнимешь, как советуют психологи, будут ходить полдня хмурые и тихие. А есть ребята, которые  вначале не могут даже встать в хоровод – такие недотроги. Один просто фантанирует идеями, сменяет атрибуты, на ходу развивает сюжет, другой будет долго наблюдать со стороны и настойчиво требовать, чтобы ему дали именно эту же игрушку, через минуту – новую, именно ту, которую задействовал соперник.

Как объединить, сдружить, заинтересовать и расположить их к себе, таких разных, непохожих?

Мы пробуем, ошибаемся, придумываем, надеемся и разочаровываемся, а потом находим для себя оптимальное решение.

Мне помогает игра. Ведь жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Логоритмика, речь с движением – это тоже игра. Ребёнок перевоплощается, принимает другой образ, и в нём  ему уже не страшно, он может показать что – то, над чем другие будут смеяться – ведь сейчас он другой…

Всегда интересны люди, которые любят и знают своё дело. По первому образованию я – библиотекарь, видела писателей и актёров, они приходили к нам на творческие встречи. Работала и с взрослыми, и с детками, тоже пыталась делать музыкально – поэтические композиции.

А когда перешла во вторую профессию, увидела, как логопед занимается с малышами пальчиковыми играми. Весёлые стихи, их обыгрывание, заинтересованность детей увлекли меня. Помните, была такая тоненькая книжечка «Расскажи стихи руками» В. Егорова? Стала собирать эти упражнения в свою рабочую картотеку (где – то что – то услышу или увижу по этой теме, сразу записываю). Дальше – больше, познакомилась с книгой Лопухиной «Логопедия: речь, ритм, движение». В ней собраны пальчиковые игры, фотографии, иллюстрирующие упражнения, речь с движением и его чёткое описание.  

 Поступила на курсы «Театрализованные игры» ещё одна встреча. Очень щедрый опытный педагог – практик подтвердил мою мысль о том, что театрализация – это не просто выступление на утреннике, где некоторые дети скучно рассказывают стихи. Ведь не все люди с рождения актёры и ораторы, тем более дети из групп компенсирующего развития. Театрализация – это, прежде всего игра, интересная, понятная и близкая ребёнку. Очень полезная книга «Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Щипициной  Л.М.

Чем мне нравится эта методика?

  1. Своей универсальностью.

Она использует материал понятный и близкий  любому ребёнку. Стихи и движения разучиваются легко. Они не могут произноситься слишком быстро детьми – торопыжками и медленно детками меланхоликами, так как имеют свой ритм.

  1. Своей доступностью.

Её можно использовать в любой обстановке: и на прогулке, и во время обучения, в качестве физкультминутки, во время паузы перед подготовкой к обеду, на празднике и так далее.

Нам приходится работать в дежурных группах, некоторые выезжают на дачу. И там надо заниматься, готовиться к праздникам, а ведь дети новые, незнакомые. Тут речь с движением тоже приходила мне на помощи. Выбрала тему, разучила с детьми несколько ритмических упражнений, себе придумала связки и слова ведущего и показала театр «В мире животных».

Конечно, необходима подготовка. Рекомендую создать тематическую картотеку, которая будет вам очень помогать. Например, захотелось вам завтра использовать медвежонка, как игровой персонаж. Смотрим в картотеку  «Природа: животные: звери: медведи», достаём нужную карточку. Очень удобны в работе книги, где материал расположен так же. Могу назвать следующие: «29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию, слова с движением, загадки для детей 4-5лет», «33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию, слова с движением, загадки для детей 6-7 лет/автор – составитель А.В.Никитина.

 Для малышей можно использовать элементы пальчикового театра. Это может быть вязаный вариант (упражнение «Мальчик – пальчик»). Может быть рисованный вариант (упражнение «Утёнок – Уточкин»). Позвольте совет – приготовьте весь актёрский ряд от Мышки до Мишки. Во – первых будет удобнее работать, во – вторых быстрее, в покупных вариантах дается набор героев к одной сказке и, купив несколько наборов, вы можете приобрести двух медведей и ни одного мышонка.

  3.Своей важностью в развитии ребёнка.

Это доказано многочисленными исследованиями крупнейших учёных, таких как Павлов И.П., Леонтьев А.А., Лурия А.Р. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы подготавливает совершенствование артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, говорит Кольцов, можно считать, кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат.

Песенки, потешки, прибаутки издавна применяли в воспитании детей. Вспомним «Сороку – Белобоку», «Ладушки – ладушки». Малышу необходим телесный контакт. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем к письму. Кисти рук приобретают подвижность, уходит скованность движений. Разучивая стихи, ребёнок развивает речь, мышление, память. Он закрепляет знания по лексическим темам, повышает  обучаемость.  

И, конечно же, речь с движением, как один из элементов театрализации, развивает у каждого ребёнка  его эмоциональный и нравственный мир, а это очень важно для всех детей, таких разных, непохожих друг на друга и всё – равно прекрасных.

     Включение логоритмики «Встань, как только солнце встанет…»

Встань, как только солнце встанет

И тихонечко к окошку

Солнце луч к тебе протянет,

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым и обутым,

Всё, прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!»

А потом, с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам,

И весёлым, интересным

День твой должен получиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

Методическая разработка на тему "Взаимосвязь речи и движений в работе с детьми, имеющими ТНР"

В методической разработке представлен теоретический и практический материал по вопросам формирования речи с движениями, что важно при коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые диагнозы...

Роль сказки в коррекционной работе с детьми в группе компенсирующей направленности.

Сказка,как наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе....

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Роль семьи при работе с детьми в группах компенсирующей направленности. (консультация)

Консультация предназначена в помощь родителям средней группы, которая была реорганизована в группу компенсирующей направленности....