Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предметами быта русского народа и русской народной игрушкой -самоделкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod-ptica_schastya.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    «Птица счастья»

    Старший дошкольный возраст

    Авторская разработка

    Воспитатель

     1 квалификационной категории

    Гриневич С.Д.  

    Санкт – Петербург

    2012 год

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по теме: «Птица счастья»»

    Участники: дошкольники 5 - 6 лет

    Количество детей: 10 детей

    Длительность: 25 минут

    Цель:

    1. Продолжать поддерживать интерес к истории русского народа

    Задачи:

    1. Закреплять знание детей о предметах быта русского народа;
    2. Познакомить детей с русской народной игрушкой – самоделкой;
    3. Обогащать знания  детей о материалах, из которых изготовлены игрушки (солома, дерево, ткань, фарфор, глина);
    4. Развивать  мелкую моторику рук;
    5. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа; необходимость беречь народные традиции;
    6. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
    7. Воспитывать  у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, проявлять  творчество.

    Предварительная работа

    1. рассматривание предметов народного быта в уголке «Русская изба»;
    2. беседа «Золотые руки мастеров»;
    3. знакомство с игрушками – самоделками

    Материал:

    1. солёное тесто
    2. подбор карточек «Профессии»
    3. игрушки – самоделки, гжель, богородская игрушка
    4. музыкальное сопровождение
    5. предметы быта в уголке «Русская изба»

     

    Ход совместной деятельности:

    - Ребята!  Закройте глаза. Звучит музыка (гусли).

    Послушайте музыку и представьте: куда мы сегодня будем путешествовать? (открыли глаза) ответы детей.

    Воспитатель:

    - Давайте продолжим своё путешествие к мастерам, жившим на Руси много лет тому назад. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси (хором): «Человек трудом красен».

    Сейчас  поиграем в игру: «На простом крыльце сидели: гончар, потешных дел мастер, кузнец, плотник, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Покажи поскорей не задерживай добрых и честных людей»

    - Возьмите каждый по одной карточке, но друг другу не показывайте. Попробуйте мимикой и жестами показать, чем занимаются люди данной профессии? А мы постараемся отгадать. Чтобы проверить отгадку, поверните свою карточку и тогда увидите правильный ответ.

    Воспитатель:

    Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудиться. Посмотрите на предметы быта, в уголке: «Русская изба», я загадаю загадки, а вы среди предметов найдёте отгадки.

    На топтале был,

    На кружале был,

    На пожаре был,

    Домой пришёл, семью кормил.

    Что это? (глиняный горшок)

    - Ребята посмотрите, почему глиняный  горшок  на  топтале  был? На кружале? На пожаре? Домой пришёл, семью кормил?

    Ответы детей: Потому что горшок, сделанный из глины, а глину перед тем, как приготовить к работе топтали, затем клали её на гончарный круг и делали изделие, потом  ставили в печку и обжигали, а дома использовали как домашнюю утварь.

    Воспитатель:

    - Что в избе за коровьи рога?

    Ответы детей: (ухват)

    Воспитатель:

    Для чего нужен ухват?

    Ответы детей:

    Для того чтобы ставить горшок в печь.

    Воспитатель:

    Стоит кошка – четыре ножки?

    Что это?

    Ответы детей: 

    Лавка. Лавка нужна для того, чтобы сидеть на ней.

    Воспитатель:

    - Из чего сделаны эти предметы?

    Ответы детей:

    - Изделия сделаны из дерева, глины, железа.

    Воспитатель:

    - А кто их сделал?

    Ответы детей:

     -Мастера.

    Воспитатель:

    - Как назывался мастер, делавший предметы из глины?

    Ответы детей:

     - Гончар.

    Воспитатель:

    - Как назывался мастер, делавший предметы из дерева?

    Ответы детей: 

    - Плотник, столяр

    Воспитатель:

    - А мастер делавший предметы из железа?

    Ответы детей:

    - Кузнец.

    Воспитатель:

    -  Ребята!  Здесь находиться предмет, сделанный из прутьев. Как вы думаете, что это?

    Ответы детей:

    - Корзина.

    Воспитатель:

    - А для чего на Руси нужна была корзина?

    Ответы детей: 

    - Чтобы собирать грибы и ягоды, хранить предметы, переносить яблоки, картошку…

    Воспитатель берёт корзину в руки.

    - Ой, какая она тяжёлая. Как вы думаете, что в ней лежит?

    Ответы детей:

    - Подарки, игрушки, яблоки …

    Воспитатель:

    - Хотите узнать?

    Ответы детей:

    - Хотим.

    Воспитатель:

    - А, что для этого надо сделать?

    Ответы детей:

    - Открыть и посмотреть.

    Воспитатель:

    - А здесь написано, что корзину открывать нельзя. А как нам быть?

    Ответы детей:

    - Давайте её потрясём, (производят действие), перевернём, понюхаем, посмотрим через щёлочки.

    Воспитатель:

    Корзина не открывается. Да тут ещё одна записка. Отгадайте загадку, и тогда откроется крышка.

    Воспитатель загадывает загадку, про игрушки:

    Буду мастером таким,

    Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я делаю…       (Игрушки)

    Воспитатель:

    - Что это?

    Ответы детей:

    - Игрушки самоделки.

    Воспитатель:

    - А почему они называются самоделки?

    Ответы детей:

    - Потому что их делали взрослые своим маленьким детям.

    Воспитатель:

    - А для чего?

    Ответы детей:

    - Играть.

    Воспитатель:

    - Забавлять, потешать. Поэтому они и назывались потешные игрушки.

    - Из чего они сделаны?

    Ответы детей:

    - Из дерева, глины, соломы, фарфора.

    Воспитатель:

    - А как называлась профессия мастера, который делал эти игрушки.

    Ответы детей:

    - Потешных дел мастер.

    Воспитатель:

    - Посмотрите! Что это птица?

    Ответы детей:

    - Птица счастья.

    Воспитатель:

    - Из чего она сделана?

    Ответы детей:

    - Она сделана из дерева.

    Воспитатель:

    - Послушайте, что рассказывают про эту птицу.

    Рассказ воспитателя

    о «птице счастья» книги А. Миловского  «Скачи добрый единорог».

    Дело было в конце зимы.

    В одной семье захворал ребёнок тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он в кровати, а его отец сидел рядом и делал корзинки. Устав лежать в кровати, мальчик спросил отца: «А скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, ещё немного и будет лето»- ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето»- сказал он, и сделал птицу: головка, крылышки, хвост всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались от горячего воздуха, который шёл от печки. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Приходили соседи и спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им.

    Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её хранительницей детей, символом семейного счастья. И назвали её птицей счастья.

    Эту легенду можно услышать по-разному, но в этой птице дань уважения нашим предкам, их вере, и просто вещь, украшающая наше жилище, делающее его уютнее.

    Воспитатель:

    - Из чего отец сделал птицу?

    Ответы детей:

    - Из дерева.

    Воспитатель:

    Закройте глаза и представьте, какую бы птицу сделали вы?

    Ответы детей:

    - Красивую, разноцветную, добрую.

    Воспитатель:

    - А из чего бы вы её сделали?

    Ответы детей:

    - Из глины, пластилина.

    Воспитатель:

    - А сегодня мы слепим её из солёного теста.

    - Посмотрите, какую птицу сделала я.

    - Давайте её рассмотрим.

    Воспитатель показывает на туловище. Что это?

    Ответы детей:

    - Туловище птицы с вытянутой головкой. Хвост, похож на веер. Крылья растопырены в разные стороны.

    Воспитатель:

    Как вы  думаете, как же надо слепить птицу?

    Ответы детей:

    - Надо взять тесто, скатать колбаску и вытянуть головку. Затем расплющить хвост и вытянуть крылья в разные стороны и так же расплющить их.

    Воспитатель:

    - Но перед тем как приступить к лепке, давайте разомнём пальчики.

    Физкультминутка с пальчиковой игрой

    - Мы спросили нашу печь: (поднять правую руку, указательный палец вверх)

    - Что сегодня нам испечь? (правым кулачком стучим по ладони левой руки)

    - Печку мы спросили, (поднять правую руку, указательный палец вверх)

    - Тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук одновременно)

    - Тесто дружно раскатаем,

    - Раскатаем - не устанем (имитируем движения раскатывания теста)

    - Будем птицу мы лепить, («прищипывательные» движения пальцами обеих рук)

    - Будем все мы дружно жить (взмах руками вверх)

    Воспитатель:

    - Приступайте к лепке.

    После окончания лепки

    Воспитатель:

    Молодцы ребята! Каждый из вас слепил свою «птицу счастья»

    - Давайте согреем её в своих руках и загадаем желание, вдохнём в неё жизнь.

    - Раз это «птица счастья», то это желание обязательно исполнится.

    - Какие же у вас умелые руки. Доброй славой пользуются в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не боится, работы говорят: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».

    Отдохнули мы – по праву!

    Мастерам воздали славу!

    Что ж теперь домой пойдем.

    Что узнали, не забудем,

    Долго-долго помнить будем.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

    В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Птица счастья» по мотивам архангельской игрушки

    Дети узнают историю архангельской игрушки и аппликативным способом создают птицу счастья....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» «Страна счастья»

    Татаринцева Е. АВозрастная группа: ПодготовительнаяЗадачи:Образовательные:  ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме; дать понятие о то...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

    К сожалению в наше время наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонс...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Птица счастья"...