Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предметами быта русского народа и русской народной игрушкой -самоделкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod-ptica_schastya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Птица счастья»

Старший дошкольный возраст

Авторская разработка

Воспитатель

 1 квалификационной категории

Гриневич С.Д.  

Санкт – Петербург

2012 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Птица счастья»»

Участники: дошкольники 5 - 6 лет

Количество детей: 10 детей

Длительность: 25 минут

Цель:

  1. Продолжать поддерживать интерес к истории русского народа

Задачи:

  1. Закреплять знание детей о предметах быта русского народа;
  2. Познакомить детей с русской народной игрушкой – самоделкой;
  3. Обогащать знания  детей о материалах, из которых изготовлены игрушки (солома, дерево, ткань, фарфор, глина);
  4. Развивать  мелкую моторику рук;
  5. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа; необходимость беречь народные традиции;
  6. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
  7. Воспитывать  у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, проявлять  творчество.

Предварительная работа

  1. рассматривание предметов народного быта в уголке «Русская изба»;
  2. беседа «Золотые руки мастеров»;
  3. знакомство с игрушками – самоделками

Материал:

  1. солёное тесто
  2. подбор карточек «Профессии»
  3. игрушки – самоделки, гжель, богородская игрушка
  4. музыкальное сопровождение
  5. предметы быта в уголке «Русская изба»

 

Ход совместной деятельности:

- Ребята!  Закройте глаза. Звучит музыка (гусли).

Послушайте музыку и представьте: куда мы сегодня будем путешествовать? (открыли глаза) ответы детей.

Воспитатель:

- Давайте продолжим своё путешествие к мастерам, жившим на Руси много лет тому назад. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси (хором): «Человек трудом красен».

Сейчас  поиграем в игру: «На простом крыльце сидели: гончар, потешных дел мастер, кузнец, плотник, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Покажи поскорей не задерживай добрых и честных людей»

- Возьмите каждый по одной карточке, но друг другу не показывайте. Попробуйте мимикой и жестами показать, чем занимаются люди данной профессии? А мы постараемся отгадать. Чтобы проверить отгадку, поверните свою карточку и тогда увидите правильный ответ.

Воспитатель:

Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудиться. Посмотрите на предметы быта, в уголке: «Русская изба», я загадаю загадки, а вы среди предметов найдёте отгадки.

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл, семью кормил.

Что это? (глиняный горшок)

- Ребята посмотрите, почему глиняный  горшок  на  топтале  был? На кружале? На пожаре? Домой пришёл, семью кормил?

Ответы детей: Потому что горшок, сделанный из глины, а глину перед тем, как приготовить к работе топтали, затем клали её на гончарный круг и делали изделие, потом  ставили в печку и обжигали, а дома использовали как домашнюю утварь.

Воспитатель:

- Что в избе за коровьи рога?

Ответы детей: (ухват)

Воспитатель:

Для чего нужен ухват?

Ответы детей:

Для того чтобы ставить горшок в печь.

Воспитатель:

Стоит кошка – четыре ножки?

Что это?

Ответы детей: 

Лавка. Лавка нужна для того, чтобы сидеть на ней.

Воспитатель:

- Из чего сделаны эти предметы?

Ответы детей:

- Изделия сделаны из дерева, глины, железа.

Воспитатель:

- А кто их сделал?

Ответы детей:

 -Мастера.

Воспитатель:

- Как назывался мастер, делавший предметы из глины?

Ответы детей:

 - Гончар.

Воспитатель:

- Как назывался мастер, делавший предметы из дерева?

Ответы детей: 

- Плотник, столяр

Воспитатель:

- А мастер делавший предметы из железа?

Ответы детей:

- Кузнец.

Воспитатель:

-  Ребята!  Здесь находиться предмет, сделанный из прутьев. Как вы думаете, что это?

Ответы детей:

- Корзина.

Воспитатель:

- А для чего на Руси нужна была корзина?

Ответы детей: 

- Чтобы собирать грибы и ягоды, хранить предметы, переносить яблоки, картошку…

Воспитатель берёт корзину в руки.

- Ой, какая она тяжёлая. Как вы думаете, что в ней лежит?

Ответы детей:

- Подарки, игрушки, яблоки …

Воспитатель:

- Хотите узнать?

Ответы детей:

- Хотим.

Воспитатель:

- А, что для этого надо сделать?

Ответы детей:

- Открыть и посмотреть.

Воспитатель:

- А здесь написано, что корзину открывать нельзя. А как нам быть?

Ответы детей:

- Давайте её потрясём, (производят действие), перевернём, понюхаем, посмотрим через щёлочки.

Воспитатель:

Корзина не открывается. Да тут ещё одна записка. Отгадайте загадку, и тогда откроется крышка.

Воспитатель загадывает загадку, про игрушки:

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю…       (Игрушки)

Воспитатель:

- Что это?

Ответы детей:

- Игрушки самоделки.

Воспитатель:

- А почему они называются самоделки?

Ответы детей:

- Потому что их делали взрослые своим маленьким детям.

Воспитатель:

- А для чего?

Ответы детей:

- Играть.

Воспитатель:

- Забавлять, потешать. Поэтому они и назывались потешные игрушки.

- Из чего они сделаны?

Ответы детей:

- Из дерева, глины, соломы, фарфора.

Воспитатель:

- А как называлась профессия мастера, который делал эти игрушки.

Ответы детей:

- Потешных дел мастер.

Воспитатель:

- Посмотрите! Что это птица?

Ответы детей:

- Птица счастья.

Воспитатель:

- Из чего она сделана?

Ответы детей:

- Она сделана из дерева.

Воспитатель:

- Послушайте, что рассказывают про эту птицу.

Рассказ воспитателя

о «птице счастья» книги А. Миловского  «Скачи добрый единорог».

Дело было в конце зимы.

В одной семье захворал ребёнок тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он в кровати, а его отец сидел рядом и делал корзинки. Устав лежать в кровати, мальчик спросил отца: «А скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, ещё немного и будет лето»- ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето»- сказал он, и сделал птицу: головка, крылышки, хвост всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались от горячего воздуха, который шёл от печки. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Приходили соседи и спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им.

Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её хранительницей детей, символом семейного счастья. И назвали её птицей счастья.

Эту легенду можно услышать по-разному, но в этой птице дань уважения нашим предкам, их вере, и просто вещь, украшающая наше жилище, делающее его уютнее.

Воспитатель:

- Из чего отец сделал птицу?

Ответы детей:

- Из дерева.

Воспитатель:

Закройте глаза и представьте, какую бы птицу сделали вы?

Ответы детей:

- Красивую, разноцветную, добрую.

Воспитатель:

- А из чего бы вы её сделали?

Ответы детей:

- Из глины, пластилина.

Воспитатель:

- А сегодня мы слепим её из солёного теста.

- Посмотрите, какую птицу сделала я.

- Давайте её рассмотрим.

Воспитатель показывает на туловище. Что это?

Ответы детей:

- Туловище птицы с вытянутой головкой. Хвост, похож на веер. Крылья растопырены в разные стороны.

Воспитатель:

Как вы  думаете, как же надо слепить птицу?

Ответы детей:

- Надо взять тесто, скатать колбаску и вытянуть головку. Затем расплющить хвост и вытянуть крылья в разные стороны и так же расплющить их.

Воспитатель:

- Но перед тем как приступить к лепке, давайте разомнём пальчики.

Физкультминутка с пальчиковой игрой

- Мы спросили нашу печь: (поднять правую руку, указательный палец вверх)

- Что сегодня нам испечь? (правым кулачком стучим по ладони левой руки)

- Печку мы спросили, (поднять правую руку, указательный палец вверх)

- Тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук одновременно)

- Тесто дружно раскатаем,

- Раскатаем - не устанем (имитируем движения раскатывания теста)

- Будем птицу мы лепить, («прищипывательные» движения пальцами обеих рук)

- Будем все мы дружно жить (взмах руками вверх)

Воспитатель:

- Приступайте к лепке.

После окончания лепки

Воспитатель:

Молодцы ребята! Каждый из вас слепил свою «птицу счастья»

- Давайте согреем её в своих руках и загадаем желание, вдохнём в неё жизнь.

- Раз это «птица счастья», то это желание обязательно исполнится.

- Какие же у вас умелые руки. Доброй славой пользуются в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не боится, работы говорят: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».

Отдохнули мы – по праву!

Мастерам воздали славу!

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Птица счастья» по мотивам архангельской игрушки

Дети узнают историю архангельской игрушки и аппликативным способом создают птицу счастья....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» «Страна счастья»

Татаринцева Е. АВозрастная группа: ПодготовительнаяЗадачи:Образовательные:  ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме; дать понятие о то...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

К сожалению в наше время наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Птица счастья"...