Делаем с детьми традиционную тряпичную куклу.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ильина Наталья Васильевна

Все мы, даже став взрослыми, помним своих любимых кукол. Не все из них были красавицами. Многие были потрёпанными, в стареньких платьях, но любимыми. Эта память греет наше сердце. У кукол очень древняя история и почтим все педагоги-дошкольники в большей или меньшей степени её знают. Знают, так же каково значение кукол в воспитании личности каждого ребёнка. Занимаясь с детьми изготовлением кукол несколько лет, могу сказать, что куклы изготовленные ребёнком , особенно ему дороги. Они для него более живые, чем купленные в магазине. 

Мы начинали свою работу с самых простых кукол - пеленашек, ангелов (Отдарок на подарок). Затем переходили к более сложным. Одновременно знакомясь с историей и волшебными свойствами наших творений. С одним из таких занятий мне и хочется поделиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ-СТОЛБУШКИ.

ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать традиционную куклу-столбушку;  

ЗАДАЧИ: Дать знания о значении куклы-столбушки в традициях русского народа; Закрепить знания о некоторых народных куклах;  Развивать интерес к народному творчеству; Формировать творческий  подход в работе, проявлять самостоятельность и активность в выборе материала; Развивать мелкую моторику рук; Создать положительное эмоциональное состояние и уверенность в себе; Заботится о физическом и психическом здоровье детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о народных куклах с показом фото-слайдов, рассматривание русских народных кукол изготовленных воспитателем, чтение русской народной сказки «Баба Яга», обучение простейшим приёмам работы с тканью для изготовления кукол – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание. Выявление уровня возможностей детей для выбора варианта изготовляемой куклы, через предварительные занятия. Рассматривание видов тканей и других материалов, используемых при изготовлении традиционных кукол.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

Лоскуты белой ткани размером 60×30 и 15×15 на каждого ребёнка, тесьма разных видов, разноцветные лоскутки различных размеров, нити красного и белого цвета, кусочки кружевной тесьмы, ножницы, короб с лоскутами и куклами, МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения, подборка цифровых фотографий на диске CD для демонстрации во время занятия.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

Наглядности, обследования, словесный ( объяснения, указания, художественное слово), практический(самостоятельное выполнение, выбор материала), мотивационный, игровой, жеста руки.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

В первой части занятия – фронтально, во второй – подгруппами из 4-5 человек.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят на стульчиках в кругу.  Воспитатель достаёт большой короб с лоскутами тканей разных расцветок и ставит в центре круга.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Посмотрите, что за чудо принесла, ребятки, вам:

Здесь и солнечное лето и ромашки по лугам,

Здесь полосочки цветные, яркой зелени листки,

Сине-красно-голубые, жёлтенькие лоскутки.

Подойдите, посмотрите, что понравится – возьмите.

ДЕТИ подходят к коробу и выбирают себе понравившиеся лоскутки

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Спрашивает одного-трёх  детей почему выбрал такой лоскуток.

- Посмотрите-ка,  какая красота! Сшили люди одежду, а лоскутки не выбросили.  Помните, как трудно получить ткань? Откуда она берётся.

ДЕТИ отвечают…

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Да, такой труд вложен в каждый кусочек ткани, что даже самому маленькому лоскутку находили применение. Шили мамы одежду, а из небольших лоскутов делали салфеточки, косыночки, из узеньких полосочек вязали половики и ткали дорожки. А совсем маленькие отдавали детям для куколок. Выбранные лоскутки отложите, они вам сегодня пригодятся

Вспомните, каких кукол делали дети и мамы.  Все ли куколки делались для игры?

ДЕТИ называют кукол, которых вспомнили. ВОСПИТАТЕЛЬ дополняет ответы детей, уточняет информацию.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Мне кажется, что в нашем коробе кто-то шебуршится и пищит. Ну-ка послушайте.

ДЕТИ прислушиваются

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Слышите? Сейчас посмотрим что там такое.

Ищет в коробе и достаёт несколько куколок. Среди них кукла-столбушка.

ДЕТИ с воспитателем рассматривают кукол и  говорят, как они называются.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот сделать мы их можем. Хотите?

ДЕТИ соглашаются.

ОСПИТАТЕЛЬ:

-Интересно, а если бы куколки вдруг ожили то как бы они двигались? Попробуйте показать.

Дети имитируют движения различных кукол. (Воспитатель показывает куклу-куватку, столбушку, десятиручку…) Молодцы! Лучше всего вы показали куклу-столбушку. Вот её мы сегодня и сделаем

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Рассаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно, как я буду куклу делать. Только сначала я

СДЕЛАЮ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ, а вы вместе со мной:

Тук-тук-тук

-Кто там?

-Это мы – два солдатика, пустите переночевать.

-Спросим у мамы.  Мама!

-Что детки?

-Там пришли два солдатика, просят переночевать.

-Спросите у папы.

-Папа!

-Что детки?

-Там пришли два солдатика, просят переночевать.

-Спросите у дедушки.

-Деда!

-Что детки?

-Там пришли два солдатика, просят переночевать.

-Ну, пустите.

-Ах, какая благодать, что пустили ночевать,

Мы залезем на полати и не станем баловати.


-А, теперь за работу!

Беру большой, белый лоскут ткани  (какой формы?) и складываю его пополам. Какая форма получилась? Воспитатель демонстрирует свои действия и использует видео материал(цифровые фото), используя телевизионные возможности.

 

-Теперь превращаем наш квадрат в плотную полоску.  Для этого сложим его вот так:

 

-Получилась широкая и плотная полоска. Из этой полосы будем скатывать плотный столбик. Он должен быть тугим и крепким, чтобы здоровье у вас тоже было крепким. Посмотрите, какой столбик у меня получился:

 

-Чтобы столбик не раскрутился, нужно его перевязать. Для этого я возьму красную нить. Как вы думаете, почему именно красную?  Красный цвет – цвет жизненной энергии и силы. Вот и будем перевязывать наш столбик красной нитью, чтобы оживить нашу куколку.  Перевяжем её в середине столбика и завяжем на три узелка. Три – это волшебное число, помните, мы об этом с вами уже говорили?

 

-Теперь, нужно сделать нашей кукле лицо и руки. Я возьму для этого небольшой, квадратный , белый лоскуток и накину сверху на столбик, уголком вперёд. По бокам  у нас тоже получились уголки. Я закладываю пальцами складочки по бокам головы.

 

Здесь у нас будет личико куклы.

И заматываю белой нитью, чтобы лоскуток закрепить на столбике.

 

-Теперь я буду делать ручки из боковых уголков. Загибаю внутрь край уголка и складываю ручку вот так.

Чтобы она не раскрутилась, я опять помогаю себе ниточкой.

 

-Теперь очередь другой ручки. Вот наша куколка уже может вам ручками помахать.

Пришла пора, нашу столбушечку нарядить. Начнем с юбки. Мне понадобится  яркий прямоугольный лоскут. Оберну его вокруг не внизу, а вокруг плеч и головы куклы, изнанкой наружу.

 

 

-И завяжу вот так.

- Теперь опущу вниз, привязанный лоскуток и получится юбка.

- Дело за фартучком.  Для него нужен маленький лоскуток другого цвета.

Привязываю его так, чтобы он был впереди и украшаю тесьмой:

 

- Чего нашей куколке не хватает? Правильно – платочка.

-Понадобится лоскуток треугольной формы. Кто поможет мне найти подходящий лоскуток?

Под платочек повяжу кукле на лоб повязочку из тесьмы. А сверху платочек.

Его можно завязать разными способами. Вот так:

 

Сделаем нашей кукле узелочек, чтобы ручки у нашей куклы не были пустыми. Что она может нам в узелочке принести?

ДЕТИ: ( варианты ответов)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Пусть в узелочке принесёт нам куколка здоровье, счастье и благополучие.

 

-Хороша ли наша кукла? Ах, как хороша!!! Как назовём?

ДЕТИ придумывают имя кукле.

- Лоскутками, которые вы себе выбрали, обязательно,  украсьте своих кукол-столбушечек.

Работа это не быстрая – кукол мастерить. И торопиться здесь нельзя, а то кукла получится кривая, да некрасивая. Сейчас мы все вместе сделаем столбики, а в течении  дня,  будем превращать их в куколок.

ДЕТИ садятся за столы, и каждый делает из большого лоскута ткани – столбик-заготовку.

Дальнейшая работа проводиться в подгруппах по 4-5 человек.

НАШИ КУКОЛКИ-СТОЛБУШКИ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы в ДОУ"

Проект расчитан на учебный год. В рамках проекта педагог, дети, родители создают удивительные экспонаты для мини-музея народных кукол, а так же знакомятся с забытыми русскими традициями.[[{"type":"med...

«Роль русской традиционной тряпичной куклы в жизни ребенка»

Статья педагога дополнительного образования ГБДОУ №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга Маслинских А.В....

Проект в подготовительной к школе группы «Изготовление традиционной тряпичной куклы».

Данный проект представляет собой исследование  традиционной  тряпичной куклы, как  элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и ...

«Изготовление традиционной тряпичной куклы».

Цель работы: Познакомиться с традиционной тряпичной куклой, ее происхождением и способами изготовления.Задачи: 1) Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной к...

Изготовление русской традиционной тряпичной куклы Кукла Колокольчик

Задачи: Приобщать детей к традиционной культуре России. Развить интерес к истокам народного творчества.Учиться мастерить куклу из лоскутков ткани. Формировать у детей эстетический вкус, развивать...

мастер-класс для родителей с детьми "Традиционная тряпичная кукла"

Мастер класс "традиционная тряпичная кукла" проведен 29.04.2019 года для родителей с детьми, на котором они узнали о прошлом куклы-закрутки, научились сами делать куклы, как дети, так и роди...