«Совместная деятельность дефектолога и воспитателя по развитию тонкой моторики и зрительно-двигательной координации в конструктивных играх и на занятиях по ручному труду»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Струганова Зоя Васильевна

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместная деятельность дефектолога и воспитателя по развитию тонкой моторики и зрительно-двигательной координации в конструктивных играх и на занятиях по ручному труду»

Основная цель занятий по ручному труду с детьми с ЗПР, также как и с детьми «массовых» групп - развитие мелкой моторики и зрительно- моторной координации. Эффективной такая работа будет, естественно, лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их психологических, возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, крупы, песок, нитки…). Формы работы могут быть разными -  с целой группой,  с подгруппой, индивидуально.

         Мне хотелось бы представить те виды работ по ручному труду, которые были выполнены с  детьми коррекционной группы в первом полугодии этого  учебного года.

          Так, в октябре, работая над темой «Золотая осень.  Деревья и кустарники осенью» ,  с детьми была выполнена коллективная работа (сюжетная  аппликация) из рельефной бумаги, ниток, ткани, т.е.  из различных материалов - панно под названием «Осенний лес»,  где некоторые из деревьев были изготовлены способом силуэтного вырезывания из цветной (ели - из рельефной) бумаги;  солнце, тучи, кусты, еж - из шерстяных ниток разного цвета (клей наносится на нарисованный силуэт, прикладываются нитки, прижимаются пальчиками);  лужи, грибы, некоторые из деревьев - из ткани. По этой же теме была изготовлена работа- панно «Грибы в лесу» с использованием спичек, когда на обычную аппликацию из цветной бумаги накладывается аппликация из спичек разного размера. Индивидуально с каждым ребенком была изготовлена аппликация из засушенных листьев «Знаки зодиака». Из данных работ была оформлена замечательная книга- «Гербарий- гороскоп». Также, в октябре, работая над лексической темой «Дары осени», в ходе закрепления понятий овощи- фрукты, ребята вылепливали силуэты овощей способом налепа пластилина на лист бумаги, на котором прорисован контур предмета. Эта работа, помимо задачи на развитие тонкой моторики, несет в себе задачу на закрепление знаний цвета и формы. Силуэты фруктов изготавливали с помощью ниток (на листе бумаги на прорисованный контур предмета ребенок наносит кистью или пальчиком клей и прикладывает ниточки).

          В ноябре, изучая такие лексические темы, как «Дикие животные», «Зимующие птицы», активно использовала в работе развивающий конструктор «Танграм». Говоря о методике работы с «Танграмом», следует отметить, что при обучении сначала силуэт составляем из прорисованных на образце деталей, затем следует работа с силуэтной картинкой без прорисованных внутренних линий. Силуэты диких животных (образцы «Танграма») были изготовлены на занятиях ручным трудом при помощи разнообразных материалов:

- аппликационная работа из карандашной стружки, которая накладывается на промазанный клеем силуэтный контур;

- из бумаги разной фактуры (бархатной, рельефной, гофрированной);

- из меха (с изнаночной стороны мехового кусочка наносится контур силуэта «Танграма» со всеми прорисованными линиями фломастером, вырезывается, собирается силуэт, наклеивается как в  аппликации из бумаги);

- аналогично – аппликация из ткани разного вида;

- из риса (или любой другой крупы);

- из бисера разного вида.

В ходе изучения темы «Зимующие птицы» активно использовала в работе изготовление фигур птиц способом Оригами (складывание бумаги в разных направлениях).

          В декабре, работая над темой «Зимняя одежда и обувь», в первую очередь закрепляли с ребятами знания о фигуре человека – на занятиях по художественной деятельности выполняли работу техникой налепа пластилина на лист бумаги с предварительным прорисовыванием контура фигуры человека. Интересна для детей работа в парах, когда перед ними поставлена задача – создать из геометрических фигур одинаковую пару перчаток, рукавичек, валенок… Детали для аппликации (из бумаги, ткани) на первых этапах были прорисованы взрослым, а затем полностью предлагалась самостоятельность в выборе узоров, придерживаясь главной цели – одинаковая пара предметов. Также предметы одежды выполнялись способом аппликации из ниток (свитер, шарф), из ваты (шуба, шапка и т.д.).

Все работы, выполненные воспитанниками, естественно, предлагаются на выставку родителям. Иногда для выставки из полученных на занятии работ совместно с детьми оформляются панно. Так, по данной теме (одежда-обувь), получилось панно под названием «Магазин Ока», где в очередной раз попутно можно закрепить знания о том, что одежда висит на вешалках, головные уборы хранятся на верхней полке, обувь – на обувной нижней полке.

В преддверии Нового года  изготовили с детьми коллективную работу – панно «Зимушка-зима», где:

- сугроб – аппликация из ватных дисков (разрезать круглый диск пополам, приклеить);

- снежки – скатывание шариков из ваты;

- елка - обтягивание картонного конуса шерстяной ниткой зеленого цвета по круговой;

- снеговик – конструирование из бумаги, обволакивание ватой.

          В течение полугодия, осуществляя работу по математическому развитию, закрепляли с детьми знание цифр путем вылепливания их из пластилина. Работая над формированием понятий о времени, часах лепили циферблаты разной формы. Таким образом, развитие мелкой моторики  в ходе организованной, совместной деятельности идет неотрывно с закреплением основных математических понятий.

           В заключении следует отметить, что важно позаботиться о том, что в отведенном уголке для художественной деятельности всегда должен иметься в достаточном количестве материал, с которым дети научились работать на занятии по ручному труду для закрепления полученных навыков, развития детского творчества и, конечно – для развития мелкой моторики и зрительно – моторной координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушен...

Консультация для воспитателей тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.Хорошо помогают в развитии мелкой муску...

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями зрения

В статье описываются трудности развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, возрастные особенности развития зрительно-двигательной координации, перечисле...

Конспект занятия на развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Учить детей технике рисования на песке: ребром ладони, щепотью.2.     Развивать мелкую моторику рук и ...

"Игры,направленные на развитие координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации"

Методическая разработка с описанием развивающих игр для детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОНР посредствам использования не традиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

ИСТОКИ СПОБОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ - НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ..В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.Мелкая моторика комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистя...