Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в подготовительной группе "Подводный мир"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Грибанова Светлана Валерьевна

План совместной деятельности

1. Дидактическая игра на развитие ассоциаций

2. Познавательная игра «Чей это предмет?»

3. Сюрпризный момент:

4. Беседа о морских обитателях. Использовать прием «эмпатия» ТРИЗ.

5. Отправление письма.

6. Дидактическая игра «Выбери нужные профессии» -

профессии  помогающие узнать подводный мир.

7. Расскажи стихи руками: «Мои  умелые руки».

8. Волшебные ракушки.

9. Итог работы. Невод с подарками от Садко. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 117»

Советского района

г. Воронеж

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей на тему: «Подводный мир»

в подготовительной группе

               

                Воспитатель: Грибанова С. В.                               

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей на тему: «Подводный мир»

в подготовительной группе

Ознакомление с окружающим:

Задачи: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

  Развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.; воспитывать интерес к природе.

Развитие речи:

  Задачи: Развивать диалогическую речь детей, побуждать их к речевой фантазии, развивать монологическую речь детей, продолжать учить составлять небольшие связные рассказы на заданную тему, развивать ассоциативное мышление детей, отвечать на вопросы полными ответами, употребляя в речи сложноподчиненные предложения;

   Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, активизировать в речи детей прилагательные;

Закреплять названия профессий, без которых мы не увидели и не узнали бы подводный мир;

Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работу над дикцией.

Развивать творческое воображение – умение перевоплощаться в морских жителей, использовать прием «эмпатия» ТРИЗ.

  «Расскажи стихи руками» -  «Мои умелые руки»

  Цель: Развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность;

Закреплять знания об окружающем мире и о природе; формировать интерес к поэзии, к совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

Художественно-творческий труд и конструирование: 
Задачи: Совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности. Расширять представления об окружающем мире, воспитывать к нему эстетическое отношение. Развивать художественный вкус, изобразительную фантазию создавая художественный образ. Формировать чувство цвета, композиции. Вызвать интерес к созданию образа моря по замыслу; создать условия для творческого применения освоенных  умений; учить договариваться и планировать коллективную работу.

Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом, крупами, стразами, бисером и другим бросовым материалом . Создавать совместные, декоративные композиции из разных материалов, проявлять аккуратность в работе.

Развивать воображение и чувство композиции.

Лепка:

Задачи: Вызвать интерес к лепке образов подводного мира представлению.

Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приемов лепки.

Продолжить освоение детьми рельефной лепки: создавать упрощенные фигуры морских обитателей (рыб, морскую звезду, морского конька и т. д.), прикреплять их фону (основе), украшать лепными элементами, стразами и контррельефными (прорезными) рисунками.

Ориентировать детей на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище – конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки.

Аппликация:

 Задачи: Учить детей создавать форму рыбки, как основу будущей композиции «подводного мира». Совершенствовать технику аппликации: переплетать тесьму с картоном, имитируя чешую рыбы;

Оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами.

Закреплять умение выполнять работу в технике мозаика из обрывных кусочков бумаги, поролона, пластиковых трубочек.

Рисование:

Задачи: продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению обитателей подводного мира  комбинированной техникой. Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок обитателей подводного мира – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа:

1. Просмотр иллюстраций, открыток, атласов, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений.

2. Рассматривание изображений морских  обитателей.

3. Беседа о жизни моря и морских жителей.

4. Беседа о Черном море: воспоминания о поездке на юг; рассматривание семейных фотографий.

5. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных – дельфина, акулы, кита, краба, осьминога, медузы, морского конька, летучий рыбы, удильщика, морской звезды, актинии и т. д.

6. Рассматривание изображений обитателей моря в научно-популярных изданиях для детей:

1) «Жизнь в соленой воде» Лесли Джекмен

2) «Жизнь в соленой воде» М. Д. Махлин

2) «Море синий цвет Земли» Э. Дами, А. Сирена

3) «Мир природы» Флоранс Велирак

4) «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков

5) «Атлас подводного мира» О. И. Малютин

6) «Мир моря» Детская энциклопедия «Махаон»

7) «Моя первая энциклопедия «Морские животные» О. Александрова и Е. Дроздова

8) «Самые красивые рыбы» Т. И. Тарабарина

7. Загадки подводного мира.

8. Чтение рассказов из энциклопедий о подводном мире.

9. Чтение произведений художественной литературы:

1) «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

2) Сказка «Русалочка» Г. Х. Андерсена

3) Былина « Садко»

10. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот»;

стихотворения А. Фета «Рыбка»;

рассказа Г. Лагздынь «Живой камушек».

11. Наблюдение за рыбками в аквариуме.

12. Составление фигур морских животных из разных геометрических фигур.

13. Дидактические игры:

1) «Слово на ладошке»;

2) «Доскажи словечко» (Живая азбука подводного мира);

3) «Кто больше назовет действий».

14. Сюжетные игры:

1) «Путешествия на пассажирском теплоходе»;

2) «На подводной лодке»;

3) «Рыболовные суда выходят на лов рыб»;

4) «Ученые изучают подводный мир»;

5) «Пограничный катер охраняет границу» и др.

15. Настольная игра «Ловись, рыбка».

16. Настольно-печатная игра  -  Лото «Подводный мир».

17. Мозаика для малышей «Подводный мир».

18. Подвижная игра «Море волнуется -  раз, море волнуется -  два…»

( «Морская фигура»).

19. Пальчиковые игры:

1) Разминка «Морская»;

2) «Рыбка».

20. Лепка из теста «Кто  в море живет».

21. Создание музея «Подводного мира».

22. Прослушивание кассеты «Волшебство природы» - запись «Играют маленькие волны», сказки «Садко».

23. Домашнее задание:

1) Посещение с родителями зоомагазина.

2) Рисование морских обитателей.

3) Просмотр мультфильмов «В поисках  Немо», «Подводная братва»

Демонстрационный материал:

1.Музей «Подводного мира».

2. Сеть с предметами: трезубец, перо Жар-птицы, ведра, туфелька, зеркало, гусли

3. Бутылка с запиской от Садко.

4..Пластилин, стеки, бисер, картонные заготовки рыбок, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, салфетки, клей.

5.Манка, пшено, камешки, ракушки, пластиковые трубочки, тесьма (разная по цвету и фактуре), нарезанные пластиковые бутылки (водоросли), кусочки поролона, упаковки из-под таблеток, материал,

морские обитатели выполненные из соленого теста.

6. Мозаика «Подводный мир», песочные часы.

7. Почтовый конверт.

8. Макет «Морского уголка».

9. Карточки с названием профессий.

10. Ракушки с жемчужинками на определения номера карточки.

11.Технологические карточки с номером, названием выполняемой работы и материалом из которого работа будет выполняться.

12. Кассета «Волшебство природы» - запись «Играют маленькие волны».

13.Сюрприз письмо от Садко с набором  детских книжек о морских обитателях.

             

                                Литература:

1. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (старшая группа)» Т. И. Петрова, Е.С. Петрова.

2. «100000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А.Парамоновой.

3. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова.

4. «Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)» И. А. Лыкова.

5. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» М. Ю. Картушина.

Ход занятия:

 1. Дидактическая игра на развитие ассоциаций

 Воспитатель: - Я произношу слово лес – о чем вы подумали? Ответы детей: (тишина, свежий воздух, птичьи голоса, цветы, трава, голубое небо, деревья,

прохлада…)

 - Я произношу слово город – о чем вы подумали (машины шум, люди, пыль, дома...)

 - Я произношу слово море – что вам представляется? (прозрачная вода, камешки на дне, разноцветные рыбы, лодка, удочка, шторм,

волны, медуза, пляж…)

Воспитатель: - Море всегда таинственное, непредсказуемое, таит множество загадок и сюрпризов. Люди всегда стремились к морю.

 - А что море дарит людям?  (ракушки, камешки, морскую капусту,

отдых на море, рыбу  и т. д.)

Воспитатель обобщает ответы детей, подводит итог.

 - чтобы поймать одну рыбку, нужна удочка, а чтобы поймать сразу много рыбы нужна…(сеть,невод)

2. Познавательная игра «Чей это предмет?»

Воспитатель: Заброшу-ка я сеть и посмотрю, что в нее поймается.

(Бросает сеть за дверь и вытягивает ее с различными предметами.)

О, какой сегодня необычный улов! Эти вещи принадлежат различным сказочным героям. Узнайте, ребята, каким.

Воспитатель достает из сети предметы, ребята отгадывают, какой сказочный герой их потерял:

 Например: гусли – Садко,

                     трезубец – морской царь Нептун,

                     перо – Жар птица,

                     золотую рыбку – старик,

                     золотой ключик – Буратино,

                     туфельку – Золушка,

                     ведра – Емеля,

                     зеркало – царевне.

3. Сюрпризный момент:

Последней из сети воспитатель достает бутылку. На бутылке ракушка с надписью «SOS».

 - Что обозначает знак «SOS». (Помогите, спасите)

Воспитатель достает из бутылки записку о помощи и читает ее вместе с детьми.

                     « ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

ПОМОГИТЕ!

Я потерял свои волшебные гусли, а ведь они могли, когда надо взволновать море и когда надо успокоить. А без гуслей море стало неуправляемым. Бесконечный шторм на море перемешал все морское дно.

Морские жители просят о помощи!

ПОМОГИТЕ!

Садко»

Воспитатель: -  Раз гусли попали к нам, давайте поможем Садко и морским жителям. -  Посмотрите и до нас докатился шторм. Наше морское дно в беспорядке.

 - Так как, волшебные гусли успокаивают бурю и шторм, попытаемся  на них сыграть.

 - Какую музыку нам нужно играть, чтобы успокоить море?

 - Но на гуслях можно играть всего 1 минуту, за эту минуту мы должны навести порядок на морском дне.

По желанию один из детей играет на гуслях, а другие ориентируясь по песочным часам, собирают морское дно.

Внимание! -  Я начинаю играть, а вы собирайте фрагменты морского дна.

Дети выкладывают на фланелеграфе мозаику «Подводный мир».

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, справились с трудным заданием всего за одну минуту: и море успокоили, и порядок на морском дне навели.

4. Беседа о морских обитателях. Использовать прием «эмпатия» ТРИЗ.

 Воспитатель: - А знаете ли вы жителей подводного мира? Назовите.

 - Не хотелось ли вам стать подводным жителем? 

Воспитатель предлагает детям «превратиться»  в одного из морских обитателей, как бы оживить его (элемент ТРИЗ – эмпатия)    

 - Давайте вы будете превращаться в подводного жителя и рассказывать о себе, как вам живется.

Дети превращаются в рыбу – удильщик, морскую звезду,

рака-отшельника, актинию, ската, медузу, летающую рыбу, морского конька, коралл и т. д.

5. Отправление письма.

 -  Мы так увлеклись морем, морскими жителями, что совсем забыли про Садко и его волшебные гусли.

 - Как же вернуть утерянные гусли Садко? (Ответы детей).

 - Правильно, давайте отправим ему гусли по почте.

Воспитатель кладет в конверт гусли. – А что надо написать на конверте?

( Куда - Морское дно.

  Кому – Садко )

Воспитатель просит детей написать на конверте адрес, а  помощник воспитателя затем относит письмо на «почту».

6. Профессии  помогающие узнать подводный мир.

 - Какой интересный подводный мир, а кто его изучает?

 - Без кого мы не увидели подводный мир?

Дидактическая игра «Выбери нужные профессии».

Водолаз                                                     Воспитатель

Подводник                                                Музыкант

Аквалангист                                            Слесарь

Моряк                                                        Программист

Ихтиолог                                                   Тракторист

Спелеолог                                                 Продавец

Океанолог

Океанавт

Исследователь

Дайвер

Подводник – специалист по подводным, водолазным работам.

Моряк – служащий в подводном  флоте.

Аквалангист – спортсмен, плавающий с аквалангом.

Водолаз – специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением.

Ихтиолог – специалист, изучающий рыб.

Спелеолог – специалист, изучающий пещеры под водой.

Океанолог – специалист, изучающий мировой океан.

Океанавт – исследователь океанских глубин.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

Дайвер – любитель подводного плавания.

Воспитатель: - Подводный мир всегда волновал и притягивал людей.

 - А вам, ребята, хотелось бы иметь в группе «кусочек морского дна»? (Ответы детей)

 - А  мы можем его создать сами, своими умелыми руками.(Ответы детей)

 

7. «Расскажи стихи руками».

Мои  умелые руки.

Мои руки – это волны                  Руками изобразить волну;

Ветер гонит их вперед.

Мои руки – крылья чаек,              высоко, плавно, через стороны

                                                        поднимаем и опускаем руки,

                                                        кисти расслаблены;

Небо их к себе зовет.                   Руки поднять перед собой вверх.

Мои руки – рыбки в море,          Выполнить плавные движения                                                                                                                                                                          

                                                       руками, напоминающие плавание

                                                       рыб;

Плавают туда-сюда.                     согнуть ладонь правой руки влево,

                                                       потом вправо.

Мои руки – это крабы,                 Руки поставить перед собой,

                                                       пальцы вниз;

Разбежались кто куда.                 перебирать пальцами.

Спустимся на дно морское -       Присесть;

Там кораллы, словно ветки,       руки выставить перед собой,

                                                      скрестить, ладони – от себя,                                            

                                                     пальцы  расставить;

Водоросли изумрудом

Раскачалися без ветра. .              руки опустить, плавно ими

                                                      покачивать 

Вот проплыл конек игривый,    Выполнить подскоки на месте;

Как змея ползет мурена,            рукой изобразить волну;

И акула отдыхает                        руки сложить под щеку;

Снится море, ей, наверно.         обеими руками изобразить волну.

8. Волшебные ракушки.

Воспитатель: - Наши руки готовы и для более сложной работы.

- Чтобы создать «кусочек морского дна», я предлагаю разделиться и занять свое место, которое указано в ракушках.

 - Сколько жемчужин вы найдете, такую карточку возьмете.

Дети решают пример, сравнивают с количеством  жемчужин и берут карточку с соответствующим номером. На карточке наклеено число соответствующее жемчужинам, написано слово – прочитав его, ребенок будет знать, что он будет выполнять и наклеен материал из которого нужно выполнить задание.

Например:  

Карточка это подсказка что делать, как делать и из какого материала.

Дети садятся за столы по два человека и выполняют работу на целом листе картона.

9. Итог работы. Невод с подарками от Садко. 

Воспитатель: - Такое у нас море получилось замечательное, сказочное, как настоящее.

-  Мне даже захотелось забросить невод, вдруг попадется золотая рыбка.

Воспитатель забрасывает невод и вытягивает невод с подарками от Садко (детские книжки про обитателей морских глубин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 6-7 лет «Путешествие в Антарктиду»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 6-7 лет...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».Программное содержание:- Рас...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: Понимать значимость профессии в жизни людей.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.Развитие монологичес...