Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 6-7 лет «Путешествие в Антарктиду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Вера Михайловна

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 6-7 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_antarktida.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект совместной образовательной деятельности

воспитателя и детей 6-7 лет

«Путешествие в Антарктиду»

(образовательная область "Познавательное развитие")

Воспитатель  I  категории МБДОУ «Первомайский детский сад»

 Первомайского района Тамбовской области

Петрова Вера Михайловна

Программное содержание

  • Расширить знания о планете Земля (океаны и моря, материки), которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе

по-разному.

  • Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды.
  • Формировать представления об особенностях растительного мира, об условиях обитания животных Антарктиды, о связях и взаимозависимости живых организмов  со средой обитания.
  • Расширять и активизировать словарный запас.
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), наблюдательность, умение делать выводы и умозаключения, умения работать со схемами.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: глобус; картинки с изображением животных и растений Антарктиды, айсберга; аудиозапись звуков ветра, метели, полета космического корабля; фигурки пингвинов; письмо; трехлитровая банка с водой, лед.

Предварительная работа

Чтение сказки  В.Катаева "Цветик-семицветик"; лепка пингвинов, разучивание танца "Три пингвина".

Словарная работа

Проговаривание слов Антарктида, айсберг

Ход мероприятия

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в какой стране мы живем?

Дети. Россия.

Воспитатель. На какой планете находится наша страна?

Дети. Земля. Показ слайда.

Воспитатель. Какой формы наша планета?

Дети. Шар, сплюснутый у полюсов.

Воспитатель. Что придумали ученые, чтобы изобразить нашу планету?

Дети. Карту, глобус.

Воспитатель. Что такое глобус?

Дети. Уменьшенная модель Земли.

Воспитатель. Наша планета очень красивая. Вот какой нашу планету видят космонавты из космоса. Земля - это сверкающий голубой шар. А почему голубой? Как вы думаете?

Дети. Потому что большая часть планеты занята океанами и морями.

Воспитатель. Какие океаны вы знаете? Моря? ( Ответы детей.)

Воспитатель. Что еще есть на планете Земля?

Дети. Суша - материки.

Воспитатель. А какие материки вы знаете?

Дети. Австралия, Африка, Антарктида, Евразия, Северная Америка и Южная Америка.

Воспитатель. Давайте вспомним, как называется материк, на котором мы живем?

Дети. Евразия.

Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (Ответы детей).

СИГНАЛ

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо (ребята просматривают видеописьмо с обращением девочки Жени. Она рассказывает о том, что очень любит путешествовать и ей бы хотелось попасть в Антарктиду. Но на данный момент она очень сильно заболела и просит ребят отправиться в путешествие по Антарктиде и рассказать о своих впечатлениях и наблюдениях).

Раздается стук, вносится цветок.

Воспитатель. Цветик - семицветик поможет нам туда быстро попасть. Все что мы увидим, нарисуем и отправим девочке Жене.

Воспитатель. Антарктида - это южный полюс, но самое холодное место на земле. Одевайтесь потеплее, помогайте друг другу. Приготовились? (аудиозапись со звуками ветра и метели. Отрываем белый лепесток, говорим: «Лети, лети, лепесток...»).

Показ слайда. Антарктида. Ни дорог, ни жилья не видно, лед, снег кругом. Это - Антарктида, громадный, покрытый льдом материк. Местами толщина слоя льда достигает высоты двухэтажного или трехэтажного дома. В Антарктиде не бывает таких теплых дней и дождей , как у нас. Большую часть года трещат морозы, идет снег, и метут метели. Антарктида была открыта намного позже других материков и первыми доплыли до нее русские мореплаватели. Ребята, как вы думаете, на чем можно туда добраться? (Ответы детей). Добраться туда можно на самолете или ледоколе - корабле, который прокладывает себе дорогу, раскалывая льды. Температура воздуха здесь иногда опускается до - 90 С.

Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная Королева - ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни.

А вот обычным людям приходится тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда не надолго - в научные экспедиции.

Показ слайда. Станции.

Люди, которые здесь живут - это ученые, которые изучают погоду, прибрежные скалы и жизнь растений и животных.

Показ слайда. Озеро.

Более ста лет назад ученые обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро. Назвали его - Восток.

Показ слайда. Вулкан.

Есть на материке и вулканы - самые известные из них - Эребус. Это самое теплое место во всей Антарктиде.

Показ слайда. Айсберг.

Ребята, кто знает, что это такое?

Дети. Айсберг. (Дети повторяют это слово.) Это плавающие ледяные горы.

Показ слайда. Айсберг.

Айсберги очень красивы в солнечную погоду, они кажутся разноцветными. Откуда же они появились? Иногда у берегов Антарктиды откалываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы, целые горы, и отправляются в путешествие по океану.

Ребята, как вы думаете, почему айсберги не тонут? Ведь это тяжелые ледяные глыбы. Сейчас мы с вами проведем опыт.

ОПЫТ (в банку с водой помещают большой кусок льда).

 Воспитатель. Ребята, что произошло со льдом? Он утонул?

Дети. Нет

Воспитатель. Почему?

Дети. Лед легче воды.

Показ слайда. Айсберг.

Айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, растут ли в Антарктиде растения? (Ответы детей).

Показ слайда. Растения.

Оказывается в крохотных расщелинах, если в них, хотя бы немного проникает свет и воздух, селятся лишайники и бактерии, мох, грибы.

Показ слайда. Луга.

В защищенных от сильного ветра местах прячутся травы высотой около 1 см. Эти миниатюрные «луга» могут прокормить лишь очень маленьких животных. Поэтому крупных животных, которые питаются травой, здесь не встретишь.

Ребята, а как вы думаете, насекомые могут жить в Антарктиде? (Ответы детей).

Воспитатель. В некоторых защищенных местах живут бескрылые (жуки, нелетающие бабочки, пауки). В Антарктиде всегда дуют пронизывающие ветры и насекомых, будь у них крылья, сразу унесло бы в океан.

Ребята, а какие животные живут в Антарктиде? (Ответы детей). Показ слайда. Пингвины, тюлени, касатки.

Показ слайда. Птицы.

Воспитатель. Давайте назовем птиц. (Ответы детей).

Воспитатель. А какая птица плавает, как рыба? (Ответы детей).

Показ слайда. Пингвин.

Воспитатель. Что вы знаете об этих животных. (Ответы детей). Пингвины - это морские птицы. А почему они не летают, как вы думаете? Пингвины не могут летать по воздуху, потому что у них, очень короткие крылья, а тело тяжелое - они не удержат в воздухе свое тело. Но зато пингвины замечательные пловцы и ныряльщики. Эти птицы хорошо видят в воде, что помогает им добывать пищу.

А чем они питаются? (Ответы детей).Они ловят рыбу, мелких рачков. Лапы их похожи на ласты, они мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Показ слайда. Пингвин.

Пингвины живут большими группами - колониями. Это очень разговорчивые птицы. В воде они всегда молчат, а на суше кричат, трещат, щелкают клювами. Голоса их похожи на звуки трубы.

А знаете, кто заботится о потомстве? (Ответы детей). Яйцо держит на лапках и согревает своим телом папа - пингвин. Он голодает почти два месяца, терпеливо ожидая появления птенца. А как только появится пингвиненок, возвращает его маме. А папа в это время спешит к океану, что бы, наконец, как следует подкрепиться.

Ой, что - то я замерзла. Давайте потанцуем, погреемся.

Ритмическая гимнастика «Пингвины»

Воспитатель. А сейчас мы попробуем определить, почему, купаясь в ледяной воде, пингвины не мерзнут и остаются сухими. Опыт.

Для этого нанесите крем на верхнюю часть кисти руки, а затем опустим ее в воду, достаньте руку из воды и посмотрите. Что происходит с капельками воды? Капельки воды скатываются. Кожа на этом участке не промокла. Тоже и происходит с пингвинами, у которых оперение смазывается подкожным жиром. Поэтому пингвины не мерзнут и остаются сухими.

Воспитатель. Ребята, у пингвинов есть враги? (Ответы детей.) Показ слайда. Тюлени и касатки.

Воспитатель. Ребята, а какие птицы, кроме пингвинов, могут жить в Антарктиде? Показ слайда. Крачка, поморник, альбатрос, буревестник.

Буревестник - очень красивая птица, ее называют предвестником бури, но на самом деле ничего он не предвещает. Просто ему не страшна никакая погода, ветер помогает ему подняться в воздух. Он очень хорошо ходит по воде, а по суше передвигается с трудом.

Вот видите, ребята, даже в Антарктиде, несмотря на холод, растут растения, живут животные.

А вы знаете, ребята, многие страны мира договорились между собой о том, что Антарктида останется нетронутым краем дикой природы.

Воспитатель. Ребята, а не пора ли возвращаться в детский сад? Хорошо, что у нас есть цветик - семицветик.

Аудиозапись со звуками ветра.

Отрываем синий лепесток, говорим: «Лети, лети, лепесток         Сделай так, чтобы мы оказались в детском саду»

Показ слайда.

Воспитатель. Вот и вернулись мы в детский сад. Раздевайтесь. Мы многое увидели и много узнали нового, а сейчас мы поиграем.

Показ слайда.

Посмотрите на слайд и уберите животных, которые не живут в Антарктиде.

Показ слайда. Посмотрите на слайд и уберите птиц, которые не живут в Антарктиде.

Показ слайда. На этом слайде спрятались животные. Ребята, давайте их найдем. А где живут эти животные? (Ответы детей).

Воспитатель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам вылепить животных, с которыми вы познакомились в Антарктиде. На экране изображена схема (последовательность) лепки животных.

Дети лепят животных.

Воспитатель. Вы не забыли, о чем нас просила Женя? Расскажите, что вы нарисуете? В следующий раз мы побываем на материке, который называется Северная Америка. А рисунки для Жени мы нарисуем чуть позже, когда вернемся в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в подготовительной группе "Подводный мир"

План совместной деятельности1. Дидактическая игра на развитие ассоциаций2. Познавательная игра «Чей это предмет?»3. Сюрпризный момент:4. Беседа о морских обитателях. Использовать прием «эмпатия» ТРИЗ....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей по теме "Морское путешествие".

Конспект интегрированной деятельности по математике и изобразительному искусству. Старше-подготовительная группа....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраст"Путешествие в сказку колобок"

Задачи   Образовательные ·        узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат;·        ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Учимся быть дружными».Программное содержание:- Рас...