Программа кружка "Волшебный мир оригами"
материал по конструированию, ручному труду на тему

Скоробогатова Елена Александровна

 

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_-_volshebnyy_mir_origami.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 87 «Ладушки»


Программа кружка

«Волшебный мир оригами»

(на 2 года  с детьми от 5 до  7 лет)

                                                                                                                        Составила: воспитатель

Скоробогатова Е.А.

Нижневартовск   2012 г.

Пояснительная записка.

 

        Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (перевод с английского) и практики работы с детьми дошкольного по обучению основам искусства оригами.
        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у дошкольников развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за воспитанниками старшего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что они любят играть с игрушками сделанными своими руками. В летний период  вместе с дошкольниками мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея создавать с воспитанниками оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен дошкольникам  старшего  возраста, но и способствует развитию  их общих способностей , которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.         Деятельность по созданию оригами позволяют воспитанникам удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа дошкольной организации не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с воспитанниками.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  Знакомить  воспитанников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формировать  умения следовать устным инструкциям.

  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

  Знакомить дошкольников с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.


Развивающие:
 

  Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

  Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии.
  Развивать у воспитанников  способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  Воспитывать интерес к искусству оригами.

  Расширять коммуникативные способностей дошкольников.

  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности.

  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


            Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебный мир оригами рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы деятельность в группе кружка должна составлять 7 - 8 человек. Кружок «Волшебный мир оригами» посещают воспитанники по запросам родителей.  НОД проводятся  два раза в месяц, с октября по  май.

Год
обучения

Количество НОД

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

1

2

18

7

2

2

18

7

 
Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
   

Перспективный план     1-й год обучения

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

  1. Знакомство с оригами.            

  1. Рыбки в аквариуме

Познакомить  воспитанников  с новым видом искусства «оригами»;    с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали

Учить складывать бумагу, используя  базовую форму треугольник,   создавать морскую композицию.

Октябрь

  1. Морковка

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 61)

  1. Дом.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 21)

     

 Учить складывать из базовой формы «воздушный змей» путем дополнительных сгибов

Учить складывать  базовую форму «книжечка»

Ноябрь

  1. Щенок.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 29)

  1. Котёнок.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 31)

Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали,  перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Декабрь

  1.  Снежинка

   

  1. Новогодняя елочка

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 13)

 

Создавать композицию из нескольких базовых форм «воздушный змей»

Январь

  1. Снеговик.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 131)

  1. Лисичка – сестричка

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 34)

Учить  создавать композицию из квадратов с отогнутыми уголками к центру и базовой формы «воздушный змей»

Учить  создавать из базовой формы «книжечка»

Февраль

  1. Зайчик.

  1. Кораблик

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Март

  1.  Цветик семицветик для мамы

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 65)

  1. Луговые цветы

 (С.Соколова «Школа оригами» стр. 73)

Учить  составлять цветок из сложенных  листов  способом «книжечка», и опущенных  углов  прямоугольника по диагонали

Учить  делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

 Апрель

  1. Бабочка

  1. Веточки в вазе

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 104)

Учить складывать бумагу, используя  базовую форму треугольник, дополнять образ различными деталями.

Создавать композицию из базовой формы воздушный змей, используя сгиб «молния»

Май

  1. Курица

  1. Итоговое занятие (диагностическое)

Создавать образ из базовой формы «треугольник»

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Перспективный план

2-й год обучения

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

  1. Репка.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 62)

  1. Веточка рябины

             (С.Соколова «Школа оригами» стр. 110)

Учить создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей», используя складку «молния»

Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине.

Октябрь

  1. Ваза с фруктами

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 105)

  1. Колоски

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 63)

Учить,  используя  различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».

Создать из базовой формы «треугольник» путем составления целого из частей

Ноябрь

  1. Девочка

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 84)

  1. Мальчик

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 88)

Учить  складывать из знакомых базовых форм фигуры человека, следуя словесному указанию воспитателя.

Декабрь

  1. Снегурочка

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 42)

  1. Новогодняя открытка.

 (С.Соколова «Школа оригами» стр. 84)

Используя новую базовую форму, учить  изготавливать детали моделей снегурочки и клоуна соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя

Учить складывать из базовой формы «треугольник», отогнув стороны к средней линии и краям заготовки. Соединять детали в единое целое (ветка ели), мастерить Новогоднюю открытку.

Январь

  1. Два весёлых гуся

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 57)

  1. Избушка на курьих ножках

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 52)

Используя новую базовую форму»треугольник», учить  изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности.

Из квадрата сложенного по вертикали и горизонтали, учить  изготавливать детали модели избушки.

.

Февраль

  1. По сказке «Колобок»

  1. Петушок-золотой гребешок

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 23)

Учить  складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя  базовую форму, учить изготавливать детали моделей животных сказки.

Учить  сворачивать  бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники

внутрь. Используя  базовую форму «воздушный змей» складывать крылья и хвост для петуха.

Март

  1. Астры.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 66)

  1. Ирисы.

(С.Соколова «Школа оригами» стр. 74)

Учить  складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.

Апрель

  1. Закладки для книг

              (С.Соколова «Школа оригами» стр. 148)

  1. Три медведя

            (С.Соколова «Школа оригами» стр. 52)

Учить, по словесному объяснению сгибать лист квадрата углами к центру.

Учить  складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя.

Май

  1. Клоун

      (С.Соколова «Школа оригами» стр. 97)

  1. Диагностическое занятие

Учить  складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя.

Литература:

1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.                                                                                                        

2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

3. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

4. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебное оригами"

Программа кружка составлена для  детей подготовительной группы. Во время кружковой работы дети знакомятся с японским искусством и развивают тонкую моторику рук, что способствует по...

Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...

Программа кружка "Удивительное оригами!"

Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста, на один год....

программа "Волшебный мир оригами"

программа для старших дошкольников "Волшебный мир оригами"...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....