Главные вкладки

    Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям.

     

    Задачи:

    ·        Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

    ·        Продолжать знакомить  детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

    ·        Продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами ( травинки, трилистники, капельки, криуль, кудрина)

    ·        Продолжать развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

    ·        Учить детей оформлять плоскость, элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

    ·        Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

     

    Средства:

    Хохломские изделия; тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды ; наборы пластилина; стеки; влажные салфетки.

     

    Предварительная работа:

    Познавательный рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание изделий и  альбомов декоративно – прикладного искусства.

     

    Ход занятия:

    Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Роспись наносится масляными красками.

    Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

     Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления».

     

    Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

     (Рассказ сопровождается показом демонстрационного материала)

    Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

    Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

    Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

    Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки.

    Воспитатель: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

    Ответы детей: У природы – веточки, листки, травка.

    Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

    Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

    Хотели бы вы превратиться в мастеров Хохломской росписи?

    Ответы детей: …

    Давайте мы украсим стаканчик в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы это сделаем необычным способом - при помощи пластилина. А чтобы у нас это лучше получилось, давайте поиграем и подготовим наши ручки к работе:

    Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

                      Разотру ладошку сильно

                      Каждый пальчик покручу,

                      Поздороваюсь с ним сильно

                      И вытягивать начну!

                      Руки я затем помою,

                      Пальчик к пальчику сложу,

                      На замочек их закрою

                      И тепло поберегу!

     

     

     

    Этапы выполнения работы:

     

         Предложить детям обсудить композицию рисунка: веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании.

    Вспомнить  приемы и последовательность изготовления  таких элементов, как листочки, цветы, ягоды: (раскатывание, расплющивание, закручивание, закрепление на основе, придание элементам выразительности при помощи стеки)

    В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.   

    В конце занятия  устраивается выставка.

     

    Рефлексия:

    Что нового вы сегодня узнали?

    Какие цвета и  узоры используются в хохломской росписи?

    Какое изделие вам понравилось больше всех и почему?

    Что больше всего вам сегодня понравилось и почему?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_zolotaya_khokhloma.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям.

    Задачи:

    • Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
    • Продолжать знакомить  детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
    • Продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами ( травинки, трилистники, капельки, криуль, кудрина)
    • Продолжать развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
    • Учить детей оформлять плоскость, элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
    • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

    Средства:

    Хохломские изделия; тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды ; наборы пластилина; стеки; влажные салфетки.

    Предварительная работа:

    Познавательный рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание изделий и  альбомов декоративно – прикладного искусства.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Роспись наносится масляными красками.

    Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

     Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления».

    Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

     (Рассказ сопровождается показом демонстрационного материала)

    Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

    Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

    Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

    Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки.

    Воспитатель: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

    Ответы детей: У природы – веточки, листки, травка.

    Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

    Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

    Хотели бы вы превратиться в мастеров Хохломской росписи?

    Ответы детей: …

    Давайте мы украсим стаканчик в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы это сделаем необычным способом - при помощи пластилина. А чтобы у нас это лучше получилось, давайте поиграем и подготовим наши ручки к работе:

    Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

                      Разотру ладошку сильно

                      Каждый пальчик покручу,

                      Поздороваюсь с ним сильно

                      И вытягивать начну!

                      Руки я затем помою,

                      Пальчик к пальчику сложу,

                      На замочек их закрою

                      И тепло поберегу!

     

    Этапы выполнения работы:

         Предложить детям обсудить композицию рисунка: веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании.

    Вспомнить  приемы и последовательность изготовления  таких элементов, как листочки, цветы, ягоды: (раскатывание, расплющивание, закручивание, закрепление на основе, придание элементам выразительности при помощи стеки)

    В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.    

    В конце занятия  устраивается выставка.

    Рефлексия:

    Что нового вы сегодня узнали?

    Какие цвета и  узоры используются в хохломской росписи?

    Какое изделие вам понравилось больше всех и почему?

    Что больше всего вам сегодня понравилось и почему?

            

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

    Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

    Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

    Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности (образовательные области "здоровье" и "познание" ) в подготовительной группе "Мои верные помощники"

    Цель:продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;работать над совершенствованием н...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

    Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...