Природный материал как простор для творчества
статья по конструированию, ручному труду на тему
В статье проведена попытка анализа того, как изготовление поделок из природного материала влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskogo_tvorchestva.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества.
Существенным так же является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое, творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.
Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции.
Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи.
Так, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством гармонического развития детей.
Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:
1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей игрушки.
4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).
5. Изготовление игрушки.
6. Анализ и оценка детских игрушек.
Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность.
Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т. д.). Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок.
Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы — развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.
Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.
Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, дидактические игры. Например: «Какая! Какое! Какой!». Дети встают в круг, передавая из рук в руки какой либо природный объект. Например, передавая лесной орех, дети определяют его словами – «круглый», «маленький», «гладкий», «твердый», «коричневый», с острием «на макушке», «с погремушкой» внутри.
«На что похоже?». Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Шляпка желудя похожа на беретку, чашечку, ухо медвежонка, крошечный зонтик, шляпку гриба, пуговичку, рыбий глаз и т.п.; колосок – на дерево, перышко птицы, метелочку, косичку, лисий хвост, конскую гриву.
Задача всей нашей работы заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой.
Таким образом, творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество детей из природного материала.
Работа детей с природным материалом прививает у детей фантазии и любовь к природе....
Совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок из природного материала
Уважаемые родители!Рекомендую вашему вниманию материал для совместной деятельности с детьми.Работа с природным материалом влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Возможность сближения ребенк...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) с использованием природного материала
Связь с другими занятиями:беседы о диких животных леса;рассматривание иллюстраций;чтение рассказа Е.Чарушина «Еж»;лепка грибов для ежика....
Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.
Развивать познавательные, творческие, художественные и конструктивные способности в создания образов, используя различные материалы....
Природный материал как средство развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже н...
Конструирование из природного материала как средство развития творчества ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время на формирование коммуникативных универсальных учебных деятельностей в дошкольном образовании делается особый акцент, на появление новых форм сотрудничества са...
«Конструирование из природного материала как средство развития творчества ребенка дошкольного возраста»
Актуальность: Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основных принципов воспитания ориентируется на новое качество воспитания и о...