Методическая разработка "Космическое путешествие с Лунтиком"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Смирнова Юлия Владимировна

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы на тему: "Космическое путешествие с Лунтиком" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_luntikom.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №77 комбинированного вида

Приморского района

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности с детьми

cтаршей логопедической группы

на тему: «Космическое путешествие с Лунтиком»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Авторы: Смирнова Ю.В. (воспитатель)

                                                                                         

Санкт-Петербург

2014

«Космическое путешествие с Лунтиком»

Цель: Формировать представления детей о космосе, освоении космоса людьми.

Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие:

  1. Формировать элементарные знания о планетах Солнечной Системы.
  2. Закрепить знания детей о первом космическом полёте и профессии космонавта.
  3. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос»

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, инициативности, воспитывать любознательность.
  2. Развивать умение выслушать сверстника, уважать друг друга.
  3. Воспитывать уважение к профессии космонавт, любовь к родной планете.

Речевое развитие:

  1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Космос»: космонавт, ракета, старт, скафандр, планета, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, спутник, инопланетянин, космодром, невесомость.
  2. Формировать умение поддерживать диалог, высказывать свои мысли законченными предложениями.
  3. Развивать связную речь.
  4. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию двигательных умений и навыков в играх с движением, развивать ловкость, быстроту реакции, равновесие.
  2. Воспитывать умение играть в команде.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.

Конструктивная деятельность:

Совершенствовать умение конструировать ракету из нескольких частей по схеме.

Оборудование:

  1. Видеоролик «Первый полёт» под песню А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…».
  2. Презентация с демонстрацией изображений Солнечной Системы и планет, портретов Ю. Гагарина, К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, фотографий Белки и Стрелки.
  3. Музыкальный диск с песнями «Трава у дома», «Я верю, друзья, караваны ракет…», космическая музыка «Полёт к далёким звёздам», «До чего дошёл прогресс».
  4. Воздушные шарики.
  5. Детали ракеты для конструирования.
  6. Ростовой костюм Лунтика.
  7. Проектор, экран.
  8. Компьютер.

Предварительная работа:беседы на тему: «Что такое космос?», «Первый человек в космосе», «Планеты Солнечной Системы», «Звезда по имени Солнце»; рассматривание иллюстраций, плаката, детской энциклопедии на тему «Космос»; рисование на тему «Планеты», «Ракеты и кометы», аппликация «Ракета в космосе», оригами «Ракета», чтение и разучивание стихотворений на тему «Космос».

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, двигательная, конструктивная.

Ход НОД:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! В субботу был замечательный праздник – День Космонавтики! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу!

Появляется Лунтик.

Лунтик: Ой, а возьмите, пожалуйста и меня с собой!

Ведущий: А ты кто такой? И как ты сюда попал?

Лунтик: Ну вот тебе раз! Вы что же не узнали меня? Я – великий космонавт! Я первым побывал в космосе!

Ведущий: Ребята, неужели это пожаловал к нам сам Юрий Гагарин?

Лунтик: Нет, я точно не Гагарин! Я даже не знаю кто это такой! Я Лунтик!!! Я родился на Луне и сквозь космос попал на вашу планету! Ой, забыл, как там она у вас называется?

Ответы детей (планета Земля).

Лунтик: Точно, Земля! Много я видел планет, но только лишь на вашей планете оказалось очень интересно и весело. Здесь я познакомился с моими друзьями Милой и Кузей, а теперь и с вами! Давайте дружить!

Ведущий: Лунтик, мы будем очень рады, если ты отправишься с нами в космическое путешествие. Да, ребята?

Лунтик: Я с радостью. А вы расскажете мне кто такой Юрий …ээээ….?

Подсказки детей: «Гагарин!!!»

Ведущий: Ребят, кто такой Юрий Гагарин?

Ответы детей: «Первый космонавт!»

Ведущий: Молодцы, правильно! А Даня и Майя знают стихотворение про великого космонавта Ю. Гагарина.

Дети читают стихотворение:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Видеоролик «Первый полёт». Показ первых 9-ти секунд ролика.

Ведущий:Лунтик, Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы каждый год отмечаем День Космонавтики!

Лунтик: Интересно, а как это было?

Ведущий: А сейчас мы тебе покажем!

Демонстрация видеоролика «Первый полёт» под песню А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…» С 9-й по 47-ую секунду ролика.

Когда ракета Юрия Гагарина рванула в небо, он произнёс знаменитое слово «Поехали».

Лунтик: Вот спасибо, ребята! Как здорово! Я с гордостью могу сказать, что я теперь тоже знаю кто такой Юрий Гагарин. И обязательно расскажу Кузе и Миле, чтобы они тоже знали.Как бы я хотел побывать в космосе, а вы?

Ответы детей.

Ведущий: Так давайте сейчас с вами все вместе совершим космическое путешествие ко всем планетам Солнечной Системы, а потом вернёмся обратно домой на Землю.

Лунтик: А что такое Солнечная Система?

Слайд с изображением Солнечной Системы и планет.

Ведущий: Солнечная Система – это космическое пространство, в котором находится огромная звезда, наполненная огнём, она называется Солнце. И вокруг этого самого Солнца вращаются другие планеты, в том числе и мы сейчас на нашей планете Земля!

Лунтик: Ребята, а я знаю астрономическую считалочку. Когда я перемещался с Луны на Землю я насчитал 9 планет. Хотите расскажу? Вот что я придумал!

На Луне жил звездочёт,

Он планетам знал подсчёт,

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

А за ним – уже потом,

Девять – дальше всех Плутон!

Ведущий: Ребята, Лунтик не совсем прав. Открою вам секрет, раньше насчитывалось 9 планет, но потом учёные установили, что Плутон настолько маленький, что он перестал считаться планетой и теперь в Солнечной системе 8 планет.

Лунтик: Вот интересно было бы побывать на этих планетах.Ой, ребята, а на чём же можно отправиться в путешествие?

Ответы детей: «На ракете!!!»

Слайд с изображением ракеты и портрет К.Э. Циолковского.

Ведущий: А вы знаете, что первую в мире ракету изобрёл русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. И только через несколько лет другой русский учёный С.П. Королёв (слайд с изображением С.П. Королёва), смог сконструировать и изготовить первый космический аппарат, в котором вокруг Земли сначала полетели знаменитые собаки Белка и Стрелка (слайд с изображением собак), а потом в 1961 году полетел человек Юрий Гагарин.

Лунтик: А где же мы возьмём ракету?

Ведущий: А мы можем с вами её построить!

Конкурс «Собери ракету»

Конкурс проводится по командам под музыку «Трава у дома», дети делятся на 2 команды. У каждой команды детали ракеты – нос, три ступени, иллюминатор, ракетоноситель. Задача – собрать ракету быстрее, чем противник.

Ведущий: Ну вот, теперь можно отправляться! Пора на космодром!(слайд с изображением космонавта в скафандре, ракета, вид из иллюминатора). Мы медленно надеваем скафандр, застёгиваем множество кнопок, молний и пуговиц. На голову одеваем большой прозрачный шлем. Не торопливо идём к ракете. Открываем люк в ракете, проходим вовнутрь. Ракета начинает гудеть. Садимся в космическое кресло. Начинается предстартовый отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!!! Ракета с грохотом взлетает! Мы в невесомости! Подплываем к иллюминатору и смотрим вдаль. Мимо пролетают метеориты.(Слайд с изображением всей солнечной системы и планет). Вот мы пролетаем мимо Меркурия (слайд с изображением Меркурия).

Ведущий: Меркурий – самая маленькая планета солнечной системы, она ближе всего находится к Солнцу, на ней нет атмосферы, постоянно колеблется температура и поверхность покрыта кратерами.

Лунтик: Ребята, а давайте, чтобы наше путешествие было увлекательным и весёлым, мы будем с вами немножко играть.

Игра «Ракета»

Дети образуют 2 круга. Одна команда вокруг красного обруча, другая вокруг синего. Команды ходят вокруг, приговаривая слова:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Дети разбегаются врассыпную, но после слов:

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет!

Дети должны собраться возле обручей своего цвета, взяться за руки. Играем 2 раза.

Лунтик: Все экипажи молодцы, справились! Теперь можно лететь дальше! Занимаем свои места в креслах!!!

Слайд с изображением Венеры.

Ведущий: Венера – 2-ая планета солнечной системы, по размеру почти такая же как Земля, её поверхность скрывают густые облака серной кислоты, покрыта она вулканами, кратерами и горами.

Лунтик: Почему-то мне сейчас хочется потанцевать! Давайте станцуем космический танец?

Звучит песня «До чего дошёл прогресс», Лунтик и дети танцуют.

Ведущий: Ребята, пока мы с вами танцевали – мы очутились на Марсе (слайд с изображением Марса) - это 4-ая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. На поверхности планеты находятся кратеры, вулканы, долины и пустыни.

Лунтик: Однажды, ребята, я встретил инопланетянина. А вы знаете кто это такой?

Ответы детей.

Лунтик: Правильно, это существо с другой иной, чужой планеты.

Давайте представим, что здесь на Марсе, мы повстречали марсианина – инопланетянина. Но он не знает наш язык, а нам нужно жестами объяснить ему, что мы хотим:

- переплыть через реку;

- вкусно позавтракать;

- взлететь, как птица; (дети показывают жестами).  

Ведущий: Молодцы! Полетели дальше?

Слайд с изображением Юпитера.

Ведущий: Юпитер – 5-ая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной Системе.

Лунтик: Ребята, а кто-нибудь из вас знает космические загадки? А я знаю несколько. Хотите загадаю?

  1. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета)

  1. У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски астронавт

А по-русски… (космонавт)

  1. Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

Как одинокий таинственный путник

Летит по орбите искусственный… (спутник)

  1. Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят,

Ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

        Дети отгадывают загадки.

Слайд с изображением Сатурна.

         Ведущий: Вот мы с вами пролетаем шестую от Солнца планету, которая называется Сатурн. Эта планета 2-ая по размерам в Солнечной Системе после Юпитера. Сатурн опоясывают кольца, которые состоят из частичек льда, камней и пыли. Вокруг планеты обращается 62 спутника.

Лунтик: Давайте поиграем здесь в игру, которая называется «Путаница: прыг, скок».

Проверим нашу прыговую-скоковую-игровую энергию и космическую внимательность. Если я крикну «Прыг», - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь «Скок». А если я крикну «Скок» - то вы все подскакиваете и отвечаете «Прыг». Запомнили? Начинаем!!!

Слайд с изображением Урана.

         Ведущий: Пока, ребята, вы играли с Лунтиком, мы приблизились к планете Уран – 7-ой по удалённости от Солнца планету. Это самая холодная планета Солнечной Системы. Ядро Урана состоит из льда и горных пород.

Лунтик: Ребята, я очень люблю стихи. Может быть, кто-нибудь из вас знает космическое стихотворение?

Ведущий: Лунтик, у нас Илюша Корякин знает хорошее стихотворение.

Ребенок рассказывает стихотворение:

Есть в небе звёздочка одна,

          Какая – не скажу,

          Но каждый вечер из окна

          Я на неё гляжу.

          Она мерцает ярко так!

          А в море где-нибудь моряк

          По ней сверяет путь!

Лунтик: Какое хорошее стихотворение. Интересно, а про какую звёздочку рассказывается?

Ответы детей.

Лунтик: А, я догадался! Наверное, про Полярную звезду.

Слайд с изображением Нептуна.

          Ведущий: Мы пролетаем планету Нептун. Она 8-ая и самая дальняя планета Солнечной Системы. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет. Ядро тоже состоит из льда и горных пород.

Лунтик: А может быть мы и здесь поиграем? Я вот слышал, что перед тем, как запустить ракету в космос учёные рассчитывают путь, по которому она полетит. Ребята, а как вы думаете, можно ли заставить воздушный шарик двигаться, как мы захотим? Давайте попробуем.

Эстафета с воздушными шариками под космическую музыку «Полёт к далёким звёздам»

Эстафета:  разделить детей на 2 команды. Дать каждой команде воздушный шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему ускорение одной рукой, так чтобы он не коснулся пола. Выигрывает та команда, игроки, которой закончили эстафету первыми.

Ведущий: Лунтик, очень хорошую игру ты нам предложил. Было весело. Но вот пришло время возвращаться на нашу планету.

Слайд с изображением Земли.

Лунтик: Урааа!!! Земля!

          Ведущий: Посмотрите, мы снова возвращаемся на Землю.Земля – это 3-я планета Солнечной Системы, единственная населённая живыми существами. Поверхность Земли покрыта Мировым океаном, континентами, островами. Спутник Земли – Луна.

Слайд с изображением недр и красот Земли.

Ведущий: Есть одна планета – сад

                   В этом космосе холодном.

                   Только здесь леса шумят,

                   Птиц скликая перелётных,

                  Лишь на ней одной цветут

                  Ландыши в траве зелёной

                  И стрекозы только тут

                  В речку смотрят удивлённо…

                  Береги свою планету –

                  Ведь другой, похожей, нету!

Лунтик: Благодаря встрече с вами и совместному космическому путешествию я узнал кто такие космонавты и сам побывал им. А может быть, ребята, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом.

Ведущий:Стать космонавтом может не каждый – это очень трудная и опасная профессия! Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом?

Дети: Сильным. Смелым. Умным. Здоровым.

Ведущий: Верно. Значит, тем, кто хочет в будущем стать космонавтом, надо хорошо учиться, заниматься спортом и, конечно, хорошо кушать, чтобы стать умным, сильным и здоровым.

Ну вот мы и закончили наше космическое путешествие.

Лунтик: Спасибо Вам ребята! Наше путешествие было очень интересным и познавательным. С вами так здорово! Но мне пора домой!!! А то мои дедуля и бабуля будут волноваться. Я столько узнал интересного, что мне не терпится рассказать об этом моим друзьям Миле и Кузе. Вот они удивятся-то! Ещё я приготовил для вас маленький подарок – диск с мультфильмом про меня и моих друзей, который вы сможете посмотреть, когда немножко отдохнёте после нашего путешествия! До свидания, до новых встреч!